При организации профориентации в школе рекомендуется следующая примерная
структура деятельности педколлектива.
1. Координатор деятельности – заместитель директора ОУ по воспитательной
работе, в функции которого входит организация всей профориентационной работы в школе, то есть:
- поддержание связей школы с социальными партнерами, влияющими на
самоопределение учащихся основной и старшей школы;
- планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности
учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
- анализ и коррекция деятельности педагогического коллектива по данному
направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по
организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся);
- проведение совещаний педагогических советов и производственных совещаний с
обсуждением проблемы профильного и профессионального самоопределения
|
|
старшеклассников;
- организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
- контроль своевременного повышения компетентности классных руководителей,
учителей начальной школы, учителей-предметников, школьного психолога, библиотекаря в области самоопределения учащихся;
- контроль деятельности классных руководителей, воспитателей, учителей-
предметников, школьного психолога, социального педагога, библиотекаря по проблеме профильного обучения и профессионального самоопределения учащихся;
- контроль уровня развития разнообразных форм предпрофильной подготовки и
профильного обучения учащихся (кружки, факультативы, элективные курсы,
исследовательские проекты);
2. Классный руководитель (воспитатель), опираясь на образовательную
программу и план воспитательной работы школы, составляет план педагогической
поддержки самоопределения учащихся конкретного класса (группы). В плане следует отражать разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников. Классный руководитель (воспитатель) организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции; ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся: данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика (портфолио); помогает учащимся
моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, анализировать собственные достижений, составлять собственный портфолио; организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях; организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия; оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования учащихся и их родителей по проблеме самоопределения; организует встречи учащихся с выпускниками школы – студентами вузов и учащихся средних профессиональных учебных заведений; проводит родительские собрания с обсуждением проблем формирования
|
|
готовности учащихся к профессиональному самоопределению;
3. Учителя начальных классов (воспитатели) на уроках и во внеурочное время ведут работу в следующих направлениях:
- показывают учащимся роль труда в жизни человека;
- привлекают учащихся к выполнению трудовых дел;
- организуют ознакомительные экскурсии учащихся на предприятия;
- проводят встречи учащихся с родителями – представителями различных
профессий;
- вовлекают учащихся в различные виды учебно-познавательной деятельности
(трудовой, игровой, исследовательской);
- учат работе по формированию портфолио;
- знакомят учащихся с миром профессий.
4. Учителя-предметники способствуют развитию познавательного интереса и
творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, «круглые столы», конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.; обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки; способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; проводят наблюдения с целью выявления склонностей и способностей учащихся; адаптируют профильные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.
5. Библиотекарь регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в
помощь выбирающим профессию (по годам обучения) и пособия по профориентационной работе; изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организует выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии; накапливает, обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий); регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.).
6. Социальный педагог способствует формированию у детей группы риска
адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена; оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения; консультирует учащихся по социальным вопросам; оказывает помощь классному руководителю в процессе анализа и оценки социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
7. Школьный психолог изучает профессиональные интересы и склонности
учащихся; осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и
профессиональному самоопределению путем анкетирования учащихся и их родителей; проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся; осуществляет психологическое просвещение родителей и педагогов на тему выбора профессии; консультирует учащихся с учетом их возрастных особенностей; приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками с информацией о своей профессии; выявляет особенности учащихся с целью оказания помощи детям и педагогам; помогает ученикам объективно оценить их интересы и склонности; создает базу данных по профдиагностике.
|
|
8. Медицинский работник, используя разнообразные формы, методы и средства,
способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни; проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека; проводит консультации о влиянии той или иной профессии на состояние здоровья человека; оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу.