Цели преподавания иностранного языка в средней школе

Вопрос№ 1

Целью обучения иностранному языку в средней школе является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации и способной самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности. Для успешного достижения поставленной цели необходимо решение комплекса задач:

Организовать общение на иностранном языке в рамках опорно-коммуникативного минимума, отражающего мир детства ребенка, в котором живет он сам и его сверстники в стране изучаемого языка. Обеспечить возможность общения, понимание собеседника и воздействие на него своей речью;

Увлечь детей предметом «иностранный язык» и сохранить увлеченность на протяжении всего курса обучения иностранному языку, используя игру в процессе обучения;

Использовать процесс обучения иностранному языку для актуализации положительных черт характера ребенка и изначально-личностных образований путем включения его в действие, в коллективную игру, и направленное на получение результата, связанного с проявлением душевной доброты, доброжелательности, милосердия и других нравственных категорий.

В соответствии с Программой общеобразовательных учреждений «Иностранные языки» в содержание обучения включаются следующие компоненты:

Сферы коммуникативной деятельности, темы, ситуации, коммуникативные и социальные роли;

Специальные (речевые) умения, характеризующие уровень практического владения иностранным языком как средством общения и познания;

Лингвистические знания и формируемые с их помощью речевые (произносительные, лексические, грамматические) навыки, а также технические навыки чтения и письма;

Комплекс лингвострановедческих и страноведческих знаний о национально-культурных особенностях и реалиях страны изучаемого языка;

Общие учебные умения, рациональные приемы умственного труда, обеспечивающие культуру учебно-познавательной деятельности школьников по освоению иностранного языка и по самосовершенствованию в нем.

Основными методами педагогической деятельности в осуществлении непрерывного обучения являются:

· объяснительно-иллюстративный;

· репродуктивный;

· частично-поисковый;

· проблемно-поисковый;

· исследовательско-творческий.

· Методические приемы:

· работа с игрушкой, картинкой;

· прослушивание магнитофонной записи, просмотр видеофильмов;

· слушание с опорой на наглядность и без нее;

· чтение произведений на иностранном языке;

· беседы о стране изучаемого языка, встреча с его исконными носителями или инсценировки встреч с куклами, одетыми в национальные костюмы;

· «живые картинки», пантомима;

· составление диаграмм, ситуативных диалогов;

· коллаж;

· фонетические зарядки;

· физкультминутки.

· Для выполнения дидактических функций используются средства обучения:

· учебная литература;

· методическая литература;

· дидактический материал: карточки, схемы, грамматические таблицы, тесты, игры;

· иллюстративный материал: карты, иллюстрации, фотографии;

· ТСО: телевизор, видеомагнитофон, магнитофон;

· театральный реквизит: костюмы, декорации.

К моменту окончания базовой школы учащиеся достигают такого уровня коммуникативного владения иностранным языком при выполнении основных видов речевой деятельности (говорения, письма, чтения и аудирования), который дает им возможность продолжать языковое образования, используя иностранный язык как инструмент общения и познания. Соответственно варьируется содержание, тематика, отличаются требования к уровню владения языком.

Знания во многом определяют успех обучения ИЯ. Знания есть система ориентиров, опора на которые позволяет осуществлять речевую деятельность, корректную с точки зрения существующих в изучаемом языке норм. Языковые знания могут быть непроизвольно усвоенными в результате наблюдения и подражания речи других людей либо усвоенными произвольно в результате концентрации внимания на языковой форме, т.е. выученными. Приобретение знаний на основе правил, заучивания языковых структур считается наиболее эффективным способом овладения системой языка при следовании принципу сознательности в обучении. К знания можно отнести:

1. языковой материал: фонемы, морфемы, слова, предложения, тесты;

2. понятия о способах и приемах речевой деятельности, т.е. различные правило образования, изменения и употребления слов и словосочетаний;

3. лингвострановедческие знания, например: реалии.

Знания усваиваются в результате выполнения тренировочных упражнений, что ведет к формированию соответствующих речевых навыков.
Навык – это операция, достигшая в результате своего выполнения уровня автоматизма; это автоматизированный компонент сознательно выполняемой деятельности.


В методике преподавания языка навык понимается как автоматизированное действие с фонетическим, лексическим и грамматическим материалом в процессе рецептивной или продуктивной деятельности. Соответственно выделяют навыки речевые (фонетические, или слухопроизносительные, лексические, грамматические) и двигательные (обеспечивающие техническую сторону письма и произнесение звуков). Фонетические навыки обеспечивают звуковое оформление речи, лексические – выбор лексических единиц и их правильное, с т.зр. норм языка, сочетание друг с другом, грамматические – правильное оформление сочетаний слов, синтагм, предложений.
Качества навыка:

1. Автоматизированность – характеризует определенную скорость протекания действия, его целостность и плавность, низкий уровень напряженности;

2. Гибкость – готовность навыка включаться в новые ситуации общения, функционировать на новом речевом материале;

3. Устойчивость – прочность при выполнении речевого действия;

4. Сознательность – способность сознательного контроля в случае возникновения затруднений при построении высказывания или совершения ошибки.

Речевые умения – это способность управлять речевыми навыками для решения задач, возникающих в ходе РД:

1. Умения аудировать;

2. Говорить;

3. Читать;

4. Писать;

5. Переводить

Качества умения:

1. Осознанность – заключается в том, что, совершая то или иное действие, учащийся осознает цель действия и способы его достижения с опорой на знания и навыки;

2. Самостоятельность – проявляется в возможности переноса одного вида деятельности в другой;

3. Продуктивность – означает возможность не только воспроизводить усвоенные в ходе обучения действия, но и находить новые, более эффективные решения применения усвоенных знаний и сформированных навыков;

4. Динамизм – предполагает возможность находить разные стратегии пользования средствами языка в зависимости от конкретных условий и задач общения.

Можно утверждать, что формирование речевых умений является главной задачей в обучении языку, ибо от уровня сформированности умений зависит эффективность участия обучаюегося в речевом общении.

Определение цели определяет весь последующий выбор. С точки зрения Совета Европы по современным ИЯ, основной целью обучения ИЯ является формирование коммуникативной компетенции. Выделяется несколько её составляющих:

1. лингвистическая компетенция – это владение знанием о системе языка, о правилах функционирования единиц языка в речи и способность с помощью этой системы понимать чужие мысли и выражать собственные суждения в устной и письменной форме

2. социолингвистическая компетенция означает знание способов формирования и формулирования мыслей с помощью языка, а также способность пользоваться языком в речи

3. социокультурная компетенция подразумевает знание учащимися национально-культурный особенностей социального и речевого поведения носителей языка: их обычаев, этикета, социальных стереотипов, истории и культур, а также способов пользоваться этими знаниями в процессе общения.

4. Стратегическая (компенсаторная) компетенция – это компетенция, с помощью которой учащийся может восполнить пробелы в знании языка, а также речевом и социальном опыте общения в иноязычной среде.

5. Социальная компетенция проявляется в желании и умении вступать в коммуникацию с другими людьми, в способности ориентироваться в ситуации общения и строить высказывание в соответствии с коммуникативным намерением говорящего и ситуацией.

В отечественной методике выделяют четыре аспекта:

1. учебный практический аспект;

2. воспитательный аспект;

3. образовательный аспект

4. развивающий аспект

Практический аспект: учащиеся овладевают ИЯ как средством общения и должны уметь им пользоваться в устной и письменной форме. Речь идёт об овладевании 4мя видами речевой деятельности:

рецептивными – аудирование и чтение, продуктивными – говорение и письмом, а также связанными с ними тремя аспектами языка – лексика, грамматика, фонетика.


Воспитательный аспект – формирование мировоззрения, патриотизма, нравственно, эстетически и духовно развитой личности. Образовательный аспект – приобретение знаний о культуре страны изучаемого языка, включая литературу, музыку, архитектуру, живопись, историю и т.д., а также знаний о строе языка, его системе, характере, особенностях, сходств и различий с родным.


Развивающий аспект обеспечивает осознание средств выражения мыслей, развитие чувства языка, сенсорного восприятия, мотивационной сферы, умения общаться.
Сегодня очевидно, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности, а сами знания вне определенных навыков и умений их использования, не решают проблему образования человека и его подготовки к реальной деятельности вне школы.
Школьное и вузовское образование сегодня, в соответствии с выделенными Советом Европы пятью базовых компетенциями, необходимых любым специалистам, должно сегодня направлено на решение след трёх задач:

1. Формирование готовности к решению различных проблем

2. Развитие стремления учиться всю жизнь

Совершенствование билингвальной коммуникативной компетенции в устном и письменном общении с учетом социокультурных отличий современного поликультурного мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: