Прежде чем давать общую характеристику семьи религиозного права, необходимо определить понятие «правовая семья».
К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.
Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:
— главный творец права Бог, а не общество, госуд-во, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и строго соблюдать;
— источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и действующие в отношении индусов;
— весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует единые правила поведения;
— особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений;
— отсутствует деление права на частное и публичное;
— нормативные правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;
— судебная практика в собственном смысле слова не является источником права;
— во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).