Предметом изучения экономики транспорта являются:
– производственные отношения и экономические интересы, возникающие между трудовыми коллективами каждого вида транспорта и коллективами других отраслей экономики страны, между пассажирами и обслуживающими их работниками транспорта;
– производственные отношения и экономические интересы, возникающие между взаимодействующими трудовыми коллективами внутри каждого вида транспорта во взаимодействии и сотрудничестве с трудовыми коллективами других видов транспорта;
– производственные отношения и экономические интересы между трудовыми коллективами и работниками транспортных предприятий и между отдельными подразделениями.
Следует подчеркнуть, что перечисленные выше производственные отношения, в конечном счете, определяются объективными, присущими всем общественно-экономическим формациям экономическими законами:
– стоимости;
– экономии времени;
– соответствия производственных отношений характеру развивающихся производительных сил;
|
|
– неуклонного роста производительности труда и распределения благ в соответствии с количеством труда и его качеством
– и другими.
В дисциплине объективные экономические законы изучаются не сами по себе, а в их проявлении в транспортной отрасли.
Кроме естественно-объективных экономических законов, в дисциплине изучаются и законы, разрабатываемые законодательными органами Российской Федерации. Вот почему в библиографическом списке рекомендован Сборник основных федеральных законов, принятых накануне создания ОАО «РЖД».
Совершенствование производственно-экономических отношений в современных условиях становления, реформирования и развития рыночных принципов управления во всех отраслях производственной и социальной сферы должно основываться на научно-техническом прогрессе, проведении научно обоснованной инновационной политики, на росте профессиональной квалификации работников, повышении их социальной значимости и защищенности.