Обучение чтению

Чтение – это речевая деятельность, направленная на зрительное восприятие и понимание письменной речи.

Для понимания иноязычного текста предполагается владение набором фонетических, лексических и грамматических информативных признаков, которые делают процесс опознавания мгновенным. Известно, что глаз читающего осуществляет в норме короткие скачки, между которыми происходят устойчивые фиксации на объекте с целью извлечения информации. Наблюдения за движениями глаз показывают, что они делятся на два типа: 1) поисковые, установочные и корректирующие движения; 2) движения, участвующие в построении образа и опознавании воспринимаемого объекта.


Если обратиться к речевым механизмам чтения, то, так же как и в устном общении, огромную роль здесь будут играть речевой слух, прогнозирование и память, хотя проявляют они себя несколько иначе. Роль речевого слуха в процессе чтения определяется особенностью звукобуквенной системы печатного текста.
Вероятностное прогнозирование — «мысленный обгон в процессе чтения» — как неотъемлемый компонент активной мыслительной деятельности также определяет успешность восприятия и понимания в любых видах чтения.


Прогнозирование способствует созданию у учащихся установки эмоционального настроя, готовности к чтению.
Успешность вероятностного прогнозирования зависит от соотношения между известными и неизвестными словами, от степени знакомства с темой, от умения пользоваться мгновенным выбором решения из ряда вероятностных гипотез. Гипотезы составляют один из механизмов поиска.
Понимание содержания происходит на основе ряда сложных логических операций, результатом которых являются установление связей в тексте и переход «от развернутых слов к смысловым вехам».
Ступенчатый характер понимания применительно к иностранному языку был описан 3.И.Клычниковой, которая выделила четыре типа информации, извлекаемой из текста и семь уровней понимания.
Два первых уровня (уровень слов, уровень словосочетаний) свидетельствуют о приблизительном понимании. Узнавая значение слов и словосочетаний в контексте, читающий получает представление о теме, которой посвящен текст. Операции, которые совершает начинающий читатель, отличаются определенной сложностью. Она возникает не только вследствие количественного расхождения словаря читающего с лексикой, наличествующей в тексте, но и по той причине, что многие слова употребляются в переносном значении и не обладают мотивированностью. Большую сложность представляют также многозначные слова, омографы, антонимы и синонимы.


Третий уровень (понимание предложений) более совершенный, хотя он также отличается фрагментарностью. Воспринимая предложение, учащийся должен расчленить его на отдельные элементы, установить связь между ними и их роль в высказывании, опознать грамматические омонимы, особенно в служебных словах, и т.д.


Четвертый и пятый уровни (понимание текста) автор связывает с видами чтения и с тем, к каким типам информации относится извлекаемое из текста содержание.
Шестой уровень — понимание содержательной и эмоционально-волевой информации, седьмой — понимание всех четырех типов информации, включая побудительно-вол евую.

Два последних уровня должны свидетельствовать о полной сформированности технических. Для выполнения этой последней коммуникативной задачи читающий должен уметь обобщать, находить связь между смысловыми кусками, выделять наиболее важное, «переходить в подтекст», достигать полноты, точности и глубины понимания. В результате всех этих операций читающий оценивает текст в широком социальном и культурном контексте, а само чтение характеризуется зрелостью.

От умения понять содержание приблизительно до творческого прочтения, при котором читающий не только воссоздает ход мыслей автора, но и сравнивает, синтезирует прочитанное, принимает или отвергает основную мысль, реорганизует свою мысль или встает на новую точку зрения. Между первым и вторым видом чтения существует ряд промежуточных, имеющих немаловажное практическое значение.


В основу классификации С. К. Фоломкина положила практические потребности читающих: просмотр рассказа, статьи или книги, ознакомление с содержанием, занятие поиском нужной информации, детальное изучение, если нужно, языка и содержания. Каждый вид чтения связан, следовательно, с решением определенных коммуникативных задач.
Целью обучения в школах разного типа являются три вида чтения: ознакомительное, поисковое и изучающее.


Ознакомительное и поисковое чтение относятся к видам быстрого чтения. Различие между ними заключается в достижении степени полноты и точности понимания. Для ознакомительного чтения рекомендуются довольно длинные тексты, легкие в языковом отношении, с незначительным количеством избыточной информации.


Поисковое чтение связано с нахождением в тексте конкретной, нужной для читающего информации: определений, выводов, фактический данных, сведений страноведческого характера и т.п.


Изучающее чтение предполагает достижение детального/полного (100 %) и точного уровня понимания основных и второстепенных фактов, содержащихся в тексте. Это чтение протекает медленно, так как учащийся, имея установку на длительное запоминание, прибегает к повторному чтению, переводу, а иногда и к письменной фиксации содержания, глубже вникает в суть коммуникативной ситуации.
Упражнения для обучения ознакомительному чтению:

1. прочитайте план/утверждение, определите, соответствует ли он/оно последовательности изложенных в тексте фактов;

2. расположите вопросы (заголовки), данные в ключе, в последовательности, соответствующей содержанию текста;

3. выберите правильный ответ из 3 — 4 вариантов;

4. найдите в тексте ответ на вопрос, поставленный в заголовке;

5. составьте план текста;

6. найдите основную мысль в начале, середине и конце текста;

7. подчеркните в каждом абзаце 1-2 предложения, которые можно было бы опустить как несущественные;

8. просмотрите текст и озаглавьте его;

9. перечислите факты, которые вы хотели бы запомнить;

10. составьте аннотацию/краткий реферат прочитанного;

11. передайте содержание текста в устной/письменной форме;

12. составьте выводы на основе прочитанного;

13. назовите наиболее интересные вопросы/данные, содержащиеся в тексте. Укажите, где можно использовать эти сведения;

14. укажите, какая из двух аннотаций передает содержание точнее;

15. прочитайте текст и составьте на основе содержания схему (диаграмму, анкету и др.);

16. на основе содержания прочитанного текста дорисуйте карту/ схему;

17. выскажите свое мнение о возможности использования информации, содержащейся в тексте, в вашей будущей профессии и др.

Упражнения для обучения изучающему чтению:

1. распределите факты, содержащиеся в тексте, по степени важности;

2. назовите данные, которые вы считаете особо важными. Обоснуйте свое решение;

3. добавьте факты, не меняя структуру текста;

4. найдите в тексте данные, которые можно использовать для выводов/аннотации;

5. составьте аннотацию/реферат;

6. поставьте вопросы к основной и детализирующей информации текста;

7. напишите тезисы по содержанию прочитанного;. составьте письменную оценку (рецензию);

8. прочитайте сокращенный вариант текста, заполните пропуски недостающими словами;

9. переведите на родной язык указанные абзацы/части текста и др.

Упражнения для обучения поисковому чтению:

1. определите тему/проблему текста (статьи);

2. прочитайте текст, определите, освещены ли в нем указанные вопросы;

3. найдите в тексте основной довод в пользу заголовка;

4. прочитайте два текста на одну тему, назовите расхождение в содержании (в количестве приведенных фактов, разнице оценок и т. д.);

5. найдите на указанной странице характеристики действующих лиц, инструкцию, рецепт, рекомендации и т.д.;

6. просмотрите аннотацию, определите, соответствует ли она содержанию текста;

7. найдите абзацы, посвященные указанной теме;

8. найдите в тексте ответы на вопросы (дающие основания для выводов);

9. просмотрите рисунок, назовите абзац, который он иллюстрирует;

10. найдите в тексте факты, которые автор относит к положительным/отрицательным;

11. разделите текст на части в соответствии с пунктами плана;

12. выразите свое мнение о содержании текста и соотнесите его со своим собственным опытом и др.

Чтение, как и любая другая форма письменного или устного общения, требует большой практики, поэтому учащиеся должны читать как можно больше. При самостоятельном чтении учащиеся должны широко опираться на свой речевой опыт. Особое значение имеет догадка, объективно существующая в мыслительной деятельности человека и в большинстве случаев подкрепляющаяся контекстом — языковым и смысловым (ясно выраженным и подразумеваемым).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: