Динамика износа транспортных средств железной дороги

Транспортные средства Износ транспортных средств железной дороги, %, по годам Темпы роста коэффициента износа в 2005 г. по сравнению с 1993 г.
       
Всего в том числе: 31,1 40,3 63,5 72,1 2,32
         
– электровозы 45,4 48,4 66,7 73,6 1,62
– тепловозы 46,4 51,1 75,5 85,2 1,84
– грузовые вагоны 32,0 38,3 64,0 72,3 2,26
– пассажирские вагоны 18,1 28,7 53,2 58,9 3,25

Оценка эффективности использования ОФ

и ее влияние на основные показатели

Эффективность использования ОФ определяется показателями фондоотдачи:

; ; ,

где – т-км приведенные;

– расходы по перевозкам грузов и пассажиров;

– величина прибыли по перевозкам;

– среднегодовая стоимость основных фондов.

Кроме стоимостных показателей, оценку эффективности ОФ необходимо дополнить показателями производительности технических средств: грузового вагона () и локомотива ():

; ;

; ,

где – т-км эксплуатационные;

– среднесуточный пробег грузового вагона;

– динамическая нагрузка на груженый вагон;

– коэффициент порожнего пробега вагона к груженому;

– т-км брутто;

– эксплуатируемый парк локомотивов;

– рабочий парк вагонов;

– среднесуточный пробег локомотива;

– масса поезда брутто;

– вспомогательный пробег локомотива (по отношению к линейному).

Показатели фондоотдачи и производительности подвижного состава дают неполную характеристику эффективности использования ОФ. На практике наблюдается более сложная взаимосвязь ОФ с важнейшими показателями деятельности железнодорожного транспорта. Схема такой взаимосвязи представлена на рис. 7.5.

 
 


Рис. 7.5. Схема взаимосвязи состояния и использования ОФ

с основными показателями деятельности железной дороги

Воспроизводство ОФ

Чтобы орудия труда были мобильными, необходимо обеспечивать их постоянное воспроизводство. Как известно, воспроизводство ОФ подразделяется на простое и расширенное. Источником простого воспроизводства является амортизационный фонд, а расширенного – специальный фонд.

На рис. 7.6 показаны источники воспроизводства средств труда при планово-централизованном способе управления.

Поскольку основные фонды на железнодорожном транспорте, равно как и в других отраслях народного хозяйства, находились в государственной собственности, то средства для их воспроизводства формировались в фонде накопления и поступали в отрасли централизованно через государственный бюджет.

В рыночных отношениях при многодолевой форме собственности источники воспроизводства ОФ формирует собственник основных фондов.

В течение XIX и ХХ вв. трудами известных ученых, таких как Дж. Кейнс, О. Ланг, Е. Домара, Я. Б. Кваша, М. Н. Фельдман, И. Шумпетер, А. Я. Боярский и др., создана стройная теория воспроизводства ОФ.

 
 


Рис. 7.6. Источники формирования средств труда

при планово-централизованном способе управления

Среди многих проблем воспроизводства ОФ важное значение имеют:

– определение критериев объема ввода и вывода из эксплуатации ОФ;

– определение рациональных сроков службы ОФ;

– обоснование норм амортизации, отражающих специфику орудий труда на транспорте.

Недостаточный вывод устаревших основных фондов объясняется тем, что до настоящего времени теоретически не обоснован норматив вывода износившихся орудий труда на транспорте. Для расчета темпов выбытия ОФ предлагается из теории воспроизводства следующая модель:

,

где – темп ввода основных фондов;

– сроки службы основных фондов;

е – основание натурального логарифма.

Результаты расчетов по данной модели для условий Октябрьской ж.д. представлены в табл. 7.2 [4].

Т а б л и ц а 7.2

Группа основных фондов Коэффициент выбытия
Фактическое значение (2005 г.) Расчетное значение
Здания 4,3 5,8
Сооружения 3,9 5,1
Транспортные средства 8,6 12,3
Прочие 6,9 8,6

В период 70–80-х гг. прошлого столетия темпы обновления ОФ достигали 4,5% в год, что позволяло стабильно поддерживать их расширенное воспроизводство. В настоящее время темпы обновления ОФ железнодорожного транспорта в силу известных причин снизились до 2,4–3,0% в год.

Коэффициент ввода основных средств в условиях расширенного воспроизводства должен иметь своим нижним пределом действующую норму амортизации.

В последние годы средняя норма амортизации на железнодорожном транспорте составляет 8,6%, что значительно превышает коэффициенты ввода ОФ. Это значит, что на железных дорогах отсутствуют достаточные ресурсы для своевременной замены износившихся или морально устаревших средств труда. Используя аппарат теории воспроизводства основных фондов, можно определить размер необходимой поставки основных средств и их возрастную структуру на прогнозируемый период.

Источники воспроизводства ОФ

при рыночных принципах управления

В условиях рыночных принципов управления при многодолевой форме собственности источники воспроизводства ОФ, как уже отмечалось выше, формирует собственник.

Поскольку на железнодорожном транспорте хозяйственную деятельность осуществляет акционерное общество «РЖД», то эта компания должна формировать источники воспроизводства ОФ инфраструктуры путем включения в тарифы инвестиционной составляющей или же получения инвестиций из госбюджета с участием частных компаний, пользующихся транспортной инфраструктурой.

Выполненные исследования показывают, что основным источником воспроизводства ОФ на железнодорожном транспорте в течение последних 15 лет остаются собственные средства, которых недостаточно. Результаты анализа сложившейся ситуации в инвестиционной деятельности на железнодорожном транспорте позволяют классифицировать источники формирования ресурсов для воспроизводства ОФ следующим образом (рис. 7.7):


Рис. 7.7. Классификация источников воспроизводства основных фондов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: