Объектом изучения дисциплины является транспорт общего пользования. Перемещение различных видов продукции из пунктов их производства в пункты их потребления выполняет транспорт сферы обращения, который называют магистральным транспортом общего пользования. Это понятие включает в себя все универсальные виды транспорта: железнодорожный, морской, внутренний водный (речной), автомобильный, воздушный (авиационный), а также специальный транспорт – трубопроводный (нефте- и газопроводы) и высоковольтные линии электропередачи (ВЛЭП).
Перевозки пассажиров осуществляются универсальными видами транспорта, а также городским транспортом (автобусами, троллейбусами, трамваями, метрополитеном, такси).
Транспорт, обслуживающий непосредственно технологические процессы производства внутри предприятий, называется внутрипроизводственным, или промышленным транспортом. В структуре внутрипроизводственного транспорта используются как универсальные (железнодорожный, автомобильный), так и специализированные виды транспорта (гидро- и пневмопроводы, конвейерные линии, канатные дороги, автокары и др.).
|
|
К транспорту общего пользования не относятся военный транспорт и транспортные средства, находящиеся в личном пользовании.
Отрасль транспорта как объект изучения является сложной производственно-экономической и социальной системой. Она выступает и как отрасль национального хозяйства, и как отрасль материального производства, продолжающая процесс создания стоимости товаров в сфере обращения и выполняющая важную социальную функцию.
Производительные силы транспорта как совокупность материально-вещественных элементов производства, трудовых ресурсов и способов организации производства являются частью производительных сил всего общества.
Экономика транспорта изучает транспорт как объект производственно-экономических отношений в постоянной взаимосвязи с производительными силами. В связи с этим транспорт является объектом изучения естественных, математических, технических, экономических, географических, социальных и других наук.
В условиях развития многоукладной экономики при экономически целесообразном сочетании разных форм собственности производственно-экономические отношения проявляются как экономические интересы общества в целом, отдельных отраслей экономики, хозяйствующих субъектов, их коллективов и отдельных работников.