Вопрос№ 1
Целью обучения иностранному языку в средней школе является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации и способной самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности. Для успешного достижения поставленной цели необходимо решение комплекса задач:
Организовать общение на иностранном языке в рамках опорно-коммуникативного минимума, отражающего мир детства ребенка, в котором живет он сам и его сверстники в стране изучаемого языка. Обеспечить возможность общения, понимание собеседника и воздействие на него своей речью;
Увлечь детей предметом «иностранный язык» и сохранить увлеченность на протяжении всего курса обучения иностранному языку, используя игру в процессе обучения;
Использовать процесс обучения иностранному языку для актуализации положительных черт характера ребенка и изначально-личностных образований путем включения его в действие, в коллективную игру, и направленное на получение результата, связанного с проявлением душевной доброты, доброжелательности, милосердия и других нравственных категорий.
|
|
В соответствии с Программой общеобразовательных учреждений «Иностранные языки» в содержание обучения включаются следующие компоненты:
Сферы коммуникативной деятельности, темы, ситуации, коммуникативные и социальные роли;
Специальные (речевые) умения, характеризующие уровень практического владения иностранным языком как средством общения и познания;
Лингвистические знания и формируемые с их помощью речевые (произносительные, лексические, грамматические) навыки, а также технические навыки чтения и письма;
Комплекс лингвострановедческих и страноведческих знаний о национально-культурных особенностях и реалиях страны изучаемого языка;
Общие учебные умения, рациональные приемы умственного труда, обеспечивающие культуру учебно-познавательной деятельности школьников по освоению иностранного языка и по самосовершенствованию в нем.
Основными методами педагогической деятельности в осуществлении непрерывного обучения являются:
· объяснительно-иллюстративный;
· репродуктивный;
· частично-поисковый;
· проблемно-поисковый;
· исследовательско-творческий.
· Методические приемы:
· работа с игрушкой, картинкой;
· прослушивание магнитофонной записи, просмотр видеофильмов;
· слушание с опорой на наглядность и без нее;
· чтение произведений на иностранном языке;
· беседы о стране изучаемого языка, встреча с его исконными носителями или инсценировки встреч с куклами, одетыми в национальные костюмы;
|
|
· «живые картинки», пантомима;
· составление диаграмм, ситуативных диалогов;
· коллаж;
· фонетические зарядки;
· физкультминутки.
· Для выполнения дидактических функций используются средства обучения:
· учебная литература;
· методическая литература;
· дидактический материал: карточки, схемы, грамматические таблицы, тесты, игры;
· иллюстративный материал: карты, иллюстрации, фотографии;
· ТСО: телевизор, видеомагнитофон, магнитофон;
· театральный реквизит: костюмы, декорации.
К моменту окончания базовой школы учащиеся достигают такого уровня коммуникативного владения иностранным языком при выполнении основных видов речевой деятельности (говорения, письма, чтения и аудирования), который дает им возможность продолжать языковое образования, используя иностранный язык как инструмент общения и познания. Соответственно варьируется содержание, тематика, отличаются требования к уровню владения языком.
Знания во многом определяют успех обучения ИЯ. Знания есть система ориентиров, опора на которые позволяет осуществлять речевую деятельность, корректную с точки зрения существующих в изучаемом языке норм. Языковые знания могут быть непроизвольно усвоенными в результате наблюдения и подражания речи других людей либо усвоенными произвольно в результате концентрации внимания на языковой форме, т.е. выученными. Приобретение знаний на основе правил, заучивания языковых структур считается наиболее эффективным способом овладения системой языка при следовании принципу сознательности в обучении. К знания можно отнести:
1. языковой материал: фонемы, морфемы, слова, предложения, тесты;
2. понятия о способах и приемах речевой деятельности, т.е. различные правило образования, изменения и употребления слов и словосочетаний;
3. лингвострановедческие знания, например: реалии.
Знания усваиваются в результате выполнения тренировочных упражнений, что ведет к формированию соответствующих речевых навыков.
Навык – это операция, достигшая в результате своего выполнения уровня автоматизма; это автоматизированный компонент сознательно выполняемой деятельности.
В методике преподавания языка навык понимается как автоматизированное действие с фонетическим, лексическим и грамматическим материалом в процессе рецептивной или продуктивной деятельности. Соответственно выделяют навыки речевые (фонетические, или слухопроизносительные, лексические, грамматические) и двигательные (обеспечивающие техническую сторону письма и произнесение звуков). Фонетические навыки обеспечивают звуковое оформление речи, лексические – выбор лексических единиц и их правильное, с т.зр. норм языка, сочетание друг с другом, грамматические – правильное оформление сочетаний слов, синтагм, предложений.
Качества навыка:
1. Автоматизированность – характеризует определенную скорость протекания действия, его целостность и плавность, низкий уровень напряженности;
2. Гибкость – готовность навыка включаться в новые ситуации общения, функционировать на новом речевом материале;
3. Устойчивость – прочность при выполнении речевого действия;
4. Сознательность – способность сознательного контроля в случае возникновения затруднений при построении высказывания или совершения ошибки.
Речевые умения – это способность управлять речевыми навыками для решения задач, возникающих в ходе РД:
1. Умения аудировать;
2. Говорить;
3. Читать;
4. Писать;
5. Переводить
Качества умения:
1. Осознанность – заключается в том, что, совершая то или иное действие, учащийся осознает цель действия и способы его достижения с опорой на знания и навыки;
2. Самостоятельность – проявляется в возможности переноса одного вида деятельности в другой;
|
|
3. Продуктивность – означает возможность не только воспроизводить усвоенные в ходе обучения действия, но и находить новые, более эффективные решения применения усвоенных знаний и сформированных навыков;
4. Динамизм – предполагает возможность находить разные стратегии пользования средствами языка в зависимости от конкретных условий и задач общения.
Можно утверждать, что формирование речевых умений является главной задачей в обучении языку, ибо от уровня сформированности умений зависит эффективность участия обучаюегося в речевом общении.
Определение цели определяет весь последующий выбор. С точки зрения Совета Европы по современным ИЯ, основной целью обучения ИЯ является формирование коммуникативной компетенции. Выделяется несколько её составляющих:
1. лингвистическая компетенция – это владение знанием о системе языка, о правилах функционирования единиц языка в речи и способность с помощью этой системы понимать чужие мысли и выражать собственные суждения в устной и письменной форме
2. социолингвистическая компетенция означает знание способов формирования и формулирования мыслей с помощью языка, а также способность пользоваться языком в речи
3. социокультурная компетенция подразумевает знание учащимися национально-культурный особенностей социального и речевого поведения носителей языка: их обычаев, этикета, социальных стереотипов, истории и культур, а также способов пользоваться этими знаниями в процессе общения.
4. Стратегическая (компенсаторная) компетенция – это компетенция, с помощью которой учащийся может восполнить пробелы в знании языка, а также речевом и социальном опыте общения в иноязычной среде.
5. Социальная компетенция проявляется в желании и умении вступать в коммуникацию с другими людьми, в способности ориентироваться в ситуации общения и строить высказывание в соответствии с коммуникативным намерением говорящего и ситуацией.
В отечественной методике выделяют четыре аспекта:
1. учебный практический аспект;
|
|
2. воспитательный аспект;
3. образовательный аспект
4. развивающий аспект
Практический аспект: учащиеся овладевают ИЯ как средством общения и должны уметь им пользоваться в устной и письменной форме. Речь идёт об овладевании 4мя видами речевой деятельности:
рецептивными – аудирование и чтение, продуктивными – говорение и письмом, а также связанными с ними тремя аспектами языка – лексика, грамматика, фонетика.
Воспитательный аспект – формирование мировоззрения, патриотизма, нравственно, эстетически и духовно развитой личности. Образовательный аспект – приобретение знаний о культуре страны изучаемого языка, включая литературу, музыку, архитектуру, живопись, историю и т.д., а также знаний о строе языка, его системе, характере, особенностях, сходств и различий с родным.
Развивающий аспект обеспечивает осознание средств выражения мыслей, развитие чувства языка, сенсорного восприятия, мотивационной сферы, умения общаться.
Сегодня очевидно, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности, а сами знания вне определенных навыков и умений их использования, не решают проблему образования человека и его подготовки к реальной деятельности вне школы.
Школьное и вузовское образование сегодня, в соответствии с выделенными Советом Европы пятью базовых компетенциями, необходимых любым специалистам, должно сегодня направлено на решение след трёх задач:
1. Формирование готовности к решению различных проблем
2. Развитие стремления учиться всю жизнь
Совершенствование билингвальной коммуникативной компетенции в устном и письменном общении с учетом социокультурных отличий современного поликультурного мира.