Традиционно Интернет использовался для поддержки учебников и учебных пособий, а также учебно-методических комплексов (УМК), публикуемых ведущими зарубежными издательствами для изучающи иностранные языки. Как правило, на сайтах, например, британских издательств размещаются дополнительные ресурсы, отдельные тексты и упражнения, аудиозаписи, интерактивные тесты, а также методические материалы для преподавателей. Круг таких материалов определяется, во-первых, методической логикой, во-вторых, техническими возможностями и, наконец, финансовыми ограничениями. В Великобритании на сегодняшний день действуют одни из самых жестких законов по охране интеллектуальной собственности и авторского права в мире. Если представить гипотетическую ситуацию, когда отсутствуют финансовые и юридические ограничения, а единственный критерий – существующие технологии для реализации методических задач, но Интернет мог бы, на наш взгляд, играть более весомую роль в УМК, как и в обучении в целом. УМК должен или может включать программу курса, учебник/ пособие, учебно-методическое пособие и/ или книгу для преподавателя, рабочую тетрадь, задачник, хрестоматию, практикум, словарь, презентации или иные нагрядные материалы, методические рекомендации для студентов и преподавателей, рекламные териалы, видео-, аудио- и иные мультимедийные материалы, контрольные работы, материалы для промежуточной и финальной аттестации, в том числе, зачетные и/или экзаменационые материалы, любые иные ресурсы, имеющие учебно- методические цели. Программа УМК может быть размещена на сайте, специально созданным поддержки УМК. Режим доступа определяется автор(ами).
|
|
Возможно размещение двух вариантов программы – демо-версия для рекламных целей в свободном доступе и полная версия с паролем и ограничениями или недопущенияем копирования.
На наш взгляд, имеет смысл размещение в Интернете электронной версии текстового учебника в формате pdf с исключением возможности копирования и с доступом по паролям, как, например, сегодня возможно при приобретении отдельных словарей на бумажных носителях с приложенным диском для доступа к электронной версии (непосредственно на диске) или к более расширенной, снабженной многочисленными гиперссылкамиИнтернет-версии. Естественно могут возникнуть возражения в связи с возможностью взламывания и копирования авторских материалов, но данное исследование сосредоточено исключительно на гипотетических потребностях преподавателя и студента. Было бы весьма эффективно разрабатыватьгипертестовый учебник или пособие, использование которых могло бы свестик минимуму затраты времени на поиск информации в Сети, а также сделать текст учебника максимально приближенным к человеческому структурированию и восприятию знаний. Не случайно, именно в силу своей гипертекстовости, Интернет представляет собой популярную и мотивированную среду для обучения и получения любых знаний. Хотя рабочие тетради и аналогичные составные части УМК традиционно разрабатываются и выпускаются в печатном виде, не исключена подготовка интерактивной рабочей тетради или ее составляющей. Рабочая тетрадь может в Интернете иметь «привязку» к справочным ресурсам или сайтам-тренажерам, где студенты могли бы делать интерактивные тесты и задания, получая не только оценку, но и пояснения.
|
|
Имеет смысл выносить в Интернет звуковые файлы, доступ к которымобеспечивается как во время аудиторных занятий, так и при самостоятельной работе студентов. Часть материалов может дублироваться на дисках, прилагаемых к учебникам/ учебным пособиям и рабочим тетрадям. Желательно размещение в Сети дополнительного количества аудиоматериалов, в том числе для проверочных работ, зачетов и экзаменов, доступ к которым должен быть ограничен, как вариант, - через регистрацию и авторизацию преподавателей на сайте УМК. Если курс не имеет собственныхаудио- или видеоматериалов, то возможно внесение в УМК гиперссылок на соответствующие ресурсы Интернета, например, телевидение, сайты медийных компаний (Bloomberg News, BBC и прочие). Отдельно следует оговорить те курсы, которые предусматривают активные методы обучения, метод проектов, кейсы и прочие. Такие методы, как правило, опираются на реальные аутентичные источники, к которым относится и Интернет. Для студентов, несомненно, такое привлечение
Интернет-ресурсов повысит мотивацию и автономию, а, как результат, - станет более эффективным. Не возбраняется использование размещаемых в Сети бесплатных материалов, предлагаемых для иных целей, снабдив их соответствующим методическим комментарием или на сайте УМК, или в учебнике/ пособии/ методических рекомендациях. Желательно на сайте структурно выделить каждый вид работ с применением активных методов обучения для того, чтобы студенты и преподаватели могли в полной мере ознакомиться с методикой, технологией, осознать объемы и порядок работы и предполагаемые результаты. Обязательным является доведение критериев оценки и возможность предварительной самостоятельной (или коллективной)
оценки таких видов работы самими студентами.
Презентации учебных материалов УМК в виде слайдов в программе «PowerPoint» обязательны для дисциплин профессионального блока. Однако, многолетний опыт использования данной программы для представления
самых разных языковых материалов, в том числе, в УМК позволяет отмечать их высокую эффективность в обучении иностранному языку. Практически оправданно и не занимает много времени представление большинства материалов учебников, пособий и рабочих тетрадей в данной программе.
Кроме того, на основе слайдов можно представлять упражнения и задания в наглядной форме, в формате, позволяющем существенно повысить мотивацию студентов.
Слайды в «PowerPoint» могут содержать мультимедийные форматы, например, фото-, видео- и аудиоматериалы, а также гиперссылки на Интернет-ресурсы. Легкий доступ к презентационным слайдам, размещенным в Сети в аудитории и дома позволяет использовать их на занятиях при объяснении нового материала даже в отсутствии учебников или недостаточного количества их копий, а при самостоятельной работе студентов возвращаться к пройденному. Кроме того, слайды в PowerPoint можно сопровождать текстом, комментирующим его. Данная опция позволяет использовать презентацию не только автору слайдов, но и любому преподавателю и/ или студенту. При необходимости, автор слайдов может разместить текст методических указаний или раздаточного материала, сопровождающего презентацию. В данном случае может решаться методическая задача доведения методических рекомендаций до студентов в наиболее доступной форме – вместе с учебными языковыми материалами.
|
|
Размещение хрестоматий в Интернете напрямую связано с соблюдением авторского права. Однако, по ряду дисциплин используются отдельные источники, которые находятся в общественном пользовании, например, для иностранного языка – это классические произведения и соответствующие материалы Сети. Если в Сети уже размещены те или иные источники, то можно избежать вопросов с авторским правом переадресовав студентов на соответствующие сайты. Возможно ограничение доступа к материалам хрестоматии через пароль и невозможность копирования и их некоммерческое использование, то есть хрестоматия не должна включаться в стоимость УМК. В любом случае для студентов необходимо предоставить список дополнительных источников для дальнейшего или более глубокого изучения, как отдельных вопросов, так и дисциплины (курса) в целом.
Понятие «хрестоматии» применительно к иностранному языку может быть расширено за счет включения Интернет-адресов тех сайтов, которые содержат учебные, языковые, словарные, справочные и иные материалы, служащие для углубленной проработки программы.
Если УМК используется несколькими вузами или большим количеством преподавателей одного вуза, на сайте УМК следует также размещать учебно-методическое пособие, которое может быть аналогом Книги для преподавателя, издаваемой британскими издательствами. Российский подход к методике требует более полных методических указанийи возможно иных дополнительных форм материалов для закрепления пройденного. Естественно доступ к такого рода публикациям для студентов должен быть ограничен.
Тоже относится к материалам промежуточной и конечной аттестации, билетам для проведения зачетов и экзаменов. Именно это часть УМК в меньшей степени по сравнению с другими требует сетевого размещения. Тем более, достаточно трудно предположить их применение в Интернет-среде. Исключение составляют интерактивные тесты и задания, аудио- и видеоматериалы.
|
|
Все вышесказанное может быть неоднозначно воспринято в рамкахочного обучения, но абсолютно однозначно приемлемо и необходимо в очно- заочном и дистанционном обучении. Более того, при любой системе организации образования работа с УМК, размещенным на сайте, может решить проблему контроля за работой студента. Можно легко отслеживать сроки, длительность и структуру работы студентов (и преподавателей – для руководства образовательными учреждениями). Можно включить в обучение использование других Интернет-сервисов, например, доступнейшего из них – электронной почты, чтобы создать портфель студента для контроля и отслеживания прогресса.
В дополнение к электронной почте, УМК также могут инкорпорировать в процесс обучения отдельные Интернет-технологии, например, блоги, вики идругие, что позволяет формировать и совершенствовать коммуникативную компетенцию студента, делать процесс обучения увлекательным, а студентов более автономными.
Следует отметить, что размещение всех или любых составных частей УМК возможно и в интранетах для большей безопасности, а частичное размещение в Интернете может осуществляться через электронные библиотеки, что также повышает безопасность с точки зрения реализации авторских прав.
Преимущества использования Интернета на уроке
Все большую роль в обучении иностранным языкам приобретает Интернет. Особенно важными для целей обучения свойствами Интернета являются:
его информативность;
его роль в повышении мотивации обучения.
Если ученики занимаются с интересом, то, как правило, и успехи их улучшаются. Они наглядно представляют себе, для чего им нужны хорошие языковые знания. Для уроков с использованием Интернета характерны:
самостоятельность учеников в выборе материала;
активность;
заинтересованность.
Используя Интернет, можно:
воспользоваться любыми банками данных и разными энциклопедиями;
непосредственно общаться через любые расстояния с носителями языка (хотя язык в общении не всегда бывает литературным).
Регулярное использование Интернета на уроках делает процесс обучения иностранному языку более привлекательным для учащихся, так как:
они получают неограниченный доступ к интересным страноведческим материалам, которые выгодно отличаются от статичных устаревших текстов в учебнике. В первую очередь это касается таких тем, как "Спорт", "Музыка", "Молодежная мода";
благодаря электронной почте и Chat (англ. — "разговор") ученики могут общаться со своими сверстниками в любых странах;
ученики расширяют свой словарный запас, а первую очередь обиходную лексику; улучшаетсихорфография;
учащиеся сами могут участвовать в подборе материала для урока и чувствуют себя более самостоятельными.
Особенности учебных материалов, содержащихся в Интернете
Материалы из Интернета имеют следующие особенности:
если в традиционном учебнике материал статичен, то в компьютере он подается с помощью аудио, видео и анимации;
все тексты в Интернете аутентичные;
упражнения в электронных учебных курсах подходят для самостоятельной работы учащихся, так как в виде помощи им выдаются грамматические таблицы и лексические структуры;
упражнения дополняются акустическими и анимационными трюками, что делает их более наглядными и привлекательными;
компьютер помогает учащимся исправлять ошибки гак, что они не боятся их допускать, что является очень важным моментом в обучении иностранному языку;
ученики могут работать в подходящем для них режиме: компьютер их не подгоняет, а терпеливо ждет, пока они сами справятся с упражнениями;
компьютер проводит дифференцированный анализ ошибок и объективно оценивает сделанные упражнения;
тексты с пропущенными словами могут подбираться индивидуально для каждого учащегося. Можно варьировать частоту пропусков или включать их в зависимости от грамматической
или лексической темы (пропуск артиклей, неопределенной формы глаголов, вспомогательных глаголов, окончаний имен существительных или прилагательных и т. д.); учебные проекты, связанные с электронной почтой, позволяют применять полученные языковые знания в реальной ситуации общения и к тому же письменно. Вся проделанная работа потом устно обсуждается в классе на уроке и по возможности на иностранном языке;
тексты, полученные по электронной почте, могут представлять для учащихся трудности, но учащиеся заинтересованы быстрее их преодолеть, чтобы понять содержание текста и составить
ответ на полученное сообщение от сверстников. В таких текстах, как правило, используется обиходный язык, что является одновременно и трудным, и привлекательным для учащихся.
Проблемы и перспективы использования Интернета в учебных целях
На настоящий момент в Интернете сделаны только первые шаги по созданию хороших электронных учебных курсов. Это такая же трудная работа, как и написание традиционного учебника. Недостатки использования Интернета:
пока не создана единая методика упражнений для работы с Интернетом;
большинство лексических и грамматических упражнений отличается однообразием;
аутентичный материал, взятый из Интернета, часто можно использовать только в работе с учащимися, имеющими достаточные языковые знания.
Постепенно Интернет станет необходимым техническим средством обучения, помогающим качественно улучшить процесс изучения иностранных языков.