Цель:
1. Развитие слухового и зрительного восприятия.
2. Развитие внимания и наблюдательности.
3. Совершенствование элементарных математических представлений.
4. Развитие мышления и речи (расширение и активизация словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).
5. Развитие общей и мелкой моторики.
6. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Оборудование: мягкая игрушка (Мышонок); плоскостные изображения шести желудей и пяти орехов для работы с фланелеграфом; предметные картинки[5]: лось, еж, кабан, коза, сорока, курица, дятел, воробей; карточки к упражнениям «Теремки», «Соедини точки по порядку» (по количеству детей); веревка (прыгалки); шишки (природный материал), грибы (муляжи); тарелочки, простые карандаши (по количеству детей).
²В кабинете психолога детей «встречает» мягкая игрушка — Мышонок. Психолог и дети здороваются, говорят игрушке и друг другу ласковые слова, затем садятся за столы.
²— Ребята, вы, конечно, знаете русскую народную сказку «Теремок». Напомните мне, пожалуйста, чем она заканчивается. — Давайте немного изменим окончание сказки. Представьте, что вы решили помочь животным — построить для каждого из них отдельный теремок. Сколько же домиков нужно построить? Решил медведь посчитать животных. От труда медведь вспотел, Ведь считать он не умел. Помоги ему скорей — Посчитай всех зверей. | — Пришел медведь, влез на крышу, теремок затрещал и развалился. Еле-еле все успели из него выскочить. Погоревали звери, погоревали и решили новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили! |
² Психолог раздает карточки к упражнению «Теремки». | |
— Ребята, назовите героев сказки и сосчитайте их. — А теперь сосчитайте теремки. — Сколько теремков? —Значит, каждый герой сказки сможет поселиться в отдельный теремок. Возьмите карандаши и достройте домики для животных. | — Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь косолапый. Всего шесть животных. — Тоже шесть. |
Дети находят детали, обозначенные пунктирными линиями, и обводят их. | |
²— Молодцы! Хорошие домики построили, но наши герои стали ссориться, спорить. Они не могут решить, кому в какой домик поселиться. Поможете им? — Как вы считаете, в какой теремок нужно поселить мышку-норушку? — Проведите линию от мышки к самому маленькому теремку. —А лягушку-квакушку? | — Да, поможем. — Ее нужно поселить в самый маленький теремок. Она самая маленькая. — В тот, который немного побольше. |
По этому принципу дети «расселяют» всех остальных героев сказки. | |
²— Стали животные жить отдельно, но скоро заскучали друг без друга. Они решили собираться вместе, чтобы играть, загадывать друг другу загадки и решать интересные задачки. Вот и первая задачка. Мышка просит определить, чего она собрала больше: орехов или желудей? Считать животные не умеют. Как быть? | |
Психолог в произвольном порядке прикрепляет к фланелеграфу изображения желудей и орехов. Дети подходят к фланелеграфу и высказывают свои предложения. | |
— Молодцы, ребята! Помогли животным решить задачку. | — Можно рядом с каждым орехом прикрепить желудь, а потом посмотреть, что останется. Мы ответим мышке, чего больше. — Желудей больше, чем орехов. Один желудь остался лишний. |
² Дети садятся за столы. Психолог раздает карточки к упражнению «Соедини точки по порядку». | |
— Лягушка предлагает отгадать, какое дерево она видела в лесу. Вы сможете дать ответ, если правильно, последовательно соедините все точки от первой до последней. ²— Правильно! Теперь очередь зайчика. Он хочет поиграть с нами в игру «Зайцы и волк». | — Это елочка! |
Выбирается водящий-«волк». Он садится на стул в отдалении от остальных ребят, поворачивается спиной к «зайцам». Дети-«зайцы» становятся за линию, обозначенную веревкой или прыгалками, оттуда идут к «волку», произнося слова: — Волк-волчище, Серый хвостище, Зубастая пасть. Тебе нас не поймать! «Зайцы» подходят к «волку», все вместе дотрагиваются до его спины и бегут за линию. «Волк» вскакивает со стула и гонится за «зайцами», стараясь поймать кого-нибудь из них. Пойманный ребенок становится водящим. Игра повторяется 2-3 раза. По окончании игры дети садятся за столы. | |
²— Вы готовы выполнить задания, которые прислала лисичка-сестричка? | —Да, готовы! |
Психолог прикрепляет к магнитной доске изображения лося, ежа, кабана, козы. | |
— Ребята, рассмотрите картинки, назовите животных, которые на них изображены. — Кто здесь лишний? — Почему вы так решили? — Молодцы! | — Лось, кабан, коза. — Коза. — Лось, еж и кабан — дикие животные, а коза — домашнее животное. |
Психолог снимает картинки с изображениями животных и прикрепляет новые — с изображением птиц. | |
— Ребята, кто нарисован на этих картинках? — Кто здесь лишний? — Почему вы так думаете? | — Сорока, курица, дятел, воробей. — Курица. — Сорока, дятел и воробей — дикие птицы, а курица — домашняя птица. |
В случае затруднений психолог помогает детям сформулировать ответ. | |
²— Волк и медведь собрали в лесу шишки и грибы и прислали нам. Закройте глаза, я разложу их в кабинете. | |
Дети закрывают глаза, психолог раскладывает шишки и муляжи грибов на столах, на полках, на полу кабинета. Дети открывают глаза, психолог делит их на две команды и предлагает одной команде собрать шишки, другой — грибы. Игра проводится в течение 2-3 минут. | |
²— Занятие подходит к концу. Давайте расскажем Мышонку, чем мы занимались. Не забудьте похвалить друг друга. | |
Дети припоминают ход занятия, рассказывают о проделанной работе, делятся впечатлениями, говорят друг другу комплименты, затем прощаются, с психологом, с мягкой игрушкой | |
— До свидания. Я вами горжусь! |