double arrow

IV. По периодам получения


Рис. 12.2. Группировка прибыли

в зависимости от различных признаков формирования

– эффективности программ участия персонала в распределении прибыли.

Прибыль нуждается и в факторном анализе.

Прибыль для коммерческих структур – это цель их хозяйственной деятельности, с другой стороны, прибыль – это источник доходов федерального и местного бюджетов. Поэтому прибыль является функцией внутренних и внешних факторов.

Внутренние факторы делятся на два вида:

первый – это основные, определяющие сущность производственного процесса, второй – это факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины.

Прибыль от продаж определяется количеством и качеством продукции, ее себестоимостью, ценой, а также структурными сдвигами в составе продукции, т.е.

П = Д – З,

где Д – выручка от продаж;

З – суммарные затраты, связанные с производством продукции.

В свою очередь

Д = Ц × Q; З = с × Q, а П = Q (Ц – с),

где Q – объем продукции;

с – себестоимость единицы продукции.

Методом цепных подстановок определяется влияние каждого фактора на прибыль.

Что касается внешних факторов, то они в основном связаны:

– с нарушением порядка установления цен, а также торговых накидок;

– экономией, полученной в результате невыполнения предусмотренных в трудовом договоре мер по охране труда, неиспользования средств по подготовке и повышению квалификации кадров, неиспользования средств для испытания и освоения новой техники и т.д.;

– экономией, полученной от выпуска продукции с отступлениями от установленных стандартов.

Приращение прибыли может быть связано с интенсивными и экстенсивными методами использования ресурсов. Поэтому истинным показателем эффективности может быть рентабельность продаж, определяемая отношением прибыли к выручке от продаж, т. е.

,

где – выручка от продаж без НДС и акцизов.

Рентабельность продаж часто называют показателем эффективности управления.

На железнодорожном транспорте (по основной деятельности) рентабельность от продаж не определяется. Аналогом может служить показатель рентабельности производства продукции, который рассчитывается как отношение объема чистой прибыли к сумме эксплуатационных расходов, т. е.

.

Система оценки рентабельности включает следующие показатели:

1) общую рентабельность, характеризующую эффективность авансированного капитала:

,

где П – прибыль до налогообложения;

К – средняя величина итога баланса;

2) рентабельность активов:

,

где – чистая прибыль,

или

,

где – производственные активы и запасы.

Эти два показателя называют экономической рентабельностью.

3) рентабельность собственного капитала:

,

где – итог раздела III баланса «Капитал и резервы».

Рентабельность собственного капитала называют финансовой рентабельностью.

На железнодорожном транспорте наряду с рентабельностью производства продукции определяется общая рентабельность по формуле

,

где – балансовая прибыль;

Ф – среднегодовая стоимость основных фондов;

ОБ – среднегодовая величина оборотных средств.

Одной из сложных проблем ценообразования на железнодорожном транспорте является определение величины прибыли, включаемой в цены естественных монополий. В настоящее время действует федеральный закон РФ «О естественных монополиях», который регулирует и деятельность железнодорожного транспорта. В соответствии с этим законом в качестве одного из методов регулирования деятельности следует применять ценовое регулирование, осуществляемое путем установления тарифов или их предельного уровня.

Для регулирования цен на продукцию естественных монополий обычно применяется предельный норматив рентабельности, рассчитанный как отношение прибыли к используемому капиталу. Данный норматив рентабельности рассчитывается с учетом того, что предприятия должны за счет получаемой от хозяйственной деятельности прибыли осуществлять инвестиции, содержать социальную сферу, а также выплачивать дивиденды акционерам. Эти составляющие прибыли при определении норматива рентабельности требуют детального расчета. Особого внимания заслуживает инвестиционная составляющая с учетом того, что износ основных фондов достиг предельной величины.

Прибыль от реализации продукции по свободным ценам определяется как разница между выручкой без налогов и сборов, не относящихся на себестоимость, и затратами, включенными в себестоимость. Никаких предельных нормативов рентабельности при этом не предусматривается. Однако налоговая практика свидетельствует о том, что при установлении цены в ее состав должна включаться прибыль, рассчитанная исходя из уровня рентабельности в размере не менее 25%.

Вопросы для проверки знаний

1. Дайте определение цены.

2. Что лежит в основе цены?

3. Какие функции выполняет цена в управлении хозяйственными структурами?

4. На каких принципах формуется цена (тариф) на перевозку грузов?

5. На каких принципах формируется цена на перевозку пассажиров?

6. Краткая характеристика Прейскуранта № 10-01 2003 г. и его отличие от предыдущего Прейскуранта № 10-01 1990 г.

7. Характеристика тарифа на международные перевозки грузов.

8. Характеристика тарифа на сервисные перевозки грузов.

9. В каких случаях применяются договорные тарифы?

10. Методика формирования договорных тарифов.

11. Что такое ценовая дискриминация и может ли она применяться в пригородных перевозках пассажиров?

12. Поясните «принцип платежеспособности». Каким образом он реализуется в Прейскуранте № 10-01?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: