Контроль формирования иноязычных речевых навыков и умений при коммуникативном подходе: объекты, виды, формы, функции, качество

При обучении иностранного языка контроль занимает особое место. Это объясняется тем обстоятельством, что, в отличие от большинства других учебных дисциплин, значительную долю содержания обучения иностранному языку составляют навыки и умения. Формирование навыков и умений происходит успешно только в том случае, если учащийся знает, правильно ли он осуществляет действия, способствующие становлению навыка. Правильную оценку действиям учащихся может дать человек с соответствующей квалификацией, т.е. преподаватель. Оценка и составляет подкрепление – один из трех существующих способов обучения, а подкрепление возможно лишь при наличии квалифицированного наблюдения, т.е. контроля. Контроль начинается с началом рецептивных действий преподавателя, т.е. после того, как учитель начал слушать ответы на заданные вопросы, следить за выполнением упражнений и реакцией учащихся на предъявляемые им стимулы, и заканчивается вмести с ними.


В процессе контроля действия контролируемого сопоставляются с эталоном, который может быть как конкретным (т.е. в виде правила, зафиксированного на бумаге), так и абстрактным.


Контроль – это совокупность рецептивных действий учителя с целью сопоставления воспринятого с конкретным или абстрактным эталоном.

Функции контроля: функция обратной связи и стимулирующая функция.


Объектами контроля являются: знание лексики, грамматических правил, правил чтения и письма, произносительные, лексические и грамматические навыки, понимание иностранной речи и иностранного текста, умения монологической и диалогической речи, чтения и перевода, письмо на ИЯ и др., т.е. другими словами знания, умения и навыки.

1. Контроль знаний или навыков необходим на начальном этапе обучения;

2. Контроль, объектом которого служат преимущественно навыки, характерен для прямых методов; контроль, объектом которого являются главным образом знания, есть признак сознательных методов обучения;

3. контроль умений представляется особенно эффективным, поскольку он позволяет использовать проблемно-поисковые упражнения.

Контроль может быть: текущим (поурочным) и итоговым (в конце четверти, полугодия, учебного года), устным и письменным.


Текущий контроль – одно из важных звеньев всей системы контроля и учета в школе, иногда его называют «следящим контролем», который служит для получения данных о текущей успеваемости в целях правильного управления учебным процессом. Он показывает успеваемость учащихся и недостатки в работе самого учителя => результаты обучения ИЯ в большей степени зависят от методики проведения опроса.


Прежде всего, следует помнить о важной роли вниманий, проявляемого учащимся на уроке, в особенности в момент контроля. Внимание м.б. непроизвольным и произвольным. Для активности произвольного внимания учитель должен указать, на что и когда надо обратить внимание в процессе речевой деятельности.


Текущий контроль может проводиться на любом этапе. Чтобы контроль был эффективным, он должен отвечать следующим требованиям:

Предметом контроля служит проверка развития навыков и умений речевой деятельности. Одновременно контроль должен способствовать их дальнейшему развитию.

Контроль знаний лексики и грамматики проводится «косвенно», в процессе контроля речевой деятельности: в ответах на вопросы сказывается уровень владения грамматикой т лексикой; то же относится и пониманию прослушанного и прочитанного текста.

Контроль должен закреплять пройденные знания, а иногда помогать повторению материала, необходимого для введения нового.

Контроль проводится по заранее намеченному учителем плану, в котором указана форма опроса, приемы, материал и даже фамилии учащихся, если это индивидуальный или комбинированный опрос.

В результате опроса должны быть исправлены все допущенные ошибки.

Методы и приемы контроля должны быть разнообразными, чтобы одерживать внимание класса.

Во время опроса учитель всегда работает со всем классом.

Вопрос учителя задается всему классу, а уже потом для ответа вызывается отдельный ученик.

В результате правильной постановки контроля, во время которого необходимо учитывать цели и задачи, стоящие на каждой ступени обучения, учитель может поставить за урок 6 – 8 оценок, а на младшей ступени обучении даже более.
С точки зрения методики проведения опрос может быть: а) фронтальным, б) индивидуальным, в) комбинированным.
При фронтальном опросе работа ведется по схеме: учитель – класс, что позволяет втягивать в активную работу большое количество учеников. Этот вид опроса дает возможность поставить большое количество оценок. Особенно выгоден этот вид опроса на начальной ступени обучения. Фронтальный опрос способствует развитию учебного интереса, т.к. учащиеся применяют свои знания на практике. Фронтальный опрос возможет и по другим схемам: учитель – учащиеся класса по цепочке; учитель – 2, 3 и более групп учащихся
Индивидуальный опрос проводится по схеме: учитель – ученик, но чаще он проводится по схеме: ученик – класс или 2 ученика – класс. Такая форма опроса дает возможность глубже проверить подготовку учащихся и особенно подходит для работы на старшей и средней ступенях обучения.
Комбинированный опрос идет по схеме: учитель – ученик – класс. такой метод опроса возможен на всех ступенях обучения, он помогает поддерживать интерес и внимание к уроку и создает такую обстановку, при которой весь класс работает. при опросе по данной схеме учитель решает 2 задачи: 1) возможно полнее выявить подготовку учащегося; 2) максимально активизировать класс.
Итоговый контроль имеет место как в конце прохождения какой-либо темы (контрольная работа), так и в конце года. Цель его – обобщение и повторение пройденного, а также диагностика развития навыков и умений. Тестовый контроль знаний.Тест – это кратковременное, технически просто обставленное испытание. Испытание проводится в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается количественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого. Функции тестов: Обучающая – происходит анализ результатов, и учитель и ученик получают информацию, в результате которой возможно изменение учебного процесса;Воспитательная; Контроль – контролируется текущая и итоговая успеваемость, эффективность методов обученият Учебно-организационная – осуществляется прогноз успешности обучения, диагноз пробелов, определение общего владения языком. Специфическая возможна дополнительная обработка результатов тестирования, для Исследовательская определения качества самого тестирования Тесты делятся на: языковые (измеряют лингвистическую компетенцию: лексические, грамматические); речевые (тесты по чтению, тесты понимания на слух): традиционные выявляют навыки и умения чтения, аудирования и письма с помощью вопросно-ответных заданий ;прагматические – это тесты на восстановление речевого отрезка ;коммуникативные – это тесты устной речи, они различаются степенью коммуникативности. Тесты могут быть итоговыми или промежуточными (тематическим и). Итоговые тесты предназначены, для того чтобы объективно подтвердить достигнутый учащимися уровень обученности. Тематический тест призван способствовать улучшению самого учебного процесса.
Тестирование обладает следующими достоинствами: большая объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащегося; исключается воздействие негативного влияния на результаты тестирования таких факторов как настроение, уровень квалификации и др. характеристики конкретного преподавателя; универсальность, охват всех стадий процесса обучения; многофункциональность, позволяющая быстрее понять, как дальше работать с данным учеником; В то же время, тестовый контроль имеет и недостатки: большая кропотливая работа над созданием теста; значительный субъективизм в формировании содержания самих тестов, в отборе и формулировке тестовых вопросов, многое также зависит от конкретной тестовой системы, от того, сколько времени отводится на контроль знаний, от структуры включенных в тестовое задание вопросов и т.д.

Одной из основных проблем тестового контроля является то, что испытуемому дается весь языковой материал, в том числе и тот, который представляет собой правильный ответ и который испытуемый должен лишь узнать (увидеть или услышать). Другими словами, в основе выполнения тестового задания лежит узнавание, а убедительных данных, определяющих условия, при которых узнавание свидетельствует о том, что испытуемый может воспроизвести эту же единицу самостоятельно, пока нет. Более того, нет надежных данных, подтверждающих, что узнавание языковой единицы среди объективно или субъективно похожих на неё является показателем того, что испытуемый сможет узнать её в естественном потоке звучащей речи или при чтении.
Таким образом, успешное выполнение языкового теста не является однозначным показателем умения учащегося оперировать соответствующим материалом в речевой деятельности, продуктивной или даже рецептивной. Единственное, о чём можно говорить с уверенностью, это то, что отрицательный результат выполнения теста свидетельствует о невладении соответствующим материалом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: