A. Рабы Божии на земле: 144,000 (7:1-8)

(1) Ст. 1-3 – В этом разделе описывается «запечатление» рабов Божиих, как средство защиты от грядущих судов. Ангелы задерживают исполнение судов до тех пор, пока не завершится «запечатление». Ангелы стоят на «четырёх углах земли», что означает всеобщий характер судов, которые повлияют на всю землю. Ветры представляют собой сами суды, которые вот-вот свершатся над землёй, что повредит самой земле, морю и деревьям. Такое описание судов предполагает, что они готовы к осуществлению, и их необходимо задержать для завершения «запечатления». Печать – это знак собственности, в данном случае, это означает, что они принадлежат Богу. Печать ставится так, чтобы её было видно – на лбу. Обычно такая печать ставилась на лбу у солдата или члена гильдии и означала его особую приверженность религии. «Запечатление» обеспечивает защиту рабам Божиим от «четырёх ветров», но не обязательно от физической смерти. В действительности в Откр. 13:15 указывается на то, что они будут убиты зверем.

(2) Ст. 4-8 – В видение включено также число и описание «запечатлённых». Их 12 000 из каждого из 12 колен Израилевых, что в сумме составляет 144 000. Эта цифра отражает не общее число всех искупленных от Израиля в этот период времени, а особую группу из них. Это те, кто защищён от Божьего суда и будет Его свидетелем в это сложное время.

В списке колен Израилевых есть два значительных упущения: колено Даново и колено Ефремово. Возможно, это упущение объясняется тем, что Дан оставил своё наследие, переместившись далее на север, и занявшись идолопоклонством. Во Втор.29:18-21 говорится о том, что имя того, кто принесёт идолопоклонство в Израиль будет «изглажено из поднебесной». Хотя далее при раздаче земли колено Даново вновь упоминается (Иез.48), похоже, что эта ветвь народа Израильского не получит печати, защищающей от судов, связанных с трубами.

Ефрем более всех отступил от дома Давида (2 Царств 2:9; Ис.7:9, 17) и стал союзником врагов Иуды (Ис.7:2, 5). Ефрем также участвовал в идолопоклонстве (Суд.17:1-13; 18:2, 30, 31; 3 Царств 12:25-29; Ос.4:17). Не смотря на все эти отрицательные моменты, тот факт, что имя Иосифа включено в список возможно означает, что в него будет включено и всё колено Ефремово.

b. Рабы Божии на небе: неисчислимое множество (7:9-17) – Второе видение в 7-ой главе - это другая группа людей, которым, хотя и по иной причине, четыре ветра Божьего гнева не навредят. Это множество людей, обратившихся к Богу в период снятия шести печатей и после смерти сразу же перешедших в Его присутствие.

Между этой группой и предыдущей наблюдается ряд отличий. В 7:1-8 речь идёт об определённом числе людей; здесь это число не определено. Первая группа людей состоит из 12 колен Израилевых; здесь – люди из всех народов. Первая группа находится на земле; вторая – пред небесным престолом. Первая группа людей пред лицом надвигающейся опасности, они нуждаются в защите печатями; вторая – одержала победу, они в безопасности.

Всё это множество людей облечено в белые одежды, в руках у них пальмовые ветви. И то, и другое символизирует победу. Белые одежды также обозначают праведность, приобретённую смертью Христа, а пальмовые ветви указывают на праздничную победную атмосферу.

Множество людей восклицает (kra,zousin, настоящее время действительный залог изъявительное наклонение, что указывает на продолжительное действие), прославляя Сидящего на престоле и Агнца. В чём причина этого прославления? Это ~H swthri,a (“спасение”). В то время как зачастую этот термин говорит о духовном очищении от греха, данный контекст требует употребления второго допустимого значения термина – «победа». Это люди, преодолевшие невероятные гонения, они радуются тому, что через них Бог одержал победу. Ангелы, старцы, и четыре живых существа вокруг престола присоединяются к ним, прославляя Бога за то, каков Он и за то, что Он сделал.

Кто эти люди и откуда они пришли? Один из 24 старцев задаёт Иоанну те же самые вопросы. Иоанн не знает ответа, но он уверен, что ответ есть у старца. Очевидно, что он задал этот вопрос с целью объяснить Иоанну видение. Старец говорит Иоанну, что эти люди oi` evrco,menoi evk th/j qli,yewj th/j mega,lhj «те, кто пришли от великой скорби» (ст. 14). Это верующие из Иудеев и язычников, умершие своей или насильственной смертью во время снятия первых шести печатей, и покинувшие землю до начала Великой Скорби, второй половины семидесятой седмины пророка Даниила. Такое толкование подтверждается тем фактом, что видение расположено между шестой и седьмой печатями. Об этом же свидетельствуют слова Роберта Томаса:

Предлог evk достаточно гибкий по своему значению для того, чтобы он мог означать, либо то, что они пришли «из» Великой Скорби, когда она была в разгаре, либо - «из» Великой Скорби, до её начала. В пользу второго варианта свидетельствуют два взаимосвязанных соображения. Первое – это момент, в который появляется видение, то есть между шестой и седьмой печатями. Седьмая печать соответствует последним трём с половиной годам семидесятой седмины Даниила. Второе – это то, что Христос сократил дни «великой скорби» до второй половины семидесятой седмины (Мф. 24:15,21). Поскольку в Откровении речь ещё не дошла до этого отрезка времени, то спасение множества людей произошло до его начала (Откровение 1-7, стр. 497, прим. 119).

Таким образом множество людей состоит из тех, кто принял Христа в течение первой половины скорби, а их одежды (то есть их безгрешность) стали чистыми (то есть их грехи прощены, а сами они стали праведными) благодаря крови Христа. Теперь они на небесах с Богом, служа Ему день и ночь.

Далее старец объясняет, как Бог будет заботиться о Своём народе. В его словах шесть обещаний:

1. Бог будет обитать среди них – так же, как Он был с человеком до грехопадения.

2. Они более не будут алкать – ни в физическом, ни в духовном смысле.

3. Они более не будут жаждать - ни в физическом, ни в духовном смысле.

4. Не будет палить их солнце и никакой зной – как это произойдёт с живущими на земле во время суда при излитии четвёртой чаши.

5. Агнец (то есть Христос) будет пасти их и водить их на живые источники вод (духовное удовлетворение).

6.Бог отрёт всякую слезу с очей их – более не будет печали.

Окончательно всё это исполнится в вечности, что более подробно описано в 21-ой и 22-ой главах Откровения.

На этом два видения тех людей, кому были даны силы устоять при гневе Божьем, завершены. Продолжается снятие семи печатей.

8. Снятие седьмой печати: ожидание семи труб (8:1) - При снятии седьмой печати на небе на полчаса воцаряется тишина. Эта трагическая пауза, символизирующая страх и ужас, с которым духи небесные ожидают событий, которые будут разворачиваться начиная с Откр. 8:2. Это молчаливое ожидание последующих судов делает их ещё более впечатляющими.

B. Семь труб (8:2 – 11:19) – При снятии седьмой печати свершаются все суды, связанные с трубами и продолжающиеся до Откр. 11:19. Суды при снятии первых шести печатей происходят в первой половине семидесятой седмины Даниила. Двум группам людей были даны силы для того, чтобы выжить (Откр.7). Суды труб начинаются во второй половине седмины, во время известное как Великая Скорбь. Соотношение печатей, чаш и судов подобно телескопу (см. статью).

1. Подготовка труб: молитвы святых (8:2-6) – Особой группе (что видно из артикля) из 7 ангелов даны 7 труб. Трубы играли важную роль в жизни Израильского народа. Они использовались для ритуальных процессий, для сбора людей на войну и на особые праздники, для того, чтобы предупредить о грядущем дне Господнем, а также для объявления нового года. Здесь они объявляют о Божественном суде в День Господень.

До того, как вострубил первый ангел, происходит событие, задающее тон всему, что произойдёт в связи с трубами. Другой ангел подходит к жертвеннику с кадильницей или горящей чашей (Гр. libanwto.n). Это приспособление, которое использовали в храме Соломона для переноски фимиама. Ангелу было дано множество фимиама (evdo,qh употреблено в божественном страдательном залоге и означает, что фимиам дан Богом) для того, чтобы он присоединил его к молитвам святых. Подобный фимиам использовался в Ветхом Завете, символизируя молитву-ходатайство, словно благовоние для Бога. В храмовом ритуале священник выливал фимиам на горящие уголья жертвенника. Одновременно с этим Израильтяне склонились в молитве пред Господом. В данном случае фимиам добавлен к молитвам святых для того, чтобы увеличить дым благовоний. Молитвы и фимиам возносятся вместе. В контексте Апокалипсиса эти молитвы должно быть являются плачем святых во время будущего периода Великой Скорби. Молитвы направлены к золотому жертвеннику пред престолом Бога, к месту, где находится власть и источник трубных судов.

После того, как фимиам и молитвы вознеслись к Богу подобно благоуханию, ангел взял кадильницу, наполнил её углями с жертвенника и бросил их на землю. Это означает, что в ответ на упомянутые молитвы будет осуществлён суд. Есть очевидная связь между молитвами святых и работой Бога. Молитвы определённо играют свою роль, но только Бог определяет время и природу суда. Явление Бога в буре вновь подчёркивает гнев Бога, направленный против не покаявшегося мира. К тому времени, как семь труб оттрубят, Бог завершит очищение Своего творения.

Теперь ангелы готовы вострубить. Вскоре мы сможем убедиться в том, что первые 4 трубы качественно отличаются от последних трёх. Первые 4 приводят в действие силы природы для того, чтобы разрушить часть природы. Последние 3 приносят с собой демонические нападения, направленные против людей, и сравнимые с ветхозаветными казнями. Обе серии судов направлены против врагов Божьего народа. Они используются для того, чтобы приблизить освобождение святых.

2. Первая труба: сгорела 1/3 всей растительности (8:7) – Град и огонь, смешанные с кровью, сброшены на землю, что приводит на память седьмую Египетскую казнь (Исх. 9:24). Тройной результат: сгорела 1/3 обрабатываемой земли, 1/3 всех деревьев и вся зелёная трава. Поскольку при звуке пятой трубы трава всё ещё существует, это должно означать, что в данный момент трава не зелёного цвета не уничтожена, или то, что проходит достаточно времени для того, чтобы выросла новая трава.

3. Вторая труба: умерла 1/3 морской живности (8:8-9) – Большая огненная масса сброшена в море, превратив 1/3 моря в кровь и умертвив 1/3 морской живности и 1/3 судов, находившихся в море. Этот суд напоминает тот случай, когда Моисей превратил воды Нила в кровь (Исх.7:20).

4. Третья труба: отравлена 1/3 пресной воды (8:10-11) – Звезда, горящая подобно светильнику, падает с неба. Эта звезда названа:Ayinqoj (“Полынь”), что является также названием растения горького на вкус. В Палестине встречается несколько видов этого растения. Хотя полынь сама по себе и не ядовита, она может производить отравляющий эффект. В данном случае горькими становятся 1/3 рек и 1/3 источников вод. Многие умерли от этой воды.

5. Пятая труба: затмилась 1/3 небесных тел (8:12-13) – Во время этого суда люди увидят, как затмится 1/3 солнца, луны и звёзд. Это заставляет нас вспомнить девятую Египетскую казнь (Исх. 10:21-22). Пророк Амос называл День Господень днём тьмы (Ам. 5:18), и так оно и есть. Загадкой является то, как частичное затемнение небесных тел может сократить солнечный, лунный свет, а также свет звёзд, но это не означает, что данное явление не может произойти. Подобное сокращение света драматическим образом повлияет на человечество во всём мире.

Далее в видении Иоанна сцена меняется, что отмечено словами Kai. ei=don (“И видел я”). Орёл, летящий посреди неба, сообщает о трёх бедах, ожидающих тех, кто ещё остался на земле. Три беды – это три оставшихся суда трубами. Хотя обычно орлы и не говорят, это не является причиной для того, чтобы не воспринимать этот отрывок буквально. В Писании были животные, которые в особых случаях говорили (Быт 3:1-5; Числа 22:28-30). Посреди неба (Гр. mesouranh,mati) это положение солнца в полдень, место, откуда орёл будет виден всем. Его громкий голос также поспособствует тому, что он будет услышан всеми. Хотя предыдущие 4 трубы и причинили много бед, оставшиеся три будут ещё хуже.

6. Пятая труба: демоническая саранча (9:1-12) – Длинный раздел, связанный с пятой трубой, можно разделить на два подраздела:

a. Влияние саранчи (9:1-6) – Ст. 1 – По поводу «звезды, падшей с неба» есть разногласия (Гр. avste,ra evk tou/ ouvranou/ peptwko,ta). Тот факт, что звезда получает и использует ключ от кладезя бездны, показывает, что это не просто буквальная звезда. Ранее в Откровении звёзды использовались в качестве символа ангелов или посланников (1:20), в таком же значении они используются и в Ветхом Завете (Иов 38:7). Возможные значения – добрый ангел, злой ангел, или сам Сатана. Кто бы это ни был, Бог даёт ему ключ от «кладезя бездны» (Гр. tou/ fre,atoj th/j avbu,ssou). Термин a;bussoj буквально обозначает «без глубины» или «бездонный». Здесь мы видим образ пещеры, находящейся под землей и связанной с поверхностью земли колодцем (шахтой), который надёжным образом закрыт некой крышкой. Среди обитателей этой бездны царь, упоминающийся в Откр. 9:11 и зверь, о котором идёт речь в Откр. 11:7 и 17:8.

Ст. 2 – Ангел открывает крышку бездны, и оттуда поднимается большое облако тёмного дыма, затемняя небо и воздух. Подобный дым является символом божественного суда, и напоминает нам о произошедшем в Содоме (Быт.19:28), а также у горы Синай (Исх. 19:8).

Ст. 3 – Из этого облака выходит множество саранчи. Это соответствует 8-ой египетской казни (Исх. 10:12-20). Разрушительная сила саранчи известна из Ветхого Завета (напр. Втор. 28:38; 2 Пар. 7:13); Иоиль 2:25). Но это не обычная саранча. В отличие от обычной, у этой саранчи есть предводитель (Откр. 9:11; ср. Пр.30:27). Она также не пожирает траву (Откр. 9:4), единственная власть, которая ей дана – это власть причинять вред хвостом, подобным хвосту скорпиона. На основании их происхождения, их предводителя, а также их уникальных характеристик, лучше рассматривать их как демонов или падших ангелов, принявших вид саранчи. Власть, данная им, «какую имеют земные скорпионы» - это власть причинять боль при помощи хвоста. По своей враждебности по отношению к человеку скорпионы стоят в одном ряду со змеями.

Ст. 4 – Саранче было «сказано» (Гр. evrre,qh, аорист страдательный залог от le,gw) не делать то, что обычно делает саранча, то есть не причинять вред растительности. Хотя тот, от кого исходит этот приказ и не указан, лучше рассматривать его, как Бога. Демоны в своих действиях могут заходить настолько далеко, насколько Бог им позволяет, и действуют они в согласии с Его целями. Они должны причинять вред не растительности, а тем, кто «тем, которые не имеют печати Божией на челах своих» (Гр. ouvk e;cousi th.n sfragi/da tou/ qeou/ evpi. tw/n metw,pwn). Тех, у кого есть печать 144,000 и они описаны в Откр. 7:4-8.

Ст. 5 – Далее саранча ограничена в том, что она не может убивать, а только мучить при помощи хвостов с жалом. Это мучение ограничено пятью месяцами, а это – тот же самый период, в который обычная саранча наносит ущерб (с мая по сентябрь). Жало обычной саранчи не смертельно, но крайне болезненно.

Ст. 6 – Боль от жала саранчи будет настолько сильной, что люди будут отчаянно искать смерти. Но смерть убежит от них, и им придётся терпеть мучения.

b. Характеристики саранчи (9:7-12) – В этих стихах содержится более детальное описание саранчи, подтверждающее тот факт, что это не обычная саранча.

Ст. 7 – Подобное сравнение саранчи с конями, готовыми к битве, мы встречаем в Иоиль 1-2. Эти создания готовы к тому, чтобы вести войну с людьми. Венец (Гр. ste,fanoi) означает их победу в порученной им миссии. Лица, как лица человеческие указывают на то, что они обладают умом, превосходящим ум обычных насекомых.

Ст. 8 – “И волосы у ней – как волосы у женщин” (Гр. ei=con tri,caj w`j tri,caj gunaikw/n), то есть длинные волосы. Это ещё одна черта, отличающая их от обычной саранчи. Не смотря на то, что у саранчи есть зубы, у этих существ они будут подобны львиным зубам.

Ст. 9 – Две другие характеристики делают эти существа подобными войскам на поле боя: броня, подобная железной броне, - оружие, закрывающее грудь и спину; и шум от крыльев её – как шум колесниц и коней, рвущихся в бой. Этот невероятный шум несомненно внесёт элемент страха и безнадёжности для тех, кто услышит его.

Ст. 10 – Каким ужасающим бы ни было их описание до этого момента, истинная сила в их хвостах, и они могут жалить и мучить людей в течение 5-и месяцев.

Ст. 11 – В отличие от обычной саранчи, у этих существ был царь. Иоанн называет его и по-еврейски (Авадон), и по-гречески (Аполлион); оба имени означают «разрушитель». Скорее всего это не Сатана, который выйдет на первый план позже в книге, а один из ангелов Сатаны, отвечающий за бездну.

Ст. 12 – По окончанию описания 5-ой трубы, заканчивается и первое горе; остаётся ещё два горя: 6-ая и 7-ая трубы.

7. Шестая труба: смерть 1/3 жителей земли (9:13-21) – После звука 6-ой трубы раздался голос, исходящий от жертвенника у престола Бога. Вероятнее всего это голос ангела, который находился у жертвенника в Откр. 8:3. Он приказывает ангелу с шестой трубой освободить 4-х ангелов, связанных при Евфрате. Четыре ангела, приготовленные Богом для этого момента, освобождены с целью убить 1/3 человечества. (Обратите внимание на растущую интенсивность казней от 1/4 к 1/3). В свете контекста, а также того факта, что до этого момента ангелы были связаны, они – падшие ангелы, приготовленные для назначенного срока, чтобы послужить посредниками Божьего гнева.

Внезапно на сцене появляются войска, которые будут исполнять это поручение. Четыре ангела, как только их освободили, обратились в огромное конное войско. Иоанн услышал, что их число было 200 000 000. Очевидно, что это не обычные солдаты. И на самом деле, убивают не всадники, а кони. Они подготовлены к войне, но это не обычные кони. (Отметьте, что хотя с точки зрения грамматики e;contaj qw,rakaj (“имеющие броню”) может относиться как исключительно к всадникам, так и к коням и всадникам на них, лучше отнести это и к тем, и к другим, так как в оставшейся части главы всё внимание направлено на них. В древние времена такие доспехе надевались и на коней.) Головы у коней – как головы у львов, и они способны уничтожать при помощи своего дыхания: огня, дыма и серы, выходящих из их рта. Их хвосты подобны змеиным хвостам (они не такие же, а подобны им), которыми они могли причинять вред. Всё свидетельствует в пользу того, что это демонические силы, явившиеся в виде сверх естественных коней, и Бог использует их для наказания человечества.

Не смотря на все проявления Божьего гнева, люди, пережившие этот суд не каются. Вместо этого они продолжают поклоняться рукотворным идолам и бесам, которые связаны с поклонением идолам (ср. Втор. 32:17; Пс. 105:37; 1 Кор. 10:21). Ирония заключается в том, что это те самые бесы, которые умертвили 1/3 человечества. Но жители земли не перестают противостоять Богу, а продолжают грешить убивая, занимаясь чародейством, блудодейством и воровством. (Обратите внимание: люди, которым нет входа в Новый Иерусалим в Откр. 21:8 и 22:15 грешат точно таким же образом).

До того, как прозвучит 7-ая труба должно произойти два события: объявление конца отсрочки (10:1-11) и измерение храма и поклоняющихся в нём (11:1-14). Точно также как снятию 7-ой печати (7:1-17) предшествовали 2 видения, здесь два видения предшествуют 7-ой трубе. В видениях ничего не говорится о судах над живущими на земле. Вместо этого они являются утешением для верующих напоминая им о суверенитете Бога во всех делах на земле. Он не только осудит грешников, но и в должное время вознесёт верных Ему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: