Как отрасли хозяйства и его продукции

Транспорт, как уже отмечалось выше, является сложной производственно-экономической и социальной системой (ПЭСС) со своей внутренней структурой и со своими особенностями.

1. Транспорту присущ инфраструктурный характер; ликвидность его основных фондов гораздо ниже, чем в промышленности. Транспорт является общим, вернее, необходимым условием любого материального производства, он имеет общеэкономическое, социальное, культурное и политическое значение, выполняет важную роль – гаранта безопасности страны.

Транспорт обладает повышенной энергоемкостью. Так, основные удельные сопротивления составляют на прямых горизонтальных участках:

– железных дорог – 2–4 кг/т перемещаемой массы груза;

– автомобильных дорог – 10–30 кг/т перемещаемой массы груза;

– на водном транспорте – 0,5–0,7 кг/т перемещаемой массы при относительно низкой скорости движения.

Примерно в тех же пропорциях возрастают энергетические затраты на перемещение грузов или пассажиров.

2. Транспорт не создает вещественной продукции, но его деятельность является производительной, обеспечивает рост богатства государства, вносит существенный вклад в ВВП.

С перемещением товаров их потребительная стоимость не изменяется (за редким исключением), а меновая – возрастает. В какой мере?

По оценкам Д. Журавского, А. Горчакова, косвенная оценка вклада железных дорог (разумеется, за счет перевозок грузов и пассажиров) в богатство народного хозяйства страны составляет учетверенную величину их валового дохода; по оценке В. Лунгардта (Германия), – удвоенную величину валового дохода.

Транспорт не производит вещественной продукции, но он может косвенно влиять на количество вещественной продукции. Это можно пояснить на таком условном примере.

Допустим, что на изготовление определенного продукта требуется общественно необходимое время, равное площади прямоугольника S.

 
 


S

На непосредственное производство данного продукта требуется время, равное площади S 1, а на доставку сырья, готовой продукции потребителю (сфера обращения) – время, равное S 2. Площадь S в момент измерения является величиной постоянной, а величины площадей S 1 и S 2 – переменными. Чем успешнее функционирует транспорт, тем S 2 будет меньше, а S 1 – больше. Страна с высоким уровнем развития транспорта имеет меньшие издержки на его функционирование и более благоприятные условия для экономического роста и прогресса.

3. Кругооборот средств на транспорте существенно отличается от кругооборота средств в других отраслях хозяйства, имеющих товарную (вещественную) форму. Прежде всего отличие заключается в том, что транспорт функционирует в сфере обращения, но результаты его деятельности влияют на обращение материальных ресурсов и величину ВВП. Из сравнения схем кругооборота средств в промышленности и на транспорте видно, что в средствах производства (СП¢) на транспорте отсутствует сырье, а есть вспомогательные материалы. В транспортной отрасли нет продукции в товарной форме, а есть транспортный эффект. Имеются и другие особенности, которые накладывают отпечаток на структуру эксплуатационных расходов, на формирование цен (тарифов) и др.

Схемы кругооборота средств в промышленности и на транспорте представлены ниже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: