Введение. Часть I. Экономика отрасли

А.Н. ЕФАНОВ

ЭКОНОМИКА ТРАНСПОРТА

Часть I. Экономика отрасли

Учебное пособие

Рекомендовано Учебно-методическим

объединением по образованию в области

производственного менеджмента в качестве

учебного пособия для студентов высших учебных заведений

Санкт-Петербург 2008


УДК 656:658

ББК 65.37

Е 90

Р е ц е н з е н т ы:

профессор кафедры «Экономика и менеджмент

на транспорте» Санкт-Петербургского государственного

инженерно-экономического университета (ИНЖЭКОН),

доктор экономических наук

Г. А. Кононова;

завкафедрой «Экономика транспорта» Петербургского

государственного университета путей сообщения (ПГУПС)

кандидат экономических наук, профессор

Т. П. Коваленок

Ефанов А.Н.

Е 90 Экономика транспорта: учеб. пособие. Ч. I. – СПб.: Петер-

бургский государственный университет путей сообщения,

2008. – 111 с.

ISBN 978-5-7641-0190-3

Изложено краткое содержание лекций для студентов специальности «Экономика и управление на предприятии (железнодорожный транспорт)».

Учебное пособие полностью соответствует типовой программе по данной дисциплине и государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования.

Соблюдена строгая последовательность изложения всего объема учебной дисциплины, интерпретировались наиболее важные, по мнению автора, положения курса лекций.

Рассчитано на студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений железнодорожного транспорта. Может быть полезно для слушателей бизнес-школ и работников железных дорог.

УДК 656:658

ББК 65.37

ISBN 978-5-7641-0190-3 ã Ефанов А.Н., 2008
  ã Петербургский государственный
  университет путей сообщения, 2008

Введение

Пути сообщения, образующие транспортную систему, имеют исключительно важное значение для функционирования и развития хозяйствующих субъектов, регионов и страны в целом.

Не случайно, по словам английского философа Ф.Бэкона, три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров.

Перемещение грузов обусловлено объективной необходимостью общественного воспроизводства. В каждой стране транспорт обеспечивает географическое разделение труда, специализацию и кооперирование производства материальной продукции регионов и даже стран. Транспорт играет важную роль в размещении производительных сил и в социально-культурном развитии страны.

В отличие от других отраслей хозяйства транспорт является общим, вернее, необходимым условием производства. Страна или регион могут успешно развиваться без сырьевых ресурсов, однако без транспорта экономическое развитие невозможно. Можно арендовать подвижной состав и другие технические средства, но пути сообщения и технологии управления перевозочным процессом должны существовать в каждом регионе.

Транспорт положительно влияет на демографическую ситуацию, способствует росту городов, более равномерному размещению населения, ликвидации культурных, идеологических барьеров, обеспечивая как внутри-, так и межгосударственную общественную интеграцию. Другими словами, транспорт, обеспечивая возможность товарообмена, гармонизации рыночных отношений, развития культурных связей, тем самым способствует росту объемов производства, снижению цен и повышению качества товаров, увеличению национального богатства регионов, страны.

Учебная дисциплина «Экономика отрасли» в подготовке специалистов в области «Экономика и управление на транспорте» появилась в 2004 г. в связи с реструктуризацией железнодорожного транспорта и созданием хозяйственной структуры ОАО «Российские железные дороги» и Федерального агентства, которые вошли в состав Министерства транспорта. Поэтому учебная дисциплина – сравнительно новая, ее структура со временем будет совершенствоваться по мере развития теории в области экономики транспорта и накопленного практического опыта.

Учебное пособие построено следующим образом: первые семь тем изложены применительно к транспортному комплексу, выступающему как самостоятельная отрасль материального производства, продолжающая процесс создания стоимости товаров в сфере обращения (часть I); последующие семь тем содержат материалы, относящиеся только к железнодорожному транспорту (часть II).

Трудно да и нецелесообразно в одном курсе освещать такие темы, как эксплуатационные расходы и себестоимость перевозок; транспортные тарифы и др. для всех видов транспорта. Поэтому закономерности, характерные для всех видов транспорта, рассматриваются в первых семи темах, последующие темы иллюстрированы конкретными данными для железнодорожного транспорта.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: