Предисловие. Методическое пособие к практическим занятиям

ЭКОЛОГИЯ

РАСЧЕТНЫЕ ЗАДАНИЯ

Методическое пособие к практическим занятиям

2-е издание, переработанное и дополненное

Хабаровск

Издательство ДВГУПС

УДК 574.(075.8)

ББК Е 081я73

С 664

Рецензент:

Доктор биологических наук, заведующий кафедрой
«Химия и экология»
Дальневосточного государственного университета путей сообщения

профессор Л.И. Никитина

Соснина, Н.А.

С 664 Экология. расчетные задания: методическое пособие к практическим занятиям / Н.А. Соснина, Е.Л. Терехова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2011. – 88 с.: ил.

Методическое пособие составлено согласно обязательному минимуму образовательной программы по дисциплине «Экология» и содержит расчетные задания по разделам: экосистемы, рациональное природопользование и охрана окружающей среды, социально-экономические аспекты экологии.

Предназначено для студентов 1–4-го курсов дневной формы обучения.

УДК 574. (075.8)

ББК Е 081я73

Ó ДВГУПС, 2002, 2011

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие.. 3

1. КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ ОБЪЕКТОВ ГИДРОСФЕРЫ.. 3

1.1. Санитарно-гигиеническая оценка загрязнения водного объекта. 3

1.2. Расчет допустимых концентраций загрязняющих веществ
в сточных водах предприятий при сбросе их в открытый водоем.. 3

2. КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ АТМОСФЕРЫ
И ВОЗДУХА РАБОЧЕЙ ЗОНЫ.. 3

2.1. Санитарно-гигиеническая оценка воздуха рабочей зоны
при различных видах производственных работ. 3

2.2. Расчет предельно допустимых выбросов в атмосферу
от горячих источников. Определение платы за выброс. 3

2.3. Расчет приземных концентраций вредных веществ
в атмосферном воздухе. 3

3. ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ
ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ............................................................................... 67

3.1. Оценка экологического ущерба от загрязнения атмосферы... 68

3.2. Оценка экологического ущерба

от загрязнения поверхностных вод............................................... 75

ПРИЛОЖЕНИЕ.............................................................................................. 80

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК............................................................. 88


Предисловие

Методическое пособие включает в себя три раздела, справочно-инфор­­ма­ционный материал и список литературы. Первый раздел посвящен вопросу нормирования качества природных поверхностных вод. В него включены расчетные задания по санитарно-гигиенической оценке загрязнения водных объектов и определению допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах предприятий. После проведения соответствующих расчетов студентам предлагается, используя дополнительный материал приложения, подобрать схему очистки сточных вод конкретного предприятия, исходя из вида и количества загрязняющих веществ и рассчитанного эффекта очистки.

Второй раздел посвящен контролю за состоянием атмосферы и воздуха рабочей зоны. Студенты знакомятся с основными методиками расчета предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ из нагретых источников, используя справочно-информационный материал, рас­счи­ты­вают плату за выброс. Для тех же источников выброса рассчитывается максимальная приземная концентрация вредных веществ в атмосфере и расстояние от источника выброса, где она достигается. Определяются границы санитарно-защитной зоны предприятия.
Отдельным подразделом выделена оценка санитарно-гигиенического состояния воздуха рабочей зоны при различных видах производственных процессов и определение влияния показателей воздуха рабочей зоны на состояние здоровья обслуживающего персонала.

Третий, заключительный, раздел посвящен оценке экологического ущерба от загрязнения природной среды в результате деятельности промышленных объектов. Используя упрощенные методики расчета, студенты рассчитывают экологический ущерб от загрязнения атмосферы и поверхностных вод.

С учетом специфики вуза во всех разделах при расчете предлагаются производственные ситуации, связанные с деятельностью предприятий железнодорожного транспорта.

Так как результаты расчетов каждого задания являются исходными данными для последующих разделов, рекомендуется студентам выполнять один и тот же номер варианта.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: