На участие в конкурсе

«Гипертекст – XXI», проводимом ЮФУ в 2015 году

Ф.И.О. участника  
Наименование работы  
Полное название образовательного учреждения  
Должность  
Телефон (с указанием кода города), интернет-адрес и адрес электронной почты образовательного учреждения  
Контактный телефон автора  
Почтовый адрес (с индексом) автора  
e-mail автора  
Фамилия, имя, отчество, должность научного руководителя (если имеется), его телефон и адрес электронной почты  
Дата заполнения  

Проза Пушкина трёхмерна, проза Гоголя по меньшей мере четырёхмерна", - по поводу этой фразы Набокова задала сегодня вопрос коллегам. И безумно пожалела, что нельзя было заранее включить диктофон и записать тот разговор, который мой вопрос спровоцировал. Это тот случай,когда важен и ответ, к которому приходим в результате обсуждения, и сам процесс поиска ответа на вопрос. и ведь не воспроизведу всё сказанное (а сказано было Skulachev Anton, Vera Kastrelи Виктория Беляева так красиво и так мне не совсем понятно, потому что очень физически, математически и логично!). Задала этот вопрос в конце урока детям (а урок был вводно-переходный: мы от исторического блока переходили к "Носу" и вспоминали-проясняли, что за писатель Гоголь). Пришлось прояснить, что выражение "проза" означает "текст", пришли к тому, что три оси координат, на пересечении которых и появляется пушкинский текст, - это слово автора, слово героя и некие незыблемые ценности, которые для Пушкина лежат в основании всего.

"Ключевых текстах" (это первый курс) "Двенадцать". Студенты отметили, что там очень многое от кинематографа: черно-белая гамма, динамика, резкость движений, нарочитая условность ситуации, панорамирование в экспозиции. Даже звуки выстрелов соотносятся с игрой тапера.
Как можно использовать на уроках - пока не придумала, но сама идея, мне кажется, хороша.
Ну и известная идея, до которой на сей раз дошли своим путем "Двенадцать" Блока и "Крокодил" Чуковского. Ну и Кушнер, разумеется

Недавно, перечитывая "Конармию", обратила внимание на "Берестечко" - зацепилась за дома, крашенные водянисто-голубой краской, и полезла в гуглокартинки смотреть, как они выглядят. Заодно нашла и огромный сарай, описанный Бабелем, обе картинки прилагаю. Об этом писала подробно у себя в фб, может, кто-то видел.
А вчера ночью, перечитывая Шолохова, нашла у него то же самое Берестечко, в той же ситуации - армия идет через него, и даже ключевой эпизод с евреем (в одном случае обворованным, в другом - казненным) - тоже схож.
Класс, разумеется, тут же получил соответствующее задание Смайлик «smile». Масса поводов поговорить об индивидуальной стилистике, авторской позиции, о том, что происходит в захолустном Берестечке в Первую мировую - и как это аукнется в Гражданскую, и у кого на что хватит фантазии. Оба фрагмента в приложенном файле, вдруг кому пригодится.

("Камасутру"), вдруг наткнулась на слова, на первый взгляд не имеющие отношения к Толстому. Сначала о том, что есть воспоминания, которые, как шампиньоны пробивают асфальт, живут в нас и что-то лепят. Но эта мысль была слишком близка к тому, о чём мы говорили на прошлом уроке, начав читать "Детство": о том, что Толстой отбирает те воспоминания, которые показывают, как формируется человек. А следующая глава была про стихи и про количество информации, которая в них содержится. Вот за это и "потянула" свою ниточку. Главной частью урока предполагалось сделать анализ главы "Охота", по ней же было домашнее задание. Но начали мы с другого.
Мы поговорили о том, сколько информации в каких "текстах" находится. 1 средняя страница вордовского текста - 2 кб. 1 снимок любительской камерой - 1-2 мб, 1 минута звучания - 1 мегабайт, ну, видео, конечно, побольше. А дальше стали читать:

Хлебная уборка была во всем разгаре. Необозримое блестяще-желтое поле замыкалось только с одной стороны высоким синеющим лесом, который тогда казался мне самым отдаленным, таинственным местом, за которым или кончается свет, или начинаются необитаемые страны. Все поле было покрыто копнами и народом. В высокой густой ржи виднелись кой-где на выжатой полосе согнутая спина жницы, взмах колосьев, когда она перекладывала их между пальцев, женщина в тени, нагнувшаяся над люлькой, и разбросанные снопы по усеянному васильками жнивью. В другой стороне мужики в одних рубахах, стоя на телегах, накладывали копны и пылили по сухому, раскаленному полю. Староста, в сапогах и армяке внакидку, с бирками в руке, издалека заметив папа, снял свою поярковую шляпу, утирал рыжую голову и бороду полотенцем и покрикивал на баб. Рыженькая лошадка, на которой ехал папа, шла легкой, игривой ходой, изредка опуская голову к груди, вытягивая поводья и смахивая густым хвостом оводов и мух, которые жадно лепились на нее. Две борзые собаки, напряженно загнув хвост серпом и высоко поднимая ноги, грациозно перепрыгивали по высокому жнивью, за ногами лошади; Милка бежала впереди и, загнув голову, ожидала прикормки. Говор народа, топот лошадей и телег, веселый свист перепелов, жужжание насекомых, которые неподвижными стаями вились в воздухе, запах полыни, соломы и лошадиного пота, тысячи различных цветов и теней, которые разливало палящее солнце по светло-желтому жнивью, синей дали леса и бело-лиловым облакам, белые паутины, которые носились в воздухе или ложились по жнивью, — все это я видел, слышал и чувствовал.

Я попросила назвать то в тексте, что можно изобразить. Нашли 11 или 12 снимков, попутно выяснили, что не всё можно отразить на фотографии - потребуется видеозапись процесса. Возникли споры о том, что можно и что нельзя показать. Вот интересно, что они это чувствуют: например, необозримость поля, неподвижность стай насекомых, тысячи различных цветов и теней... Сложили - получилось фото с видео займут около 50 мб. Звук - параллельно с этим пришлось выяснять, сколько проходит времени. Решили, что минут 15. Суммировали.
Следующим был вопрос, а есть ли то, что показать вообще невозможно. Есть. Необозримость поля, кажущаяся таинственность места, "за которым или кончается свет, или начинаются необитаемые страны", раскалённое поле, "жадность" мух, запах полыни, соломы и лошадиного пота, палящее солнце. Почему же это нельзя "показать"? И как же хорошо, что мне не пришлось это формулировать, что я это услышала от детей. Потому что мы пытаемся это показать и озвучить отстранённо, а там есть человек, который всё это видит, слышит и главное - чувствует. И БЕЗ НЕГО это ДРУГАЯ картина. И то, что без человека, можно измерить в каких-то единицах, а человека нельзя.
Какой цели я добилась на уроке? Посмотрели особенность толстовского пейзажа; пощупали, что такое информативность художественного текста; подумали, что эта информативность зависит и от читателя, который подключает свой опыт и круг ассоциаций-представлений-воспоминаний.


Были у меня мысли-наблюдения о том. как трудно осмысляют дети себя на ленте времени и с каким трудом соотносят свою жизнь с событиями истории. Давно придумала такой вот переход от "Капитанской дочки" к "Песни про купца...". Сегодня опять интересно получилось.
Начали разговор с мысли Лотмана о том, что история проходит через частную жизнь человека. Попросила их назвать важные даты ХХ и ХХ1 столетия? 1941, 1986, 1991, 1945... 1917, 1961... и даты их рождения, их родителей, бабушек-дедушек - а потом попросила придумать предложения, в котором соединились бы факты личной биографии и истории страны. Например: Моей бабушке было... лет, когда Гагарин совершил свой полёт. Или - Я родился через... лет после окончания Великой отечественной войны. Очень живо откликаются и делают с интересом. И слушают друг друга, кстати.
Дальше - на доске записали:
1799 родился Лермонтов
1812 восстание декабристов
1814 родился Пушкин
1825 Отечественная война
Задание -установить соответствия, соединив даты и события. А потом надо составить уже небольшой (из 3-4 предложений) текст, используя эти даты. Тоже включились. Потом мы поработали с лентой времени, отметив на ней даты 1799, 1812. 1814, 1825. Затем добавила 1801, 1837 и 1841 (не знают!!!) Поговорили. Отметили отрезки жизни АСП и МЮЛ и правления Александра и начало правления Николая. Чтобы поговорить об особенностях времени, атмосфере et cetera.
NB! Некоторые сказали, что хорошее, наверное, было время - начало царствования Николая. Поскольку СТАБИЛЬНОСТЬ и ПОРЯДОК (sic!) Есть о чём говорить дальше.

И проделали ещё одно упражнение. Вот фрагменты, по ним надо было узнать, кому - Пушкину или Лермонтову - принадлежат строки. Понятно, что мы ещё не изучали монографически, но тут было много о чём поговорить. Ясно что тут дело не в угадайке, а в том, каковы ценности.
Увидела, как крошки мои читают - хватают глазами первые попавшиеся слова, не вдумываясь в смысл всего высказывания. Есть над чем работать. Но разговор получается важный и интересный.
1. И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?
А годы проходят - все лучшие годы!

Любить... но кого же?.. на время - не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и все там ничтожно...

2. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемой море.

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть - на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.


3. Я возмужал среди печальных бурь,
И дней моих поток, так долго мутный,
Теперь утих дремотою минутной
И отразил небесную лазурь.

4....Небесами
Клянусь: кто жизнию своей
Играл пред сумрачным недугом,
Чтоб ободрить угасший взор,
Клянусь, тот будет небу другом,
Каков бы ни был приговор
Земли слепой...

... Оставь герою сердце! Что же
Он будет без него? Тиран...

5. Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно... потому что весело тебе.

6. Хранитель милых чувств и прошлых наслаждений,
О ты, певцу дубрав давно знакомый гений,
Воспоминание, рисуй передо мной
Волшебные места, где я живу душой...

...Веди, веди меня под липовые сени,
Всегда любезные моей свободной лени,
На берег озера, на тихий скат холмов!..
Да вновь увижу я ковры густых лугов...

7. Никто моим словам не внемлет... я один.
День гаснет... Красными рисуясь полосами.
На запад уклонились тучи, и камин
Трещит передо мной. - Я полон весь мечтами
О будущем... и дни мои толпой
Однообразною проходят предо мной,
И тщетно я ищу смущенными очами
Меж них хоть день один, отмеченный судьбой!

8. Мое грядущее в тумане,
Былое полно мук и зла...
Зачем не позже иль не ране
Меня природа создала?
К чему творец меня готовил,
Зачем так грозно прекословил
Надеждам юности моей?..

Как-то так.

Международный Мемориал приглашает учителей Москвы и Московской области принять участие в круглом столе «Формы проектной и внеклассной работы по истории России ХХ века», который состоится 14 апреля 2015 г. в 17:00 по адресу: Москва, ул. Каретный ряд, д. 5/10.

В рамках встречи мы обсудим формы проектной и внеклассной работы, ведущейся в школах – летние экспедиции, исследовательские проекты, участие в работе школьных музеев, москвоведение, проведение научных лекций и т. д., а также возможности Международного Мемориала для помощи учителям в организации классной и внеклассной работы со школьниками.

Гостей будут ждать также кофе с бутербродами. А ещё мы познакомим желающих с выставкой «Право переписки» и книгой «Папины письма».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: