Теперь посланников только 5, двое остались позади в Ефесе и Смирне

1. Общая информация о городе.

a.Пергам находился приблизительно в 55 милях севернее Смирны и 25 милях от Эгейского моря.

b. Название города означает «пергамент» и именно здесь впервые пергамент был произведён.

c. Пергам был официальной столицей Римской провинции Асия в течение 2-х с половиной веков. Это был зажиточный город, и богатство города тратилось на строительство храмов для поклонения идолам. В городе находился холм высотой 1000 футов, покрытый такими храмами и жертвенниками, посвящёнными греческим богам и богиням, таким как Зевс, Афина, Дионис и Асклепий. Символом Асклепия был змей. Храм Асклепия, известного как бога исцеления, привлекал людей со всего мира. Одним из способов поклонения этому богу было кормление живой змеи в храме. Больные люди приходили сюда для того, чтобы провести ночь в храме, где ползали неядовитые змеи. Если одного из них касалась змея (то есть сам бог), то он излечивался от своей болезни.

d.Не смотря на то, что столько внимания уделялось поклонению идолам, Пергам стал первым городом, в котором появился храм для поклонения Римскому Императору. Этот храм был воздвигнут в 29 г. до Р.Х. в честь Августа. Говоря о Смирне, мы упоминали поклонение императору, но по сравнению с соседними городами, более всего поклонялись Цезарю в Пергаме. В Смирне человек оказывался в опасности в случае, если он не появлялся в день, когда нужно было возносить курения и получать свидетельство об этом, а в Пергаме эта опасность присутствовала ежедневно.

e. Пергам был также известен благодаря своей библиотеке, которая соперничала с коллекцией книг в Александрийской библиотеке в Египте. Сначала папирус для библиотеки импортировали из Египта, из единственного места, где это растение произрастало в больших количествах. Но, похоже, что когда Египетские правители узнали о том, что они делали, они прекратили экспорт папируса в 180 г. до Р.Х. Это привело к изобретению нового материала для письма, который стали производить из кожи животных. Автором этого изобретения стал Юменис, а сам материал назвали «пергамент».

2. Качества говорящего – В этом послании Христос определяет Себя как «Имеющего острый с обеих сторон меч». Помните ли вы, что это означало ранее в видении Иоанна? Это связано с Его властью как судьи, а также с Его способностью победить врагов и осудить их. Это упоминается в данном отрывке в 16 стихе, и будет упоминаться вновь в 19 главе, где это будет обозначать окончательную победу Христа над всеми силами мира. (Не допустите ошибки в данном случае: когда Христос вернётся, Он придёт в качестве воина!)

3. Знание о людях – И опять, три момента, о которых говорит Христос. Он знает:

a. «Где ты живёшь» -описывая место, где находились люди, к которым Он обращается. Место их нахождения имеет особое значение.

b. Второй момент, о котором упоминает Христос: «там, где престол Сатаны». Многие связывают это с тем фактом, что там находилось много храмов ложным богам, но это можно сказать и о многих других городах, а значит это не самое лучшее объяснение. Скорее это относится к тому, что этот город был первым в поклонении императору. Мы уже упоминали храм императору Августу, построенный в 29 г. до Р.Х.; ещё один храм был построен в честь императора Траян. Для этого поклонения существовали особые жрецы. Позже мы увидим, что зверь связан с поклонением императору. Похоже, что именно это представляло самую большую угрозу для церкви в этом городе.

c.Третий момент, о котором говорит Христос, касается их реакции на эту ситуацию; не смотря на то, что они постоянно находились в городе, где в силе был Сатана, они оставались верными. Другими словами, христиане не поддавались давлению поклоняться Цезарю и оставались верными Христу, их Господу.

(1)Верность этой церкви видна далее в их нежелании отречься веры во Христа. В 13 стихе говорится: «не отрёкся от веры Моей»; очевидно, что в прошлом был какой-то особый случай, когда от верующих требовали отречься от веры в Него, но они не поддались давлению.

(2) Ссылка на «Антипу, Моего верного свидетеля», носит ещё более конкретный характер. Похоже, Антипа был одним из тех, кто противился имперскому давлению на христиан, которое ставило под вопрос их верность Христу. Мы знаем совсем немного об этом человеке, но согласно сказаниям, он был сожжён на бронзовом тельце во времена правления Домициана.

(3) Не смотря на то, что из-за этого гонения были широко распространены, из всех христиан в Пергаме был убит только один Антипа.

(4)«где живёт Сатана» - это место мученической смерти Антипы в Пергаме, так как ранее в этом стихе уже говорилось о том, что в этом городе присутствует Сатана. Таким образом, в конечном счёте, виновником смерти Антипы был Сатана.

4. Состояние церкви (2:14) – Хотя Иисус и хвалит Пергамскую церковь за её верность даже в гонениях, Он также говорит, что «имеет немного против них». Проблема заключалась в том, что они с терпимостью относились к двум группам еретиков, к тем кто держались учения Валаама, а также к Николаитам.

a. Слова «есть у тебя там» указывают на то, что это были не учителя из далека, а члены поместной церкви в городе.

(1) Тогда как вся община в целом получила похвалу за то, что они крепко держались имени Иисуса, было также и порицание за то, что они с терпимостью относились к тем из их числа, кто «держался» учения Валаама и Николаитов.

(2) Вина церкви была не в том, что они все держались этого учения, а в том, что они мирились с теми, кто придерживался этого учения.

(3) В чём заключалось учение Валаама? В книге Чисел 24 гл. Валаам упорно отказывался произнести проклятие на Израиль по просьбе Валака (царя Моавитского). Тем не менее, согласно тому, что написано в книге Чисел 31:16, он сообщил Валаку, что если он сможет заставить Израильтян поклоняться идолам, то Израиль лишится защиты Господа. Именно это он и сделал. Случай у Фегора. Так, совет Валаама привёл к падению Израиля, поскольку он призывал их кнравственной нечистоте (блуду), к бракам с язычниками, а также к спокойному отношению к идолопоклонству.

(a) Валаам был более виновен, чем Валак, так как он будучи пророком Бога, оставил свой долг и стал причиной соблазна 24 000 человек, которые стали поклоняться идолам.

(b) Очевидно, в Пергаме были также и учителя, которые выступали в защиту идоложертвенной пищи и прелюбодеяния.

(c) Слово обозначающее «камень преткновения» (skandalon) несёт в себе идею о ловушке, в частности, той части ловушки, которая приводила в действие спусковой механизм и закрывала ловушку. В качестве метафоры, это относится ко всему, что может заставить человека споткнуться и впасть в грех.

(d) То прелюбодеяние, о котором идёт речь в данном месте Откровения, не являлось духовной неверностью, а было настоящим физическим прелюбодеянием. Это было тесно связано с участием в идолопоклоннических праздниках того времени, в пиршествах, связанных с греческими богами и богинями.

(4) Именно против этого и выступает Христос. Это испытание для тех, кто вышел из идолопоклоннической среды: согласны ли они от этого отказаться.

(5)Рассматривая послание Ефесянам, мы говорили об учении Николаитов.

(a) Эта группа людей отличалась от последователей Валаама, но их учение было практически идентичным.

(b) Обе группы выступали в защиту идолопоклонства и прелюбодеяния.

(c) И те, и другие искали компромисса между христианством и обществом, в котором они жили.

(d) И те, и другие нарушали постановления, принятые на Совете в Иерусалиме, о том, чего должны избегать язычники, пришедшие ко Христу (Деян. 15).

5. Пришествие Господне - В свете их поведения, Христос призывает их покаяться. Подобно церкви в Ефесе, они были виновны в излишней терпимости, которая в дальнейшем ослабила бы церковь. Христос говорит, что если церковь не покается, то Он придёт и сразится с ними. Это снова ссылка на приход Христа на землю, который мы будем рассматривать в 19 главе. (Обратите внимание на то, как всё в посланиях направлено на приход Христа, описанный в конце книги).

a. Христос говорит не только о лжеучителях, но обо всей церкви в целом. Их терпимость по отношению ко лжеучителям делает их такими же виновными, как и тех, кто придерживается этого лжеучения.

b. Меч в устах предполагает завоевание силой.

c. По сути, это призыв к церкви в Пергаме показать свою искренность, покаявшись в терпимости по отношению к лжеучителям, которые стали частью поместной общины. Если они этого не сделают, то это будет иметь ужасающие для них последствия.

6. Заповедь слушать – И снова, заповедь слушать, что Дух говорит церквям, относится не только к церкви в Пергаме, но ко всем «имеющим ухо».

7. Обетование побеждающему – Вновь, в 17 стихе мы видим обетование побеждающему. Здесь звучит мысль о том, что победа над силами врага – это не просто окончательная победа в конце. Это описание верующего, который с самого начала своей христианской жизни преодолевает всё, что Сатана ставит на его пути.

a.Но в данном случае, обетование не предвосхищает конец книги, в отличие от обетования церкви в Ефесе (есть от древа жизни)и обетования церкви в Смирне (венец жизни).

b. Вот некоторые приводящие в замешательство слова, относящиеся к тому, что обещано:

c. Во-первых, обетование «сокровенной манны»

(1) Помните, что манна – это то, чем Бог питал Израильтян на их пути из Египта в Землю Обетованную. В буквальном смысле слова, это была небесная пища, которую Бог давал им в течение 6 дней. В последний день Он давал столько, сколько хватило бы и на день Субботний. В напоминание об этом божественном чуде, они должны были хранить сосуд с манной перед ковчегом свидетельства (Исх 16:31-35).

(2) Согласно сказаниям, пророк Иеремия спрятал ковчег до разрушения Иерусалима, и ковчег не будет найден до тех пор, пока Израиль не будет восстановлен.

(3) Давайте заглянем вперёд, в Откровение 11:19. Здесь указывается небесное расположение истинного ковчега, образом которого является небесный ковчег.

(a) Манна в этом ковчеге – это то, чем надлежит питаться народу Божию, в отличие от идоложертвенной пищи. Таким образом, вы видите связь между предупреждением отвергнуть учение Валаама и Николаитов, и поощрительной наградой, которая ждёт их впереди.

(b) Подобно тому, как обетование церкви в Ефесе восходит к Ветхому Завету (то есть Древо жизни в Быт.2), это обетование восходит к манне, описанной в Исх.16:32-34.

d. Определить вторую часть награды, возможно, ещё сложнее: «белый камень». Вот некоторые из предложенных версий:

(1) Поскольку подобные камни использовались для счёта, это означает, что те, кто останутся верными, войдут в число Божьего народа. Но эта версия не даёт объяснения надписи.

(2) Ещё одна версия гласит, что белые камни были подобием амулетов, которые хранили людей. Но это суеверие, не соответствующее характеру Бога.

(3) Некоторые говорят, что это намёк на ефод первосвященника. Тем не менее, камни в нагруднике священников не были белого цвета.

(4) Лучшее объяснение заключается в том, что это – намёк на бесплатный хлеб и зрелища, которые время от времени получали жители Римской Империи. Белый камень с написанным на нём именем человека, являлся пропуском на подобное мероприятие. Также существовал обычай давать такой знак уважения победителю игр. Этот знак позволял ему принять участие в особом пиршестве. Таким образом, здесь говорится о позволении присутствовать на брачной вечере Агнца в случае, если человек пребудет верным до конца.

(5) Новое имя – это не имя Бога, а имя данное тому, кто получает камень. Оно отражает статус человека, как принадлежащего Христу. Каким-то образом это является знаком и того, что Бог принял этого человека в Свою семью. Очевидно, что все они отличаются, и только его обладатель и сам Бог знают о камне и об имени, написанном на нём.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: