Цель:
1. Развитие слухового и зрительного восприятия.
2. Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности.
3. Развитие слуховой и зрительной памяти.
4. Совершенствование навыков счета.
5. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).
6. Развитие общей и мелкой моторики.
7. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Оборудование: мягкая игрушка (Медвежонок); иллюстрации к русской народной сказке «Маша и медведь»; карточки к упражнениям «Найди, зачеркни, сосчитай», «Построй домик», «Выбери дорожку» (по количеству детей); тарелочки, простые карандаши (по количеству детей).
²В кабинете психолога детей «встречает» мягкая игрушка — Медвежонок. Психолог и дети здороваются, говорят игрушке и друг другу ласковые слова, затем садятся за столы.
²— Ребята, сегодня нас ждет большое и интересное путешествие в сказку. Хотите узнать, в какую? — Тогда давайте рассмотрим картины. | — Да, хотим. |
Психолог показывает иллюстрации к сказке «Маша и медведь». | |
— Рассмотрите картину и расскажите о том, что вы видите на ней. — А кто нарисован на этой картине? | — Маша с подругами идет по тропинке к лесу. Она машет дедушке и бабушке рукой. — Медведь несет короб с пирогами, а из короба выглядывает Машенька. |
Психолог и дети рассматривают и анализируют все пять картин, затем, вспоминая сюжет сказки, прикрепляют иллюстрации к магнитной доске в нужном порядке. | |
— Давайте повнимательнее рассмотрим ту картину, на которой нарисована Маша в лесу. | |
Психолог привлекает внимание детей к пространственному расположению предметов. | |
— Что нарисовано справа? — А слева? — Что вы видите на верхней части картины? — Какие предметы нарисованы внизу? — Перечислите то, что девочка увидела в лесу. | — Ель, гриб, белка,.... — Заяц, куст,.... — Грибы, ягоды, заяц,.... — Ель, березы, грибы, ягоды, бабочек, белку, зайца. |
² Психолог раздает карточки к упражнению «Найди, зачеркни, сосчитай». | |
— Рассмотрите таблицу. Какие предметы нарисованы на ней? — Возьмите из тарелочки карандаши и зачеркните те предметы, которые Маша не видела в лесу. | — Ягоды, бабочки, карандаши, грибы, конфеты, шарики, ели. |
Дети выполняют задание. | |
— Какие предметы вы зачеркнули? — Молодцы! Теперь посчитаем, сколько в таблице елей. — Посмотрите на иллюстрации к сказке. Найдите и сосчитайте все ели. Сколько их? — Сейчас мы будем искать и считать бабочек. Рассмотрите все картины, сосчитайте бабочек. Сколько их? — А сколько бабочек нарисовано на ваших таблицах? | — Карандаши, конфеты, шарики. — Три ели. — Три ели. — Четыре бабочки. — Тоже четыре бабочки. |
Психолог предлагает детям найти и сосчитать ягоды, а затем грибы. ² По окончании задания психолог снимает картины или переворачивает их изображением вниз. | |
— Каких зверей Маша встретила в лесу? —Где жил медведь? | — Белку, зайца, ежа, медведя. —В домике, в избушке. |
— Правильно, сказочный медведь жил в избушке, а как называется жилище обычного медведя? — Молодцы! Как вы думаете, кто делает диким животным жилища? — А домашним животным нужно самим строить жилища? — Почему? — Верно. Какие домашние животные были нарисованы на картине? — Как называется домик, который человек строит для собаки? | — Берлога. — Они сами делают себе жилища. — Нет. — Они живут в доме вместе с людьми. Люди строят им дома. — Кот, собаки. — Конура, будка. |
² Психолог раздает карточки к упражнению «Построй домик». | |
— На этой картинке нарисованы собачьи будки. Внимательно рассмотрите их и нарисуйте в пустом квадрате подходящую конуру — «постройте» домик для собаки. | |
Психолог обращает внимание детей на расположение домов в горизонтальных и вертикальных рядах. При затруднениях дает дополнительные разъяснения. | |
²— А теперь мы отдохнем. Подойдите ко мне. | |
Дети подходят к психологу, вместе с ним произносят текст и выполняют соответствующие движения. | |
Раз — подняться, потянуться, Два — согнуться, разогнуться, Три — в ладони три хлопка, На четыре — руки шире, Пять — руками помахать, Шесть — за парту сесть опять. | |
Дети садятся за столы | |
²— Ребята, давайте еще раз вспомним, что случилось с медведем в конце сказки. — Хотите помочь медведю добраться до его избушки? | — Медведь испугался собак, поставил короб и побежал в лес. — Да, хотим. |
Психолог раздает карточки к упражнению «Выбери дорожку». | |
— Найдите дорожку, которая ведет к дому медведя. Возьмите карандаши и проведите по ней линию — укажите медведю путь. ²— Вот и заканчивается наше первое занятие. Давайте расскажем Медвежонку, чем мы сегодня занимались. | |
Дети припоминают ход занятия, рассказывают о проделанной работе, делятся впечатлениями. | |
— Похвалите друг друга, скажите ласковые слова нашему Медвежонку. | |
Дети говорят комплименты друг другу и мягкой игрушке. | |
— До свидания. Я вас люблю! |