Проблемы развития инновационной сферы в России

Направления Условия и факторы Конкретные последствия
1. Кадры Нет предпринимателей. Нет историй успеха. Страх банкротства, негативное отношение общества к бизнесу.
Нет ВУЗов, где бы учили предпринимательству. Нет преподавателей-практиков.
Демографический кризис. Пониженный уровень мобильности внутри страны. Миграционная политика не способствует привлечению квалифицированных кадров.
2. Структура экономики Риски в отраслях высоких технологий выше, чем в сырьевых отраслях, а доходность – в лучшем случае неочевидна. Выбранный способ приватизации привел к созданию предприятий с колоссальными запасами средств и минимальными обязательствами – нечестная конкуренция. Налоговая система стимулирует отрасли с низкой добавленной стоимостью. Отсутствует внутренний спрос на инновационную продукцию.  
3. Деловой климат Неэффективная судебная система. Высокие риски инвестирования
«Размытость» прав собственности. Делать капвложения в России неразумно.
Налоговая служба склонна трактовать законы не в пользу новаторов. Информационная закрытость потенциальных деловых возможностей. Длительность принятия решения органами власти. Сложность выработки корпоративных стратегий инновационного развития
4. Позиция элит Российские элиты слабо связаны с Россией. Нежелание инвестировать внутри страны.
Благосостояние элит зависит от сырьевых секторов. Инновации в сфере государственного управления грозят дестабилизировать сложившуюся общественно-политическую и бюрократическую систему.  
5. Институты Нет единого руководства модернизацией экономики и инновационным развитием. Нет инвестиционной среды. Нет развитого фондового рынка. Нет сети венчурных фондов. Государство не может заменить собой работающую рыночную инфраструктуру.
Пропасть между ВУЗами, наукой и производством. Госзаказ не является инструментом государственной политики.  
. Инфраструктура Недостаточный и очень дорогой доступ к ключевой инфраструктуре. [НП1] Заемный капитал дорог
Излишняя централизация в Москве и колониальная политика в отношении регионов.  
Низкое качество жизни. Деградация жилищной сферы. Разрушение советской системы образования. Советская система градостроения изжила себя.
7. Имидж России Россия не ассоциируется с конкурентоспособным, тем более высокотехнологичным, производством. Россия считается ненадежным и непредсказуемым партнером. Проблема с демократическими институтами и недоверие к первым лицам страны отпугивает инвесторов Иностранный капитал не идет в Россию.
8. Конкуренция со стороны других стран Низкая производительность труда в целом по экономике ведет к удорожанию даже эффективных производств. Высокие зарплаты снижают конкурентоспособность.
Постоянный отток кадров.  
Российское государство, в отличие от других стран, не помогает в международной конкуренции.  
9. Коррупция Неравные условия для крупного и малого бизнеса. Длительные сроки оформления документов. Низкая скорость принятия решений. Отсутствуют защиты от произвола, доступ к контрактам.
Отчуждение власти и общества, невозможность принятия согласованной стратегии и заключения общественных договоров  
10. Законодательство Отсутствие необходимых законов, необходимых для развития сферы инноваций Противоречивость и нечеткость юридических норм Венчурные фонды в России – это разновидность ПИФ.
Отставание законодательства от новых форм предпринимательства

1.Что предусматривается инновационным проектом:

а) сбыт, реклама инновационного продукта;

б) продвижение инновационного продукта на рынке;

в) разработка, производство и реализация инновационного продукта;

г) разработка стратегии.

2. Что является результатом выполнения инновационного проекта:

а) объект;

б) субъект;

в) экспертиза;

г) продукт.

3. Инновационной может быть признана продукция, которая:

а) является результатом выполнения инновационного проекта;

б) прошла экспертизу;

в) будет приносить прибыль.

4. Инновационный менеджер имеет дело с:

а) составлением бизнес-планов;

б) проектированием новшеств;

в) управлением инновационными процессами.

5. Что является специфическим содержанием инновации?

а) самостоятельный круг проблем;

б) развитие технологического процесса;

в) любого рода изменения.

7.По какому принципу дана классификация инноваций на сырьевые, обеспечивающие и продуктовые?

а) по инновационному потенциалу;

б) по преемственности;

в) по месту в производственном цикле.

8. Какие инновации учитывают инновационный потенциал и степень новизны:

а) стратегические;

б) замещающие;

в) радикальные.

9. Венчурный бизнес характерен для:

а) крупных фирм;

б) средних фирм;

в) малых фирм.

10. К объектам инфраструктуры науки и инноваций относятся:

а) концерны и ассоциации;

б) общественные академии;

в) технопарки.

11. Под новшеством понимается:

1) внедренная инновация;
2) новый порядок или метод;
3) нововведение, процесс использования нового

4) новая идея.

12. Главная цель инновационного менеджера в корпорации:

1) снизить риск в жизнедеятельности фирмы и создать комфортные условия работы для сотрудников;
2) поиск новых направлений внедрения инноваций в деятельность фирмы;
3) маркетинг и ориентация на клиентуру фирмы, а также обучение сотрудников компании.

13. Технопарк - это:

1) инновационный проект, представляющий собой место отдыха, обычно горожан, обеспеченный всем необходимым для этого (спортивные сооружения, предприятия питания, познавательные ресурсы и т.д.);
2) специализированные познавательные центры для детей, чаще встречаются в США;
3) ряд фирм, объединенных между собой и имеющих целью стимулирование малого инновационного предпринимательства.

13. Перед фирмой-пионером возникает проблема:

1) объема производства, когда привлекательная для рынка новинка уже создана;
2) подбора специалистов-профессионалов высокого уровня для работы в новых условиях;
3) тщательного маркетингового изучения рынка из-за неопределенности тенденций внедрения новации.

14. Фирмы-виоленты:

1) обладают крупным капиталом, высоким уровнем освоения технологии;
2) обычно отстают в части технологии, хотя и обладают значительным капиталом;
3) не имеют необходимого капитала и не располагают современной технологией.

15. Развитие свободных рынков осуществляется посредством процесса:

1) инновационного поглощения;
2) инновации-имитации;
3) инновационного моделирования.

16. Управление внедрением инноваций чаще осуществляют:

1) по дивизионной схеме;
2) по принципам проектного управления;
3) по принципу "последовательного приближения".

17. Инновация-процесс на стадии рутинизации характеризуется:

1) реализации новшества с стабильных условиях;
2) стабильным этапом диффузии (тиражирования) инновации;
3) стабилизацией дохода фирмы от инновационной деятельности.

18. Рисковое финансирование, не дающее каких-либо гарантий на возврат вложенных в инновационные процессы инвестиций, называется:

1) венчурным финансированием;
2) риск-финансированием;
3) субинвенционным финансированием.

19.Сразу ли фундаментальные исследования воплощаются в прикладные?

А) да

Б) нет.

20.Однозначны ли термины - инновация и инновационный процесс?

А) да.

Б) нет.

21.Являются ли научно-технические разработки промежуточным результатом научно-производственного цикла?

А) да.

Б) нет.

22.Что необходимо для быстрого распространения инновации?

А) фонд стимулирования сотрудников.

Б) значительный уставный капитал.

В) развитая инфраструктура.

23.Обязательно ли научная работа должна обладать новизной, оригинальностью, доказательностью?

А) да.

Б) нет.

24.Могут ли фундаментальные исследования привести к отрицательному результату?

А) да.

Б) нет.

25.Что из перечисленного ниже является целью фундаментальных исследований?

А).получение прибыли

Б). рост благосостояния собственников

В) познание и развитие научного и инновационного процесса.

26. Инновационный менеджмент – это:

А) управление финансами государственного предприятия

Б) управление денежными потоками корпорации.

В) совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами.


[1] Нойбауэр Х. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях. Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/strategy/smallbiz_inno.shtml

[2] Санто Б. Инновация как средство экономического развития. М., 2003. С. 22.

[3] Светланов А. Г. Роль государства в развитии науки и инновационной деятельности // Государство и право. 2005. № 5. С. 48–53, Гордеев А., Киселёв К. Государство и инновации. Перезагрузка // Наука и технологии России. 2009. 1 июля.

[4] Утверждены Президентом Российской Федерации 30.03.2002. № Пр-576.

[5] Медынский В. Г., Ильдеменов С. В. Реинжиниринг инновационного предпринимательства. М., 1999. С.14.

[6] Качалов С. И. Совершенствование инновационной деятельности предприятия как фактор развития наукоемкого производства // Российское предпринимательство. 2006. № 10.

[7]В качестве примера можно привести события на рынке мотоциклов в начале 1980-х гг. Когда компания Yamaha предприняла попытку «атаковать» компанию Honda, последняя, вместо традиционного снижения цен, выбрала инновационную стратегию, и за восемнадцать месяцев выпустила на рынок 113 новых моделей мотоциклов, не оставив сопернику никаких шансов на успех (См.: Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб., 1999).

[8] Становится все труднее найти два одинаковых галстука, два идентичных выходных платья или две похожие машины. Сегодня все чаще встречаются такие слоганы, как «индивидуальная мебель» или одежда «Не для всех» (Not for Everybody).

[9] Дойль П. Указ. соч. С. 153.

[10] Под инновационным проектом принято понимать комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание и распространение нового вида продукции или технологии. Так, регулярное обновление ассортимента производимой продукции можно получить путем создания нового продукта, а также путем внесения изменений в техническую характеристику или упаковку уже реализуемых товаров.

[11] Дойль П. Указ. соч.; Коробейников О. П., Трифилова А. А., Коршунов И. А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 3.

[12] Если в начале 1960-х гг. жизненный цикл новой технологии составлял в среднем 10 лет, то в середине 1980-х он сократился уже до 2 лет, а в последнее десятилетие время воспроизведения последователями новой продукции, например, в малотоннажной химической промышленности, равняется, по оценкам компаний, 6 месяцам.

[13] Меньше чем через год после того, как компания Apple представила на рынок первый персональный компьютер, в отрасли конкурировали 10 поставщиков аналогичной продукции. Через 8 лет их было уже более 500. Бурное развитие мультимедийных технологий служит ярким примером того, как в современном, стремительно развивающемся мире, новая технология может коренным образом изменить ситуацию на рынке. Microsoft является ярким представителем компаний нового поколения, которая быстро став гигантом рынка, сегодня открыто заявляет о своих опасениях касательно будущего фирмы. Этот пример – еще одно подтверждение тому, что с течением времени активная жизнь большинства технологий на рынке значительно сокращается и для изделий рано или поздно наступает время заметного снижения объема реализации.

[14] Финансирование инновационного развития. Сравнительный обзор опыта стран ЕАК ООН в области финансирования на ранних этапах развития предприятий. Европейская экономическая комиссия ООН. Нью-Йорк и Женева, 2007 // Российская ассоциация прямого и венчурного инвестирования. Б.м., 2008. С. 188.

[15] Финансирование инновационного развития. С. 25.

[16] Венчурный капитал – это капитал, используемый для осуществления прямых частных инвестиций, который обычно предоставляется внешними инвесторами для финансирования новых, растущих компаний, или компаний, находящихся на грани банкротства. Венчурные инвестиции – это, как правило, рисковые инвестиции, обладающие доходностью выше среднего уровня. Также они являются инструментом для получения доли во владении компанией. Венчурный капиталист – это лицо, которое осуществляет подобные инвестиции. Венчурный фонд – это механизм инвестирования с образованием общего фонда (обычно партнерства) для инвестирования финансового капитала в основном сторонних инвесторов в предприятия, которые для обычных рынков капитала и банковских займов представляют слишком большой риск.

[17] Финансирование инновационного развития. С. 50–63.

[18] Летников В. Б. Технологические инновации и конкурентоспособность бизнеса // Российское предпринимательство. 2005. № 11.

[НП1]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: