Начиная с первого года обучения детей учителю, классному руководителю
необходимо вести работу по профессиональной ориентации учащихся в нижеследующих
направлениях.
- Профессиональная информация, включающая в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для его трудового самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в специалистах разного профиля. Задача педагогов, осуществляющих профориентацию, – довести эти сведения до учащихся через различные формы профориентационной работы.
– Профессиональное воспитание, включающее в себя формирование
склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы в плане профессионального воспитания заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет учащимся на практике определить свои склонности и способности. Последние формируются и развиваются в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности, поэтому в школе необходимо использовать различные формы учебной и внеклассной работы в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.
|
|
- Профессиональное консультирование – это изучение личности учащегося и на этой основе выдача ему профессиональных рекомендаций. Профессиональная
консультация чаще всего носит индивидуальный характер, поэтому классный руководитель может использовать такие методы работы, как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся, встречи и беседы с их родителями.
При планировании и проведении профориентационной работы нужно соблюдать
следующие принципы:
1 ) Систематичность и преемственность, то есть профориентационная работа не ограничивается работой только со старшеклассниками. Она ведется с первого по выпускной класс с учетом возрастных запросов и особенностей детей.
2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм
профориентационной работы с учащимися и их родителями.
|
|
4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров
профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями
общества в кадрах), т. е. для работы по профессиональной ориентации в школе ее
педагогическому персоналу рекомендуется:
- располагать социально-экономическими характеристиками различных профессий,
- знать перспективы развития профессии, районы распространения профессий,
уровень доходов профессионалов, пути получения квалификации и перспективы
профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда.
Кроме того, рекомендуется:
- пользоваться технологическими характеристиками, включающими в себя
описание производственных процессов и профессиональных задач;
- медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с
перечнем показаний и противопоказаний;
- требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей.
Сводный документ такого рода называется профессиограммой. Профессиограммы по различным профессиям вместе с другими материалами необходимо накапливать в кабинете по профориентации. Для успешного составления такой профессиограммы
необходимо сотрудничать, прежде всего, с территориальной службой занятости населения, предприятиями, организациями, работодателями, которые окажут практическую помощь в накоплении материала по конкретным профессиям.