Жак Рансьер. Рой являются Бёрк, Кант и фрейд5

рой являются Бёрк, Кант и Фрейд5. Эстети­ческой «несостоятельности» Лиотар противо­поставляет мощь живописного мазка, понима­емую как сила отрешения. Субъект при этом обезоружен чеканящим ударом айстетона *, чувственного, которое воздействует на неза­щищенную душу, он сталкивается с мощью Другого — в конечном счете, с могуществом невыносимого для взгляда лица Бога, — кото­рый ставит зрителя в положение Моисея перед пылающим кустом. Фрейдовской сублимации-возвышению противостоит этот чекан возвы­шенного, обеспечивающий торжество не сво­димого ни к какому логосу пафоса, пафоса, в конечном счете отождествляемого с самим мо­гуществом призывающего Моисея Бога.

Соотношение между двумя бессознатель­ными представляет тогда собой совершенно особый случай чехарды. Фрейдовский психо­анализ предполагает ту эстетическую револю­цию, которая отменяет причинный строй клас­сического изображения и отождествляет могу­щество искусства с непосредственной тожде­ственностью противоположностей, логоса и па­фоса. Он предполагает литературу, покоящую­ся на двойной силе немой речи. Но в рамках этой двойственности Фрейд делает свой выбор.

5 См., в частности: L'Inhumain, Paris, Galilee, 1988;

Moralites ■postmode.rv.es, Paris, Galilee, 1993.

* воспринимаемое чувствами, чувственное (греч.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: