Источники римского права 5 страница

Согласно исламу правовые нормы — это частицы божественного порядка и закона, установленного Аллахом. Исключительно важную роль в становлении шариата сыграла деятельность пророка Мухаммеда. При нем и четырех его последователях, праведных халифах, были составлены Коран (в переводе «читать») и Сунна (в переводе «тропа, по которой ходил пророк»).

Доктринально-нормативная часть шариата называется «фикх».

В VIII—IXвв. шариат, не порывая со своими исламскими основами, разрабатывает более глубоко юридическую сторону и постепенно превращается в мировую правовую систему, отличную от западно-европейской.

Источниками мусульманского права являлись:

Коран — священная книга мусульман, содержащая морально-нравственные установки;

Сунна — шесть сборников хадисов (рассказов) о поступках и изречениях Мухаммеда, состоящая из предписаний семейного и наследственного права (окончательная редакция IXв.);

Иджма — решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами по вопросам, не отраженным в Коране и Сунне;

Фетва (примыкает к иджме) — письменное заключение высших религиозных авторитетов (муфтии) по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни;

Фирманы — указы и распоряжения халифов;

Кануны — законы, которые не должны были противоречить Корану;

Кияс — решения дел по аналогии (спорный источник).

Коран состоит из 114 глав (сур), расчлененных на 6 219 стихов (аята). Окончательная редакция была произведена при втором праведном халифе Омаре (644—656)

Особое внимание в шариате уделялось «праву личного статуса». Юридическое положение лица определялось его вероисповеданием. Полноправный личный статус имели только мусульмане. Неверные (зиммии) должны были уплачивать тяжелый государственный подушный налог (джизья) и земельный налог (харадж), равнявшийся от одной трети до двух третей урожая. Характерной чертой личного статуса было неравенство мужчины и женщины. В целом, ограниченно дееспособными являлись малолетние, слабоумные, лица находящиеся в состоянии опьянения, женщины.

Тема 9.2 Государственный и общественный строй средневекового Китая

В Китае, начиная с первых веков н. э. окончательно утвердились и стали господству­ющими феодальные отношения. Крупная фео­дальная собственность на землю с правом купли-продажи укрепила свое положение, окрепло круп­ное землевладение «сильных домов», получила развитие система надельного землевладения на государственных землях. До конца VIв. длились войны между северным и южным царствами, а также междоусобная феодальная борьба внутри самих царств.

Во второй половине VIв. полководец Ян Цзянь основал династию Суй, которая в 589 г. объединила Север и Юг Китая. Ее представители стремились к установлению единодержавия. Усиление централь­ной власти сопровождалось закрепощением земледельцев и наступлением на древние общинные деревенские организации. Такая политика стала причиной народных восстаний, которые в 618 г. возвели на престол новую правящую династию Тан. Танские императоры, стремясь подорвать влияние аристократии и со­здать прослойку служилых людей, всецело зависящих от императорско­го двора, ввели систему государственных экзаменов, успешная сдача ко­торых и получение ученой степени открывали доступ к государствен­ной службе. Таким путем был создан хорошо налаженный бюро­кратический аппарат управления.

В социальной структуре Китая выделяют три основных сословия:

так называемые благородные люди, т. е. светская и духовная знать, военное и гражданское чиновничество. Это были наиболее привилегированные лица, которые освобож­дались от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые — и от налогов. В период правления династии Вэй был принят Закон о вось­ми условиях для благоприятного рассмотрения дел, наделив­ший чиновничество особым статусом и официально поставивший бю­рократию в привилегированное положение. Его действие было отменено только в конце XIXв. Богатые купцы, ростовщики, крупные земле­владельцы пополняли ряды «благородных» посредством покупки почет­ных званий и ученых степеней;

добрый народ, или добрые люди, — простонародье, мел­кие земледельцы и ремесленники, на которых лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей;

дешевый народ, или подлые люди, — неполноправные свободные и рабы, государственные и частные. К неполноправным свободным относились безземельные и малоземельные крестьяне-арендаторы, находившиеся на положении полукрепостных и работавшие в «сильных домах» батра­ками, стражниками, слугами.

Характерно, что каждой сословно-классовой группе был присущ определенный образ жизни, они должны были строго соблюдать определенные правила поведения, тип одежды, украшений, жилища. Запрещалось, минуя близле­жащую ступень, обращаться к людям, стоящим выше по социальному рангу. Правда, в отличие от индийских варн переход из одной группы в другую был возможен.

Главой государства являлся император — «Сын Неба», обладавший верховной законодательной, судебной, духовной властью (был верхов­ным жрецом) и имевший неограни­ченные права. При императоре существовал Государственный совет, на должности в котором назначались члены императорского дома и влиятельные са­новники. Его возглавляли два канцлера — левый (старший) и правый (младший), зачастую самостоятельно решавшие государствен­ные дела. В их подчинении находилось шесть ведомств (министерств).

Управление на местах было основано на территориальном принципе. Самой крупной административно-территориальной единицей империи являлась провинция. Территория страны делилась на десять провинций, ко­торые подразделялись на области (чжоу) и уезды. На всех уровнях руководили чиновники, назначаемые и смещаемые из цен­тра.

В средневековом Китае, как и в других феодальных государствах, судопроизводство производилось не только в судебных, но и в административных органах, выполняющих судебные функции. На высшей ступени иерархической судебной лестницы в XIV—XVвв. в Китае стоял сам император, обладавший верховной судебной властью, а на низшей — старейшина деревни, избираемый жителями.

Источниками права в Китае являлись кодификации:

законы династии Тан (VII—Xв.): Танский уголовный кодекс — первый крупный свод законов, составленный в VIIв, но обнародованный только в VIIIв.;

Кодекс династии Сунн (X—XIIIвв.) — исправленное и пересмотренное собрание уголовных законов, составленное в Xв., во многом повторяющее Танский уголовный кодекс. Династия Юань XIII—XIVвв. также предпочла подражание существующим порядкам и превратила в законы специально отобранные судебные прецеденты;

законы Великой династии Мин XIVв. — 460 статей, которые собраны в 30 главах, устанавливали пять видов наказаний и жесткие законы;

Кодекс маньчжурской династии 1647 г., который повторял законодательство династии Мин.

Уголовные законы получили в Китае наибольшее развитие. Термины законов «фа» и «люй» обычно подразумевали уголовные законы.

Тема 9.3 Государство средневековой Японии

В III—VIIвв. на японских островах шел активный процесс разло­жения первобытно-об­щинных отношений и формирование ранне­классового общества. По­явление первых пле­менных союзов на терри­тории Японии относят к IVв., а их объединение произошло в Vв. Наряду со свободными крестьянами-общинни­ками появились полусво­бодные члены общины («бэ», или «бэмины»)ирабы, но последних было незначительное количество.

В отличие от западно-европейской средневековой государственности Япония в своем государственно-правовом развитии прошла три стадии:

раннее средневековье (VII—XIIвв.), когда феодальные отношения лишь начинали складываться;

развитое средневековье (XIII—XVIIвв.), когда в Японии сложи­лась феодальная сеньори­ально-вассальная структура, со специфической военно-самурай­ской окраской и все­властием сёгуна — «великого воеводы, по­корившего варва­ров»;

позднее средневековье (XVIII—XIXвв.), когда феодальные отношения сёгуната переживали кризис и распад.

Общественная структура в Японии приобретает четкие очертания примерно к XIIв. Образуется сёэн — частновладельческое поместье японского феодала.

С XIIв. феодалы условно подразделяются на две основные группы:

гокенин — непосредственные вассалы правителя-сёгуна;

хигокенин — иные вассалы, принадлежавшие другим сеньорам, как светским, так и духовным.

Ко времени развитого средневековья (XVв.) в Японии выделяются влиятельные князья (даймё), владельцы крупных феодальных хозяйств, которые к XVIIв. подразделяются на две категории:

непосредственные вассалы императора, занимавшие высшие должности в государстве;

«внешние» даймё, не участвовавшие в делах управления, но сохранявшие титулы и привилегии.

В начале XVIIв. Япония объединяется под эгидой сёгуна Иэясу Токугава. В 1615 г. издается книга «XVIII законов», где регламентируются правовые статусы четырех основных сословий японского общества:

самураи — «си»;

крестьяне — «но»;

ремесленники — «ко»;

торговцы — «сё».

Особняком стояла японская аристократия — «кугэ», получавшая в качестве вознаграждения за службу рисовые пайки от «сёгуна. Вне общества находились социальные изгои, именовавшиеся париями — «эта».

Государственное устройство. В VIIв. сложилось раннефеодальное государство во главе с наследственным монархом — императором, сыном богини Солнца — согласно древней японской религии синто(«путь духов»). В это время появилось Министерство императорского двора, которое просуществовало до конца второй мировой войны XXв. Оно состояло из одного особого управления, четырех главных и тринадцати простых управлений и являло собой сложнейшую структуру, целиком направленную на обслуживание потребностей императорского дома.

Впоследствии с ростом благосостояния и одновременно клановых распрей в Японии возрастает политическое влияние буддийских иерархов.

По достижении совершеннолетия император, как правило, принудительно постригался в монахи, а на престол возводился его малолетний наследник — послушное орудие в руках правящего клана и буддийских иерархов. Так постепенно складывалась традиция двоевластия.

Высшая государственная власть в Японии принадлежала Большому Государственному совету, разрабатывавшему общие направления государственной политики. Его возглавлял канцлер или «старший министр», а непосредственные функции управления осуществляли два высших министра.

В XIIв. с установлением первого сёгуната Минамото (1192—1333) двоевластие в Японии приобретает законченное выражение. Минамото стремился преодолеть раздробленность страны, подавить распри, укрепить государство в целом и свою власть. Характерной чертой первого сёгуната было сохранение императора как номинального главы государства, который обладал некоторыми представительскими функциями, пользовался традиционными ритуальными почестями, но ни он сам, ни его двор уже не играли при сёгунате сколь-нибудь заметной роли. В начале XIIIв. императорский двор становится центром феодальной оппозиции.

Сёгунату не сразу удалось создать постоянную политико-административную систему своего режима, однако быстро возникло правительство сёгуна — бакуфу, которое символизировало самостоятельность политики «верховного воеводы, покорившего варваров» — сёгуна.

Черты военно-абсолютистского режима сёгунат приобретал довольно поздно — к XVIIв. (третий сёгунат Токугава, с 1603 г.), когда происходило ужесточение методов правления военно-самурайской верхушки, и создавался разветвленный полицейский аппарат. Именно тогда политическая воля императора не учитывалась вообще, а в императорской столице (г. Киото) вводилась новая должность наместника сёгуна — сёсм-бая, который следил за настроениями придворного окружения. В 1635 г. сёгунат ввел систему заложничества, при которой все даймё должны были попеременно проживать в доме сёгуна, а, возвращаясь в свои владения, оставлять в Эдо, столице сёгуната, свои семьи. Эта же система распространялась и на сыновей императора.

По аналогии с системой управления императорским двором прежних времен сёгунат Токугава ввел должности старших советников, входивших в Государственный совет сёгуна (что-то наподобие узкого «кабинета министров») и контролировавших одну из пяти коллегийбакуфу.

Суд не был отделен от администрации, судебные дела обычно находились в ведении того ведомства, к которому относились проблемы.

Высшей апелляционной инстанцией в стране выступал император, который также рассматривал наиболее сложные дела, каравшиеся смертной казнью, бессрочной ссылкой либо исключением чиновников из списков.

Такая система военно-феодальной диктатуры просуществовала в Японии до второй половины XIXв., когда в ходе буржуазной революции — реставрации Мэйдзи — была восстановлена власть японского императора.

Источниками права средневековой Японии являлись:

Конституция Сётоку-тайси 604 г. Право в то время еще не выделялось из религиозных и этических норм, если не считать отдельных понятий о наказаниях, связанных с представлениями о «грехе», «каре», «божьем суде» и с концепцией «справедливости»;

Гири — нормы поведения, схожие с правилами конфуцианства в Китае. Они отчасти заменяли собой право, а в отдельных случаях и мораль, соблюдались автоматически, под страхом осуждения со стороны общества в случае неподчинения конкретным гири;

букэ-хо — сборник обычаев военной касты, составленный в 1232 г. и содержавший нормы уголовного права, «кодекс чести» самураев, который был основан на идее абсолютной преданности вассала сюзерену: вассал не имел никаких гарантий против произвола своего сюзерена;

правовые сборники — Тайхо-рё (701) и Ёро-рё (718). Тайхо-ре посвящен большей частью регулированию земельных отношений в японском обществе, а Ёро-ре — уголовным и административным предписаниям. Естественно, что ни в одном, ни в другом сборнике нет деления права на публичное и частное, как и вообще несуществует деления на отрасли права.

Модуль 10. Английская революция XVII в. и последующее формирование конституционной монархии в Англии.

Описание

Введение

Превращение буржуазии в господствующий класс происходило в результате политических революций, ликвидировавших феодальные производственные отношения и феодальное государство.

Первой буржуазной революцией мирового значения была английская революция XVIIв., самой радикальной — французская революция XVIIIв., не без основания называющаяся Великой.

В результате буржуазных революций политическая власть в Англии, во Франции, а затем и во многих странах мира перешла в руки буржуазии — в одних странах полностью, в других — на условиях компромисса с теми или иными феодальными элементами.

В тесной зависимости от этого разрешались вопросы о форме государства, созданного революцией, о форме права и способах его кодификации.

Окончательное преодоление феодальных пережитков в государственном и правовом устройстве проходило в период с XIX — начала XXв. Буржуазная демократия в том или ином виде становилась наиболее типичной формой выражения политической власти буржуазии.

С формально-юридической точки зрения, можно выделить следующие черты буржуазной демократии:

1) разделение власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную;

2) сосредоточение законодательной власти в руках так называемого «народного представительства» (парламента);

3) ответственность правительства перед парламентом;

4) несменяемость судей;

5) существование местного самоуправления;

6) провозглашение традиционных политических свобод — свободы слова, собраний и т. д.

Буржуазные революции, положив начало перевороту в области социальных и политических отношений, привели к значительным изменениям в области права, сформировали новый порядок.

Общие принципы и черты буржуазного права. Становление и развитие правовых систем. Право нового времени, в отличие от дореволюционного, которое характеризовалось разобщенностью и правовым партикуляризмом, повсеместно рождалось в виде интегри­рованных национальных правовых систем. Именно капита­лизм, ломающий всевозможные сословные, региональные, таможенные и иные барьеры, привел к возникновению не только национальных государств, но и национальных пра­вовых систем. В новых правовых системах проявляется тот уровень развития, когда государство начинает играть ре­шающую роль в формировании самого облика правовой сис­темы, которая получает новое качество, новый способ своего существования — систему законодательства и систему права, присутствовавшую в древнем и средневековом обществах лишь в зачаточном виде.

Национальные правовые системы, в отличие от расще­пленных правовых систем предшествующей эпохи, приоб­ретают не только общегосударственную силу, но и новое содержание. Они вбирают в себя и правовой опыт предшествующих поколений, и действующее право, и систему пра­ва, и правовое сознание. Новые правовые системы порож­дали и новые формы существования самого права, которое вырастало в большинстве случаев не на обычаях и судеб­ной практике, а на законодательных и иных нормативных актах. Доминирующим началом, своего рода ядром в право­вых системах нового времени с самого начала становится конституционное (государственное, публичное) право, на базе которого строилось правовое здание любого общества.

Новые правовые системы сложились под воздействием формирующегося капитализма, нуждающегося и в адекват­ной правовой системе, и в едином правовом поле. Особое системообразующее значение в становлении нового права имело законодательство.

Если в древнем мире и в средние века право рождалось в основном не из установле­ний государства, а из реально существующих и признавае­мых самим обществом отношений, даже наиболее пол­ные законодательные акты (например, Свод законов Юсти­ниана и др.) никогда не создавали основной массы правовых норм, отличаясь казуистичностью. Правовые нормы в эти эпохи формировались через народные обычаи и судебную практику. То в новое время особое системообразующее значение в становлении нового права имело законодательство. Именно оно становится стержнем правовой системы, правообразующим фактором. Законодательство является важнейшим инструментом развития права, придавая ему сис­темность, целостность. Только в новое время (особенно в XXв.) право выступает в значительной степени в качестве предписания государст­венных органов.

Сохраняя некоторую преемственность с фео­дальными правовыми системами, буржуазное право формирова­лось на совершенно новых принципах — единства закона, юриди­ческого равенства, законности, свободы.

Проблема унификации права для буржуазных революций явля­лась важнейшей. Характерная для феодализма множественность правовых систем препятствовала развитию торговли и установле­нию неограниченной частной собственности, поэтому буржуазная революция должна была установить единое для всей страны пра­во. Эта задача некоторым образом решалась уже в ходе револю­ционных событий. Принимаемые в это время законы действовали на территории всего государства, благодаря чему достигалось оп­ределенное единство права. Однако законы революционного пе­риода касались отдельных вопросов и не составляли законченной системы правовых норм. И только после упрочения буржуазии у власти стали складываться единые национальные системы права.

В буржуазном обществе огромную роль играет договор. На до­говорных началах строятся отношения между предпринимателями, предпринимателем и рабочим. Наконец, договор лежит в ос­нове семейных отношений. Предпосылками заключения любого до­говора являются юридическое равенство лично свободных людей и всеобщая правоспособность. До буржуазных революций ни в одном государстве не было равной для всех гражданской правоспо­собности. Правоспособность многих категорий лиц была ограниче­на, определялась сословной принадлежностью. Так, дворяне облада­ли рядом привилегий, а правоспособность крестьян, женщин всех сословий была ограничена. На объем правоспособности влияла религиозная принадлежность. В колониях существовало рабство. Буржуазные революции уничтожили большинство из пере­численных ограничений и установили юридическое равенство всех граждан.

С принципом юридического равенства тесно связан принцип законности. Юридическое равенство означает не только равные права, но и равные для всех обязанности, равную ответственность перед законом. Правомерное поведение всех граждан и юридических лиц — одно из проявлений законности. Правомерность как принцип всеобщего поведения обеспечивает стабильность полити­ческих и экономических отношений, необходимую для прогрессив­ного развития общества.

Важным принципом буржуазного права является свобода, по­нимаемая очень широко. Буржуазное государство провозглашает политические свободы как основу своего общественного строя. Развитие предпринимательства обеспечивается свободой частной собственности, свободой договора.

Указанные выше принципы характеризуют буржуазный тип права в целом. Вместе с тем в рамках единого типа буржуазного права каждое государство имеет свою национальную систему права с присущими ей особенностями. Но, несмотря на многообразие этих систем, их можно свести к двум основным группам.

Первую группу составляют континентальные правовые систе­мы, возникшие в Европе и воспринятые другими государствами, которые развивались в XIXв. под влиянием фран­цузского права, а в XXв. германского пра­во.

Вторую — англосаксонские правовые системы.

Основные различия между двумя мировыми системами права (континентальной и англосаксонской) можно свести к следующему:

Континентальная система права базируется на кодексах, англосаксонская — на судебном прецеденте.

Главным источником права континентальной системы является закон, а в англосаксонской системе права — обычаи и конституционные соглашения.

Континентальную систему характеризует деление права на частное и публичное. К частному праву относится гражданское, семейное, торговое право, к публичному — конституционное, административное, международное, уголовное, процессуальное. Англосаксонская система не знает деления права на частное и публичное, здесь отсутствует строгое разграничение материального и процессуального права.

В регулировании имущественных отношений в континентальной системе права в большей степени просматриваются начала римского права. Англосаксонское право развивалось в меньшей зависимости от римского права (отсюда различия в терминологии и наличие некоторых особых правовых институтов).

Тема 10.1 Английская буржуазная революция XVIIв.: ее причины, этапы, законодательство

Причинами английской буржуазной революции стали:

противоречия между нарождающимся капиталистическим и старым феодальным укладами;

недовольство политикой Стюартов, обострение отношений и откры­тый разрыв между парламентом и королем в правление Карла I;

противоречия между англиканской церковью и идеологией пурита­низма.

Главными движущими силами революцииявлялисьгородские низы и крестьянство во главе с буржуазией и новым обуржуазившимся дворянством — джентри.

Особенности буржуазной революции: 1. Английская буржуазия выступила против феодальной монархии не в союзе с народом, а с новым дворянством. Раскол английского дворянства позволил неокрепшей буржуазии одержать победу над абсолютизмом. Это придало революции консервативный характер, определило ее незавершенность, которая проявилась в: а) сохранении землевладения английских лендлордов; б) влиянии аристократии на образовании такой разновидности буржуазной конституционной монархии, которая сохранила, наряду с представительным органом, феодальные учреждения — королевскую власть, палату лордов, Тайный совет;

2. Вся борьба проходила под религиозным флагом. Партии выступали как секты и ратовали за модернизацию религии. Идеологическое оружие буржуазной оппозиции — пуританизм (религиозно-политическое движение).

В революционном движении выделились следующие течения:

пресвитериане — представители крупной буржуазии и земельной аристократии;

индепенденты — представители среднего и мелкого дворянства, средних слоев буржуазии;

левеллеры — представители ремесленников и крестьян.

Конфликт, вызревавший в недрах английского общества, начал перерастать в открытое противостояние после подачи в 1628 г. королю Карлу I парламентом «Петиции о праве», содержащей положения, ограничивающие королевские полномочия. Но в 1629 г. король распускает парламент и вплоть до 1640 г. в Англии сохраняется состояние так называемого «беспарламентского» правления. Это был период полного королевского произвола, приведшего страну в состояние кризиса. В 1640 г. Карл I был вынужден снова созвать парламент. С этого момента принято начинать хронологию английской революции.

Непосредственным поводом к революции являлся роспуск королем Карлом I «Короткого Парламента» (апрель-май 1640 г.), созванного им после 11-летнего перерыва с целью получения субсидий для ведения войны против Шотландии.

Английская буржуазная революция осуществлялась в несколько этапов, основным критерием для выделения которых стали изменения в форме правления:

конституционная монархия (1640—1649):

мирный конституционный этап (1640—1641);

гражданские войны (1642—1649);

индепендентская республика (1649—1653);

протекторат Оливера Кромвеля (1653—1658).

Итоги и значение английской буржуазной революции: уничтожение абсолютизма, феодальных порядков и институтов, повлияла на судьбу феодальной Европы.

Первый этап английской буржуазной революции — установление конституционной монархии (1640—1649). Главной движущей силой стало течение пресвитериан.

Законодательными актами данного периода являлись:

«Трехгодичный акт», предусматривавший созыв парламента каждые три года независимо от воли короля;

Билль о самороспуске парламента (о недопустимости роспуска существующего парламента без его согла­сия);

Великая ремонстрация, раскрывающая вопросы собственно­сти на землю, защиты движимого имущества от притязаний короны, свободы торговли и предпринимательской деятельности, прекраще­ния религиозных преследований и финансового произвола, полити­ческой ответственности должностных лиц перед парламентом, а также требования произвести реформацию церкви.

Кроме этого была принята серия законов, направленных против феодальных учреждений — институтов власти, а также:

ликвидированы чрезвычайные королевские суды (в 1641 г «Звездная палата» и «Высокая комиссия»);

ограничено юрисдикция и состав Тайного совета;

уничтожены все монопольные патенты и привилегии;

привлечены к суду и казнены ближайшие советники короля.

Акты парламента 1641 г. были направлены на ограничение абсолютной власти короля и означали переход к определенной разновидности. Однако фактически конституционная монархия не успела утвердиться в связи с началом гражданских войн между королем и парламентом в1642—1647 и 1648—1649 гг.

Основным направлением деятельности короля и парламента в этот период гражданской войны стала организация собственной армии. Парламент издал ряд законов и ордонансов, предусматривающих реформу сложившейся военной системы. По предложению генерала О. Кромвеля (в 1599—1658 гг. являлся лидером индепендентов) парламентская армия была реформирована, подчинена единому командованию.

В период первой гражданской войны Долгим парламентом был проведен и ряд других важных преобразований. В 1643 г. упразднен епископат, и введено пресвитерианское устройство церкви. Земли епископов и роялистов были обращены в собственность государства и пущены в распродажу. Значительная часть этих земель перешла в руки буржуазии и джентри.

Для пресвитерианского парламента революция была завершена, так как их главные цели были достигнуты Ордонансом от 24 февраля 1646 г.:

уничтожена система феодальных рыцарских держаний и все вытекавшие из него повинности в пользу короны, т. е. фактически они перешли в полную, безусловную частную собственность владельцев;

час­тично возобладал принцип свободной конкуренции — с уничтожением монопольных прав в торговле и промышленности;

приостановлено действие законодательства против огораживаний.

Однако, левеллеры и индепенденты (которые преобладали не в парламенте, а в армии) не были удовлетворены результатами революции. В итоге возник конфликт между армией парламента и самим парламентом, который привел ко второй гражданской войне, развязанной королем и пресвитерианским парламентом, и к государственному перевороту. Последнему предшествовало «Народное соглашение» между индепендентами и левеллерами, которое предусматривало: 1) роспуск Долгого парламента; 2) новые выборы с участием всех мужчин; 3) равное представительство в парламенте от графств; 4) равенство всех перед законом и т. д. Поддержка левеллеров обеспечила победу индепендентской армии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: