A. Сидящий на престоле (4:1-11)

(1) Приглашение Иоанна на небеса(4:1) -Здесь наблюдается значительная перемена сцены. Иоанн видит дверь на небо и слышит приглашение подняться. Таким образом, эта дверь была действительно входом в небесные обители, и Иоанн был вознесён для того, чтобы получить новое откровение, которое он и записывает для нас в последующих главах. А от кого исходит это приглашение Иоанну подняться? От Самого Христа. Помните, в самом первом стихе мы увидели, что вся книга - это откровение Христа, "которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим" (1:1). Обратите внимание на последние слова этого стиха: "чему надлежит быть вскоре." Это предсказание от Бога дано нам не просто для того, чтобы удовлетворить наше любопытство. Это часть утверждённой воли Божьей, и это напоминает нам о том факте, что Бог всё контролирует и реализует план, который был у Него ещё до сотворения мира. Это не просто возможное предсказание, а точная уверенность.

(2) Небесный престол (4:2-4) - Очевидно, Иоанн был полностью, духом, перенесён к Божьему престолу на небесах. Теперь он приступает к описанию того, что он там увидел: зал неописуемой красоты с Самим Богом в центре. Бог сидит на престоле, символизирующем Его суверенное правление над вселенной и Его право осуществлять суд над ней. Выбор камней, а также цвета, используемые для описания престола, несут большое символическое значение. Нам тяжело его полностью определить, так как нам не знакомы названия этих камней, но мы делаем всё возможное, чтобы понять детали. Сидящий на престоле описывается внешне подобным:

(a) Яспису - Ключ к пониманию этого вида камня находится в Откр. 21:11. Этот камень, должно быть, был кристалловидной породы, возможно, это был алмаз. А что он представлял собой? Святость Бога.

(b) Сардис - яркий камень насыщенного красного цвета. В древности использовался как драгоценный камень. Символизирует справедливость Бога, Его гнев по отношению ко греху.

В целом, это картина характера Бога, гневно реагирующего на непрерывное противостояние человека и его греховность. А это послужит причиной гнева, который проявится позже.

Далее мы видим описание радуги вокруг престола, подобной смарагду. А каково значение радугу не просто в Писании, но и в жизни? Она служит напоминанием о завете Бога с Ноем, о том, что Он никогда более не уничтожит мир потопом и не сотрёт с лица земли человеческую расу, как Он сделал это во дни Ноя. Здесь она служит напоминанием о милости Бога в разгаре ужасающих судов.

Помимо радуги вокруг престола располагаются 24 престола с 24 старцами, сидящими на этих престолах. Существует две основные трактовки того, кем являются эти старцы. Это:

1. Люди - Израиль, либо Церковь, либо и те, и другие - на белые одежды и венцы обычно ссылаются, как на доказательство того, что это люди.

2. Ангелы - особый класс существ, близких к престолу Бога. В контексте нет свидетельств тому, что эти старцы представляют собой более многочисленную группу. Также, по своим функциям, они делают то же самое, что и ангелы во всей книге Откровение. Например, старцы в Откр. 5:8 приносят чаши с фимиамом подобно ангелу в Откр. 8:3. В Откр. 7:14 один из старцев действует как передающий откровение, а эта обязанность во всей книге была возложена на ангелов. Лучший вывод: это - особый класс ангелов, особенно приближенных к престолу Бога.

(3) Деятельность, происходящая вокруг престола (4:5-11) - "и от престола исходили молнии и громы и гласы." Сразу вспоминается одна сцена из Ветхого Завета: Бог, дающий Закон Моисею на горе Синай(Исх.19:16). При чтении оставшейся части книги Откровение, где говорится об излиянии гнева на мир, важно помнить эту сцену. Она служит напоминанием о том, что Престол, сердце этой деятельности, прежде всего и более всего является престолом гнева Божия.

Ещё одна картина гнева Божия - "семь светильников огненных", горящих пред престолом. Это не тихие маленькие огоньки, а факелы, из которых вырывается полыхающий свирепый огонь. Эти семь факелов - Дух Святой, изображённый в роли Того, Кто пожирает всё нечестивое.

Вся эта картина престола показывает Творца, готового привести в действие огромную программу, направленную на то, чтобы очистить Его творение. Стеклянное море, подобное кристаллу, описывает великолепие и величие Бога, подчёркивая чистоту Бога и Его превосходство над всем тем, что Он сотворил.

А как быть с четырьмя животными (живыми существами)? Что представляют они? Некоторые считают, что они представляют собой 4 Евангелия, другие - качества Бога: лев - смелость и храбрость, телец - терпение, и т.д. Давайте посмотрим, что мы можем сказать о них с уверенностью на основании контекста:

(1) Возвышенный характер ангельских существ, что видно из их близости к престолу Бога.

(2) Они каким-то образом связаны с судебной властью престола.

(3) Они представляют собой живые существа.

(4) Они подобны Серафимам и Херувимам в Ветхом Завете (Ис. 6:1-3; Иез.10:2, 14, 20).

А подразумевается под характеристиками животных?

(a) Лев, царь зверей, - благородство

(b) Телец - сила

(c) Человек - интеллект и разум

(d) Орёл - быстрота

Таким образом, вместе эти 4 живых существа представляют весь животный мир с точки зрения величайшего благородства, силы, мудрости и скорости. Глаза, расположенные по всему телу, символизируют их бдительность и исчерпывающие знания. Выражение на греческом h`me,raj kai. nukto.j (“день и ночь") означает не отрезок времени, а вид или качество времени, то есть, прославление Бога - не единственное, чем занимаются животные, хотя они действительно славят Его и в ночное и в дневное время. Данная хвала исходит от этих существ, и всякий раз, когда они начинают воздавать славу Богу, 24 старца присоединяются к ним. Их песнь сосредотачивает внимание на 3-х аспектах характера Бога: святость, всемогущество и вечная природа.

Песнь старцев несколько отличается. В центре этой песни чудеса Божьего творения. Его могущество, отражённое в творении, является основанием для прославления Бога. Тот факт, что старцы слагают свои венцы перед престолом, показывает, что их красота и совершенство для них ничего не значат. В смирении и почтении их хвала направлена к Господину и Творцу всего.

b. Свиток Агнца за семью печатями (5:1-14) – Действие пятой главы происходит в том же тронном зале, о котором говорится в 4 главе. Эта глава состоит из 4-х сцен:

(1) Свиток за семью печатями (5:1) - Свиток находится у Бога-Отца, сидящего на престоле. Мы ещё не знаем, что написано в свитке, но мы можем знать наверняка, что Бог является источником написанного. Судя по описанию, свиток запечатан семью печатями. А что представляет собой этот свиток? Возможно несколько вариантов:

(a) Он представляет собой книгу Нового Завета.

(b) Это завет или волеизъявление, подтверждающее наследие святых.

(c) Он представляет собой книгу жизни.

(d) Документ, устанавливающий право Христа на владение миром. Это лучший вариант. Во времена Римской Империи такие списки использовались довольно часто. Полностью договор был записан внутри свитка, а сам он - запечатан семью печатями. Затем содержимое договора кратко излагалось на внешней стороне свитка. Таким образом, совершались все виды сделок, начиная от брачных договоров, договоров залога, ренты вплоть до документов об освобождении рабов. В данном случае, это документ, устанавливающий право Христа на владение творением, который был утрачен при грехопадении.

Тогда, содержимое свитка - это суды, которые Бог совершит над миром, и заключением которых будет приход обещанного Мессии и Его царство. Его содержимое показывает последовательные этапы, быстро сменяющие друг друга, вслед за которыми будет установлено правление Христа. Тот факт, что содержимое спрятано, означает, что оно являлось тайной до тех пор, пока не было открыто Иоанну, предыдущим поколениям оно было неизвестно. На самом деле свиток содержит в себе всё написанное в остальной книге Откровение.

Обычно, когда свиток запечатывали, печать (глину, воск или любой другой материал, не позволяющий неуполномоченным людям вскрывать его) накладывали по внешнему краю свитка. Печати должны были накладываться в различных местах по мере скручивания свитка. Они находились внутри, но их общее число, тем не менее, было видно с каждого конца свитка.

(2) Поиски того, кто достоин раскрыть свиток (5:2-5) – Сначала достойный не найден, и Иоанн очень этим опечален возможно потому, что осознаёт, что в нём содержится откровение о том, как завершится Божий план для земли. Создаётся впечатление, что оно так и не будет раскрыто. В отрывке подразумевается, что вся вселенная была осмотрена, но достойный так и не найден. Используются такие слова: «ни на небе, ни на земле, ни под землёю.» «Под землёю» - это место, где пребывают духи усопших, включая демонов. Иоанн не просто плачет, - он громко причитает; он глубоко опечален этими обстоятельствами, осознавая, что отсутствие достойного снять печати замедлит раскрытие Божьих планов и приход Мессии. Один из старцев просит Иоанна перестать плакать, намереваясь сказать ему то, что Иоанн не знает. Он говорит, что Христос достоин снять печати, при этом описывая Его с двух сторон. Как:

(a) Льва от колена Иудина – лев символизирует царскую силу и смелость.

(b) Корень Давидов – здесь корень – это то, что произрастает из семени. Мессия из дома Давида.

Тот факт, что Христос достоин связан с Его ролью как Мессии. В Откр. 5:9 это ясно связано с Его искупительной смертью. Эти два аспекта Его личности неразделимы.

(3) Видение закланного Агнца с семью рогами и семью очами (5:6-10) – В Ветхом Завете рог – это символ силы власти. В данном случае семь рогов символизируют полноту власти Христа. Семь глаз символизируют полноту Его знания; таким образом, это описание включает в себя и всемогущество и всеведение Христа. В тексте также сказано, что семь очей – это Дух Святой, исходящий от Сына также, как и Сын – от Отца(Ин.5:26). Дух Святой – это посредник, через которого Христос осведомлён обо всех событиях в мире.

А заметили ли вы иронию в том, как изображён Христос? Ранее старец описал Его как льва (5 ст.), а теперь описание противоположно льву, теперь Он - агнец. Величайшая жертва Христа (как агнца) привела к Его величайшей власти, власти царя, и дала Ему право взять свиток. Христос – единственный, кто достоин это сделать.

Как только Он берёт в руки свиток, окружающие бурно реагируют на это. Четыре живые существа и 24 старца падают пред Ним в поклонении. Они знают, тот факт, что Христос взял в руки свиток явится началом ряда событий, которые в конечном итоге приведут к установлению Его царства на земле. У каждого из старцев арфа (в русск. переводе – гусли) и чаши, полные фимиама. Арфа – это инструмент радости и веселья, здесь о нём говорится в связи с поклонением Агнцу. В Ветхом Завете фимиам сжигали вместе с жертвоприношениями для того, чтобы Бог принял жертву. В данном случае фимиам в чашах представляет собой благоухание молитв, возносимых Богу. От кого исходят эти молитвы, и о чём они? В свете всей книги лучше рассматривать их, как прошения о скорейшем свершении судов и установлении царства Христа на земле (см. Откр. 6:10). Таким образом, святые, возносящие эти молитвы, - это те, кто прошёл через Великую Скорбь и был убит, а теперь они просят Бога воздать за их кровь.

А теперь обратите внимание на ответ тех, кто находится вокруг престола. Они поют новую песнь о том, что Христос достоин взять свиток и снять печати. Новизна песни предполагает то, что несмотря на величие Божьей славы в прошлом, в будущем она будет ещё больше. Это празднование искупления святых. Это песнь прославляет Христа за то, что Он сделал на кресте, заплатив Собою и искупив людей из всякого колена и языка, и народа, и племени. Обратите внимание на то, что искупленные – это не просто те, над кем царствует Бог. Они сами будут царствовать со Христом. Когда в 10 стихе говорится, что они будут царствовать на земле, речь идёт о будущем правлении святых в тысячелетнем царстве Христа на земле, которое описано в 20 главе.

(4) Хвала, исходящая от многих окружающих престол (5:11-14) – Огромное множество вокруг Божьего престола присоединяется к четырём живым существам и к 24 старцам в прославлении Агнца. В их прославлении можно выделить несколько из Его качеств (обратите внимание на то, что при каждом из них стоит отдельный артикль, что требует того, чтобы каждое было обдуманно и рассмотрено отдельно):

(a) Сила (du,namin) – т.е., всемогущество

(b) Богатство (plou/ton) – не просто духовное богатство, а богатство во всех его видах. Вся земля полностью принадлежит Христу.

(c) Премудрость (sofi,an) – Он сотворил мир мудро, изначально установив времена и сроки. Изначально Он поставил цель, а также то, к чему приведёт ход истории.

(d) Крепость (ivscu.n) – Его способность сделать всё, что Он хочет сделать.

(e) Честь (timh.n) – она принадлежит Агнцу не только из-за того, что Он сделал, но и просто из-за того, кем Он является.

(f) Слава (do,xan) – это свет или сияние, исходящее от Бога.

(g) Благословение (euvlogi,an) – это должный ответ человека на то, кем является Христос.

В конце всё творение присоединяется к ангелам в хвалебной песне Богу. Это кульминационный момент 4 и 5 глав. И Отец (Tw/| kaqhme,nw| evpi. tw/| qro,nw|) и Сын (tw/| avrni,w|) прославляемы всеми сотворёнными существами, обладающими способностью признать Бога. Эта глава заканчивается славословием, и старцы вновь кланяются пред престолом.

В 6 главе Христос начинает снимать отдельные печати свитка. В каком-то смысле первые пять глав служили только введением к оставшейся части книги.

a. 1 глава – подготовка Иоанна к получению информации.

b. 2 и 3 главы – моральная подготовка 7 церквей для того, чтобы они могли избежать «годины испытаний.»

c. 4 и 5 главы – описание зала с престолом, из которого будут исходить ужасающие наказания, включая свиток за семью печатями, содержащий в себе эти суды.

Теперь, с 6 главы эти наказания начинают непосредственно открываться. Описанные события следуют плану, данному Иисусом в Мф.24-25 (см. записи). По мере снятия каждой печати Иоанн не читал написанное в свитке, а видел то, что драматическим образом иллюстрировало какое-то событие в будущем. При снятии первых 4 печатей слышался голос одного из 4-х живых существ, говорящий «Иди!» В каждом случае появлялся конь какого-либо цвета, и всякий раз он символизировал нечто новое.

2. Снятие первой печати: мирное завоевание (6:1-2) – Белый конь и всадник являют собой победоносного завоевателя, пока очевидно без кровопролития; обратите внимание, что есть упоминание о луке, но нет стрел. Этот конь и всадник представляют собой не самого Антихриста, а скорее многих лже-Христов, которые восстанут в течение семилетнего периода великой скорби. Сам Антихрист станет частью этого движения на своём пути к вершине правления миром, но в данный момент времени не будет занимать такое положение. Христос предупреждал о том, что появится много лже-Христов (Мф. 24:5), конь и всадник символизируют этих лже-Христов. Венец, данный всаднику, символизирует почёт, в котором будет находиться тот, чья карьера завоевателя будет особенно успешной. Не смотря на то, что антихристианские силы добьются правления над всем миром, их царствование будет только временным.

3. Снятие второй печати: война и кровопролитие (6:3-4) – Рыжий конь и на нём всадник с мечом символизируют войну и кровопролитие. Этот всадник появляется следом после первого и забирает мир, прежде установленный первым всадником. И вновь, конь и всадник представляют не одного человека, а силы войны и кровопролития. Обратите внимание на связь с предупреждением в словах Христа на Елеонской горе в Мф. 24:6. (ma,caira иногда обозначает короткий нож, который носили в ножнах, но чаще - длинный меч, используемый в битвах Римскими и другими воинами. Символически это означает кровопролитие и насильственную смерть, как в Рим. 8:35).

4. Снятие третьей печати: всемирный голод (6:5-6) –Цвет вороного (чёрного) коня предполагает, что это время для скорби и плача. Всадник - это олицетворение голода, который часто является следствием войны. Голод следует за международным противостоянием, описанным в речи Иисуса на Елеонской горе (Мф. 24:7). Мера (весы) представляет собой тщательное взвешивание продуктов питания, а значит, - они в большом дефиците. Голос, говорящий "посреди четырёх животных", - вероятно, либо Агнец, либо Бог-Отец. "Хиникс пшеницы" - это столько, сколько было достаточно для того, чтобы прокормить одного человека в течение одного дня, а в условиях голода за это количество требуют полный дневной заработок обычного человека (один динарий). Столько же стоят и три хиникса ячменя, так как он дешевле пшеницы лучшего качества. Таким образом, на один динарий человек мог бы купить еду для всей семьи на один день, но пищевая ценность такого рациона для каждого была бы меньше.

На два других вида продуктов, елей и вино, наложены другие ограничения. Эти продукты скорее роскошь, чем необходимость, и их нельзя трогать. Елей (оливковое масло) использовался для светильников, в лечебных целях, и во время пиршеств. Во время голода вино также являлось бы роскошью. Суть в том, что будет превалировать неравенство между людьми. Для обычных людей жизнь будет крайне тяжёлой, тогда как богатые и не ощутят значительного вмешательства в свою жизнь.

5. Снятие четвёртой печати: смерть ¼ части земли (6:7-8) – Цвет коня (clwro,j) - это желтовато-зелёный цвет увядания, цвет смерти. Всадник - олицетворение смерти. За ним следует ад, собирая жертвы всадника-смерти. Под этот суд попадает одна четвёртая часть всего населения земли, а это, с учётом нынешнего населения, 1,25 миллиарда человек. Смерь приходит с четырёх сторон: от меча, голода, чумы (повсеместные моры или болезни; сравните с Лк.21:11) и диких животных, населяющих землю. Но какими бы страшными не казались эти суды, они являются только началом родовых мук.

6. Снятие пятой печати: молитвы о Божьем возмездии (6:9-11) – Пятая печать значительно отличается от предыдущих четырёх. Она показывает нам невинно убиенных, умерших в период совершения этих судов. (В Мф.24:9-10 Иисус говорил о том, что это произойдёт). Они взывают к Богу, прося Его отомстить за их кровь, пролитую за свидетельство Христа, живущим на земле (т.е. тем, кто противостоит Богу, и кто вступит в союз со зверем). Их молитвы будут отвечены в ходе грядущих судов, а сейчас они получают длинные белые одежды (Гр. stolh.), символизирующие награду за их верность. Они должны успокоиться до тех пор, пока не будет убито полное число их братьев. По сути, им сказано перестать взывать и начать наслаждаться небесными благословениями. Продолжительность временного отрезка (e;ti cro,non mikro,n), предвосхищает то, что будет провозглашено в Откр.10:6 (cro,noj ouvke,ti e;stai): отсрочки больше не будет. Таким образом, молитвы о возмездии будут отвечены, но время пока ещё не пришло.

7. Снятие шестой печати: космические и земные катастрофы (6:12-17) – Многие учёные понимают данный отрывок образно, а не буквально, хотя это и не оправдано. В Своей речи на Елеонской горе Иисус описывает такие же события. Буквальное сотрясение небес и земли станет ярким свидетельством зависимости творения от Творца.

События, связанные со снятием шестой печати, не являются заключительными. Напротив, их можно расположить в конце периода, описанного, как "начало родовых мук", которое приходится на начало второй половины семидесятой седмины из книги пророка Даниила.

Слова seismo.j me,gaj означают не просто землетрясение; вместе с морями и сушей сотрясутся также и небеса. Солнце затмится, как об этом говорится во многих Ветхозаветных пророчествах (Ис.13:10; Иез. 32:7-8; Иоиль 2:10, 31; Ам. 8:9). Это в свою очередь повлияет на цвет луны, которая станет цвета крови. Эти события будут сопровождаться падением метеоритов такого размера, что будет создаваться впечатление, что с неба падают звёзды. (Возможно, это не сами звёзды, так как к моменту суда при звуке четвёртой трубы они всё ещё находятся на своих местах; слово avste,rej несомненно может относиться к таким большим небесным телам, как солнце, но оно также может обозначать объекты меньшего размера (то есть кометы или метеоры), летящие сквозь космическое пространство).

Небо разделится и свернётся подобно свитку в противоположных направлениях. Землетрясение будет настолько сильным, что все острова и горы будут сдвинуты со своих мест. Возможно здесь есть некоторое преувеличение, так как полное перемещение всех гор не оставит людям возможности спрятаться (6:16). Полное разрушение гор произойдёт только во время суда при излитии 7-ой чаши (Откр.16:20).

А как реагирует человек на эти катастрофические изменения? Судя по описанным группам людей, затронуто всё человечество. Но в ответ они не каются и не ищут спасения, а вместо того прячутся и молят о смерти. Они не боятся умереть, их пугает Божий гнев. (Между любовью Бога и Его гневом нет противоречия. Столь суровое наказание грешников – это единственно возможный ответ Святого Бога после того, как предложенное им искупление грехов было отвергнуто). Достаточно интересен тот факт, что люди осознают, что наказание исходит от Сидящего на престоле и Агнца.

Глагол h=lqen (аорист, изъявительное наклонение) относится к предыдущему проявлению гнева, а не к чему-либо, что только должно произойти. Началом проявления этого гнева стала война, описанная в 6:3-4, но до тех пор, пока не произошли события, связанные со снятием 6-ой печати, люди так полностью и не осознали, что столь быстрая смена событий и есть «великий день гнева Его» (h` h`me,ra h` mega,lh th/j ovrgh/j auvtw/n). Все эти невероятные суды должны побудить верующих в церкви оставаться верными для того, чтобы избежать ужасающего периода.

8. Рабы Божии (7:1-17) – В последнем стихе 6-ой главы, когда звучит вопрос «кто может устоять» пред гневом Бога, подразумевается, что никто не может. Тем не менее, в 7-ой главе содержатся два видения, опровергающие это утверждение. Эти события происходят перед снятием седьмой печати.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: