Сарабанда

Известный балетмейстер и педагог Карло Блазис в одном из своих трудов дает краткое описание сарабанды: «В этом танце каждый выбирает себе даму, к которой он неравнодушен. Музыка дает сигнал, и двое влюбленных исполняют танец, благородный, мерный, впрочем, важность этого танца нисколько не мешает удовольствию, а скромность придает ему еще больше грациозности; взоры всех с удовольствием следят за танцующими, которые исполняют различные фигуры, выражают своим движением все фазисы любви *.

Карло Блазис говорит о сарабанде, которую исполняли его современники. Только последняя фраза из его описания дает понять, как выглядел этот танец в XVI—XVII веках, когда он был модным в различных странах.

Родина сарабанды — Испания. Поначалу это был народный 1анец, исполнявшийся под песни, которые Сервантес, например, считал непристойными.

Знатоки старинных танцев по-разному определяют смысл слова «сарабанда».

Одни утверждают, что оно происходит от названия инструмента, служившего аккомпанементом при пении, другие считают первоисточником еврейское слово Zara, что означает «ходить кружась», третьи — персидское слово serband.

Танцевальный рисунок испанской сарабанды не сохранился, но отдельные ее движения влились в андалузские танцы более позднего времени.

В Испании сарабанду танцевали только женщины. Аккомпанементом служили кастаньеты, гитара и пение участниц. У нее был живой ритм, грациозные движения.

За пределы Испании сарабанда попадает в XVII веке. Здесь она становится парным танцем с более спокойным ритмом.

* Блазис К. Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы. M, 1864, с. 209.


В придворных кругах сарабанду обычно танцевали медленно и важно.

У себя на родине сарабанда попала в разряд непристойных танцев и в 1630 году была запрещена Кастильским советом.


МЕНУЭТ

Менуэт — один из самых популярных танцев XVI—XVII веков. Пережив на несколько столетий одновременно с ним возникшие хореографические формы, он сыграл большую роль в развитии не только бальною, но и сценического танца. Как и большинство танцев, он возник из французского крестьянского бранля. Родиной его считают Бретань, где его исполняли непосредственно и просто. Свое название он получил от pas menus, маленьких шагов, характерных для менуэта.

Как и многие другие танцы, возникшие в народе, менуэт в своей первоначальной форме был связан с песнями и бытовым укладом данной местности. Исполнение менуэта отличалось изяществом и грацией, что немало способствовало его быстрому распространению и популярности в придворном обществе.

Любимым танцем королевского двора менуэт становится при Людовике XIV. Здесь он теряет народный характер, свою непосредственность и простоту, становится величественным и торжественным. Придворный этикет наложил свой отпечаток на фигуры и позы танца. В менуэте стремились показать красоту манер, изысканность и грациозность движений.

Аристократическое общество тщательно изучало поклоны и реверансы, часто встречающиеся по ходу танца. Пышная одежда исполнителей обязывала к медленным движениям.

Менуэт все больше и больше обретал черты танцевального диалога.

Движения кавалера носили галантно-почтительный характер и выражали преклонение перед дамой.

Исполнители менуэта двигались по определенной схеме, придерживаясь строгого композиционного рисунка. Схем существовало много, хотя между ними нетрудно найти общие черты.

Президент Парижской Академии танца Луи Бошан — учитель Людовика XIV — предложил схему в виде буквы S.

Тауберт в своем труде описывает схемы в виде восьмерки, двойки, букв S и Z. Известный танцовщик Пекур, став президентом Академии танцев, настаивает на схеме в виде буквы Z. Постепенно она становится каноничной.


При французском дворе менуэт очень скоро стал ведущим танцем. Его называли «королем танцев и танцем королей». Исполнители располагались строго по рангам. В первой паре шли король и королева, после них — дофин с одной из знатных дам. Отсюда возникли названия: менуэт de la Reine и менуэт de Dauphin.

Долгое время менуэт исполнялся одной парой, затем число пар стало возрастать.

Менуэту обучались долго, посмотри па его незамысловатый основной шаг. Это объясняется тем, что очень трудно давалась манера исполнения.

Переход от одного движения к другому должен был совершаться без рывков и в точном ритме, плавно, красиво. Особенно сложной была мужская партия, в которой большую роль играли движения со шляпой. Ее следовало элегантно снять во время реверанса, красиво держать попеременно то в одной, то в другой руне и непринужденно надеть.

Руки танцующих, мягкие, пластичные, с красивым изгибом кистей, дорисовывали позы менуэта.

В менуэтах XVII века они имели своеобразную позировку: их не полагалось поднимать высоко, соединение рук танцующих должно было происходить мягко, плавно.

Медленный менуэт в XVIII веке сменил скорый. Если при исполнении медленного менуэта главным было точное выполнение заранее предусмотренной схемы, то для скорого свойственно ускорение темпа, введение ряда сложных движений; руки разрешалось поднимать высоко в различных позах.

В менуэте XIX века изменяются не только движения рук. Музыкальный размер, определяющий характер основного па менуэта, который в XVII веке занимал два полных такта по 3/4, стал занимать один такт.

С такой формой шага мы встречаемся в менуэте, сочиненном Мариусом Петипа на музыку из оперы Моцарта «Дон Жуан*.

На сценические подмостки менуэт попал давно, но когда — установить пока не удалось. Курт Закс, например, указывает 1700 год; другие исследователи останавливаются на периоде между 1706— 1729 годами.

Менуэт был популярным танцем не только при французском дворе. Он исполнялся в России на ассамблеях Петра I (танцевала одна пара). Во времена Елизаветы Петровны число пар значительно возросло.

Русское высшее общество в совершенстве овладело техникой этого танца и изящной манерой исполнения.

В эпоху французской революции менуэт теряет свою популярность. На смену приходят другие, более простые и общедоступные танцевальные формы. Но менуэт остался среди особо важных танцев в системе хореографического образования. На нем воспитывались многие поколения балетных артистов всех стран.


ЭЛЕМЕНТЫ МЕНУЭТА XVII—XVIII ВЕКОВ (два такта по 3/4)

Основной шаг менуэта XVII века (pas menuet)

Исходное положение: ноги в III позиции, правая нога впереди.

1-й такт. Pliй в III позиции на обе ноги (первая четверть), скользящий шаг правой ногой вперед, левая нога сзади в IV позиции (вторая четверть), pliй на обе ноги, одновременно левая проводится вперед в IV позицию (третья четверть).

2-й такт. Три маленьких шага вперед на низких полупальцах с левой ноги (первая, вторая, третья четверти). Этот шаг можно исполнять назад.

Примечание. Шаг второго такта делается без малейшего отведения ноги в сторону.

Второй шаг (pas menuet) (два такта по 3А)

Исходное положение: ноги в III позиции, правая нога впереди. Затакт — pliй.

1-й такт. Шаг правой ногой вперед в IV позицию, левая нога сзади в IV позиции (первая четверть). В этом положении выдерживается пауза (вторая четверть). Левая нога подтягивается к правой ноге назад в III позицию. Ноги поднимаются на низкие полупальцы (третья четверть).

2-й такт. Три маленьких шага вперед на низких полупальцах с левой ноги.

Разновидность второго шага

Затакт — pliй.

1-й такт. Шаг правой ногой вперед в IV позицию, левая сзади в IV позиции (первая четверть). В этом положении выдерживается пауза (вторая четверть). Левая нога проводится вперед в IV позицию (третья четверть).

2-й такт. Pas de bourrйe с левой ноги (первая четверть). Pas de bourrйe с правой ноги (вторая четверть). Левая нога ставится вперед, заканчивая движение (третья четверть).

Шаг вправо (pas menuet а droite et а gauche) (два такта по 3/4)

Исходное положение: ноги в III позиции, правая нога впереди. Затакт — pliй.

1-й такт. Правая нога скользяще переводится во II позицию, левая нога вытянута во II позицию, слегка прикасаясь носком к полу


(первая четверть). Это движение выдерживается (вторая четверть). Pliй на правой ноге, носок левой ноги снимается с пола (третья четверть).

2-й такт. Левая нога подтягивается к правой назад в III позицию, ноги на низких полупальцах, колени вытянуты (первая четверть). Правая нога скользяще переводится во II позицию (вторая четверть). Левая нога ставится вперед к правой в III позицию (третья четверть).

В менуэте это движение делается два раза, одно за другим.

На первый такт руки через I позицию плавно открываются во II. Голова постепенно поворачивается в сторону партнера. На третью четверть — легкое движение кистями, которые плавно поворачиваются ладонями вниз. На второй такт голова плавно поворачивается вправо. Шаг менуэта влево делается так же, как вправо, но с левой ноги.

Кроме упомянутых шагов в менуэте встречаются движения: balance и pas grave.

Balance вправо (два такта по 3/4)

В «Танцевальном учителе» Ивана Кускова это движение названо balance, позже его стали именовать «реверансом». Оно служило как бы заключительным движением других па и никогда не повторялось одно за другим.

Исходное положение: правая нога впереди в III позиции. Затакт — pliй.

1-й такт. Скользящий шаг правой ногой во II позицию, тяжесть корпуса переносится на правую ногу, носок левой ноги слегка прикасается к полу, колено вытянуто (первая четверть). Левая нога подтягивается к правой и через I позицию проводится в IV позицию назад (вторая, третья четверти).

2-й такт. Pliй на обе ноги (первая четверть). Колени вытягиваются (вторая четверть). Правая нога ставится вперед в III позицию (третья четверть).

Balance влево делается так же, как и вправо, но впереди в III позиции должна быть левая нога.

Pas grave

Танцевальные словари характеризуют это движение как шаг, исполняемый подчеркнуто важно и горделиво. Оно придает менуэту своеобразный характер.

Pas grave может исполняться в начале менуэта, как до, так и после balance. По мере изменения темпа менуэта и постепенного перехода от медленного к более быстрому pas grave сливается с balance и получает название balance-menuet.

В pas grave своеобразна манера подачи руки. Если pas grave на-


чинали с правой ноги, соединяли левые руки, если же начинали

с левой ноги, подавали правые руки.

Исходное положение: ноги в III позиции, правая впереди.

Затакт — pliй.

1-й такт. Подъем на полупальцы (первая, вторая четверти). Pliй (третья четверть).

2-й такт. Скользящий шаг правой ногой во II позицию. Тяжесть корпуса переносится на правую ногу (первая четверть). Левая нога подтягивается к правой и через I позицию проводится в IV позицию назад (вторая, третья четверти).

Pas grave, или balance-menuet

Партнеры стоят лицом друг к другу.

1-й такт. Шаг с правой ноги вперед в IV позицию (первая четверть). Левая нога подтягивается к правой назад в III позицию, одновременно ноги поднимаются на полупальцы, соприкасаясь икрами. Руки плавно поднимаются выше талии. Локти согнуты. Кисти левых рук слегка соприкасаются (вторая, третья четверти).

2-й такт. Левая нога делает шаг назад. Правая нога вытянута вперед. Руки на уровне талии, локти выпрямляются (первая четверть). На вторую четверть пауза. Правая нога подтягивается к левой в III позицию вперед (третья четверть). Исполнив два па менуэта, начиная с правой ноги, танцующие меняются местами.

В менуэтах XIX века основной шаг занимает один такт на 3Д. Этот шаг встречается в сценическом менуэте Петипа.

Шаг менуэта XIX века (один такт 3/4)

Исходное положение: правая нога в III позиции впереди. 1-й такт. Шаг правой ногой вперед на низких полупальцах (первая четверть). Шаг левой ногой вперед на низких полупальцах (вторая четверть). Шаг правой ногой вперед на pliй, одновременно левая нога скользяще проводится из IV задней позиции в IV позицию вперед. Это движение повторяется с левой ноги.

СХЕМА МЕНУЭТА XVII ВЕКА* (музыкальный размер 3/4)

Перед началом танца кавалер, подойдя к даме, делает поклон; дама отвечает реверансом.

Танцующие подают друг другу руки, и кавалер ведет даму в центр зала. Танец начинается лицом к точке 1.

* Композиция сочинена автором книги.


Первая фигура — 8 тактов

Исходное положение: III позиция, правая нога впереди. Кавалер держит правой рукой левую руку дамы, которая стоит с правой стороны от кавалера. Правая рука дамы слегка поддерживает платье. Левая рука кавалера или лежит на эфесе шпаги, или слегка отведена от корпуса. Танцующие стоят, слегка повернувшись друг к другу. 1—2 такты. Одно па менуэта вперед, начиная с правой ноги. 3—4 такты. Одно па менуэта вперед, начиная с левой ноги.

5-й такт. Кавалер делает шаг левой ногой по диагонали к точке 8, правая нога в IV позиции, носок вытянут. Руки отведены от корпуса. Дама делает то же движение с правой ноги к точке 4.

6-й такт. Два маленьких шага вперед с правой ноги. На третьем шаге полуповорот вправо, левая нога становится назад в III позицию. Дама делает то же движение с правой ноги, на третьем шаге полуповорот влево. Ноги в III позиции, правая нога впереди.

7- 8 такты. Поклон и реверанс друг другу. Руки отведены от корпуса.

Вторая фигура8 тактов

]—2 такты. Одно па менуэта с правой ноги. Кавалер делает его от точки 8 к точке 2, дама — от точки 4 к точке 0. 3—4 такты. Одно па менуэта с левой ноги.

. 5— G такты. Повторение первого и второго тактов. На третью четверть шестого такта полуповорот влево.

7—8 такты. Поклон и реверанс друг другу. Руки отведены от корпуса.

Примечание. На первый и второй такты левая рука кавалера медленно кладется на эфес шпаги. Голова повернута в сторону дамы, левое плечо слегка выдвинуто. Руки дамы поддерживают платье и только во время реверанса отведены от корпуса. В конце второй фигуры кавалер находится у точки 2, дама — у точки 6.

Третья фигура — 16 тактов

1—4 такты. Два па менуэта с правой ноги, потом то же движение продолжают с левой ноги, по диагонали навстречу друг другу в точке А.

5-й такт. Pas grave с правой ноги. Левые руки подаются друг другу. Шаг правой ногой вперед в IV позицию (первая четверть). Левая нога подтягивается назад в III позицию. Подъем на низкие полупальцы (вторая, третья четверти). Руки в локтях согнуты, кисти рук ниже уровня плеч (рис. 13).


6-й такт. Левая нога отступает назад в IV позицию (первая четверть). Правая нога вытянута вперед в IV позицию, подъем вытянут. Руки опускаются вниз до уровня талии. В этом положении

выдерживается пауза (вторая четверть). Правая нога подтягивается скользяще в III позицию вперед (третья четверть; рис. 14). 7-й такт. Танцующие тремя маленькими шагами с правой ноги меняются местами.

8-й такт. Пауза.

9—10 такты. Дама и кавалер делают поклон друг Другу. 11—12 такты. Ход друг к другу маленькими шагами, начиная с правой ноги и подавая правые руки. Левая рука дамы придерживает платье. Левая рука кавалера отведена от корпуса.


13-й такт. Pas grave вперед с левой ноги, начиная поворот вправо.

14-й такт. Pas grave с правой ноги, продолжая поворот вправо.

15-16 такты. Шесть маленьких шагов с левой ноги. Левые руки подают друг другу, не разрывая правых до возвращения в исходное положение (дама стоит оправа от кавалера). Руки скрещены. Левые — сверху.

Четвертая фигура8 тактов

1-й такт. Шаг с правой ноги вперед. Левая остается сзади в IV позицию (первая четверть). Руки скрещены. Пауза. Выдерживается предыдущая поза (вторая, третья четверти). Головы повернуты друг к другу.

2-й такт. Pas de bourrйe с левой ноги, которая переносится вперед (первая четверть), затем с правой ноги (вторая четверть). Левая нога переносится вперед (третья четверть). В pas de bourrйe акцент на каждую четверть.

3—4 такты. Повторение первого и второго тактов четвертой фигуры с левой ноги.

5-й такт. Кавалер делает шаг по диагонали к точке 8 левой ногой, правая нога сзади в IV позиции, подъем вытянут. У дамы шаг с правой ноги к точке 2. Левая нога в IV позиции сзади (первая четверть).

Выдерживается поза (вторая четверть): у дамы руки придерживают платье, у кавалера руки отведены от корпуса.

6-й такт. Кавалер делает шаг правой ногой к точке 7. Левая нога вытянута вперед в IV позицию, носок на полу. Дама делает шаг


левой ногой вперед, правая нога вытянута вперед в IV позицию (первая четверть).

Выдерживается поза: левая рука дамы отведена от корпуса, правая рука согнута в локте, голова наклонена вправо. Руки кавалера отведены от корпуса (вторая, третья четверти). Танцующие стоят спиной к зрителю.

7-й такт. Кавалер делает шаг левой ногой вперед (первая четверть). Шаг правой ногой вправо. Кавалер обращен лицом к даме (вторая четверть). Левая нога кавалера делает маленький шаг назад в III позицию. Pliй на обе ноги (третья четверть). Дама делает шаг правой ногой вперед (первая четверть). Шаг левой ногой вперед (вторая четверть). Правая нога подтягивается к левой в III позицию вперед, pliй на обе ноги (третья четверть).

8-й такт. Позировка: у кавалера левое плечо впереди, правая нога вытянута вперед в IV позицию, левая рука на эфесе шпаги, правая рука отведена от корпуса.

Дама обращена лицом к кавалеру, правая нога вытянута в IV позицию. Правая рука полусогнута в локте, кисть открыта ладонью вверх. Левая рука отведена от корпуса.

Финал — 16 тактов

1—2 такты. Одно па менуэта у дамы наверх от зрителя, у кавалера — вниз к зрителю, начиная с правой ноги.

34 такты. Одно па менуэта с левой ноги делается по диагонали друг к другу.

5— 8 такты. Танцующие подают друг другу левые руки и, начиная с правой ноги па менуэта, делают круг на месте и занимают исходное положение.

9—12 такты. Два па менуэта с правой ноги, затем с левой ноги по прямой линии вперед.

13—14 такты. Поклон присутствующим. Кавалер правой рукой снимает шляпу.

15—16 такты. Поклон друг другу. Кавалер прикладывает шляпу к груди. Левая рука отведена от корпуса.

Менуэт заканчивается позировкой.

У кавалера правая нога в IV позиции впереди. Левая рука на эфесе шпаги. Левое плечо впереди, правая рука, держащая шляпу, отведена от корпуса.

Дама на третью четверть шестнадцатого такта переносит тяжесть корпуса на левую ногу и левой рукой, которая согнута в локте, с открытой вверх ладонью, как бы делает приветствие (рис. 15).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: