Содержание школьного курса зарубежной литературы

Основной целью литературного образования является приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой классики, формирование культуры художественного восприятия и воспитание на этой основе нравственности, эстетического вкуса, культуры речи. Основой содержания литературного образования признано чтение и изучение художественных текстов с учетом литературоведческого, этико-философского и историко-культурного компонентов.

В начальных классах закладываются основы читательской культуры, умения осмысленного выразительного чтения и элементарного разбора художественного произведения. Во многих учебниках художественный текст выступает в качестве основного средства обучения. Разноплановые задания, в том числе творческого характера, направлены на развитие познавательной и эмоциональной сферы младших школьников, полноценного восприятия литературного текста, на включение школьников в активную речевую деятельность.

Школьник, развивая дошкольный опыт, осваивает художественное произведение как целостную структуру, как творение конкретного автора.

В средней ступени (V-IX классы) литература является самостоятельным предметом. Выделяются два звена: V-VII и VIII-IX классы. В V-VII классах литературное произведение изучается как результат творчества писателя, как результат эстетического осмысления жизни. Представление о литературе как искусстве слова предполагает развитие восприятия и понимания текста, поэтики автора. Воспитывается культура речи, культура мышления и общения, формируется эмоциональная отзывчивость, способность к переживанию и сопереживанию.. Учебники и программы по литературе для 9 класса

Идея завершенности литературногообразования реализуется по-новому: в 9 классе предполагается подробное изучениетворчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя при сохранениитребования развития представлений об историко-литературном процессе от древностидо современности. Процесс обучения литературе восновной школе направлен на приобретение общекультурной и литературнойкомпетенций (осознание специфики литературы как искусства слова, знание ипонимание произведений), ценностно-мировоззренческой (понимание мировоззренческихкатегорий, отраженных в литературе), читательской (способность к творческомучтению, способность вступать в диалог с автором, понимание специфики языкахудожественного произведения), речевой (владение видами речевой деятельности,знание норм языка) компетенций.

В связи с этим по-прежнему особоевнимание следует уделить планированию уроков развития речи и внеклассногочтения (не менее 10% от общего количества часов на изучение предмета: 5 класс(102 часа) – 10 часов развития речи и 10 часов внеклассного чтения; 6, 7, 8классы (68 часов) – 6 часов на уроки развития речи и 6 часов на урокивнеклассного чтения; 9 класс (102 часа) – 10 часов на уроки развития речи и 4часа (один раз в четверть) на уроки внеклассного чтения. Уменьшение количествачасов на уроки развития речи и внеклассного чтения в 9 классе связано сувеличением количества писательских имен в списке для изучения, а такжетребованием обязательного изучения ключевых монографических тем (творчество А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя).

Среди учебников нового поколениядля основной школы особое внимание рекомендуем обратить на учебный комплексавтора-составителя Г. С. Меркина. Г. С. Меркин предлагает концентрический нахронологической основе вариант построения курса. Основу содержания программы иучебников составляют произведения, представляющие золотой фонд русской и зарубежнойклассики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: