double arrow

ЖАН-ФРАНСУА ЛИОТАР. жест относится не только к философии, сиречь греческой традиции

жест относится не только к философии, сиречь греческой традиции. Не меньше потенциальных сомнений и нигилизма и в христианском таинстве или в физике и метафизике классической совре­менности. Какое бы имя ей ни давала традиция, мощь негативного возвышает в этом имени свою претензию на универсальность и обещает реализо­вать и целиком понять возможный опыт. Абсолют­ное знание требует законченного нигилизма.

Эстетика числит себя актуальной (присутствую­щей, действующей), поскольку Запад актуализи­рует свой нигилизм, с меланхолическим удовле­творением созерцая оставляемые за собой повер­женные идеалы. Эстетика нова, поскольку ниги­лизм стар. Запад знает, что цивилизации смертны. Но того, что он об этом знает, достаточно, что­бы сделать его бессмертным. Он живет за счет их смерти, как и своей собственной. Он превращает себя в музей этого мира. И тем самым перестает быть цивилизацией. Он становится культурой.

Мы не испытываем недостатка в словах, крити­куя присущую нашей культуре эстетизацию: ин­сценировка, сенсационность, медиатизация, симу­ляция, гегемония артефактов, засилие мимесиса, гедонизм, нарциссизм, самодостаточность, само­аффектация, самоустроение — несть им числа. Все они свидетельствуют об утрате объекта и о пре­восходстве воображаемого над реальностью. Мож­но составить опись этого тихого разочарования по всем областям мысли и деятельности: «науки о че­ловеке» на этот счет неистощимы. Привожу на­угад: отмирание крестьянства, экологическое со­хранение природы, телевизионная война в Заливе, глобальные финансовые спекуляции, наука как ху-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: