Источники римского права 8 страница

По решению Центрального комитета Национальной гвардии прошли всеобщие прямые выборы в представитель­ный орган власти — Совет Парижской коммуны. В 1871 г. 26 марта состоялись выборы, в результате которых в Совет вошли рабочие или их представители. Руководящую роль играли в нем бланкисты (последователи О. Бланки).

Коммуна не была только законодательным или только исполнительным органом, она являлась «работающей корпорацией», которая в одно и то же время законодательствует и исполняет законы. Разделения властей не существовало. Для исполнения законов, осуществления политики Совет коммуны выбирал из своего состава десять комис­сий, девять из которых решали вопросы: финансов, просвещения, юстиции, внешних сношений, труда и обмена, общественных служб, обороны, общественной безопасности и др. Роль координирующего центра играла особая исполнительная комиссия, составленная из делегатов всех прочих комиссий, опирающихся на профсоюзы и другие рабочие организации.

Коммуна разработала и 19 апреля 1871 г. опубликовала план государственного переустройства Франции — Декларацию к французскому народу.

Франция должна была стать республикой, объединяющей свободные коммуны, организованные по типу Парижской. И города, и самые малые деревни должны были обладать полнотой самоуправления, ограниченной правами соседних коммун и интересами страны в целом.

К компетенции каждой такой коммуны Декларация относила утверждение местного бюджета и разверстку налогов, управление всеми местными службами, организацию суда и полиции, народного просвещения, управление местными имуществами, а также предоставлялось право иметь собственную военную силу в лице национальной гвардии, свободно избирающей своих офицеров.

Коммуны при всей их автономии объединялись в главном городе округа. Окружные собрания посылали депутатов в Национальную делегацию, заседающую в Париже. Центральное правительство наделялось немногими, но очень важными функциями.

Суд и процессосуществляла Комиссия юстиции при Совете комуны на демократичес­ких принципах: выборность, равенство всех перед законом, гласности суда, удешевления процесса и т. д. Суды выбирались. Судебная система Парижской коммуны состояла из:

общеграж­данских судов (обвинительного жюри по делам версальцев, палаты гражданского суда, мировых судов);

военных судов (дисциплинар­ных судов в батальонах, легионах, общеармейского военно-полевого суда).

Совет Парижской коммуны явился для всех судов кас­сационной инстанцией и судом первой инстанции по делам, предс­тавляющим особую важность.

Социальное законодательство Парижской Коммуны. Коммуна приняла меры, направленные на улучшение социаль­но-экономического положения наименее состоятельных слоев го­родского населения: наиболее нуждающимся были выданы денеж­ные пособия, отсрочен взнос квартирной платы, движимое имуще­ство на сумму до 20 франков, заложенное в ломбарде, безвозмездно возвращалось собственникам, запрещались штрафы и вычеты из заработной платы. Мастерские, брошенные своими владельцами, бежавшими вместе с правительством в Версаль, передавались кооперативным ассо­циациям рабочих.

Во второй по­ловине мая (28 мая пала последняя баррикада коммунаров) 1871 г. правительственные войска заняли Париж, и ком­муна прекратила свое существование.

Парижская коммуна 1871 г. вошла в историю как первая попытка создать совершенно новый тип государства.

Тема 12.13 Установление Третьей республики. Политическая система

Политика второй империи окончательно развеяла монархические иллюзии крестьянства, которое составляло тогда около 70% населения страны. Республиканские убеждения рабочих были известны. Это вынудило монархическое большинство в Учредительном со­брании временно отказаться от восстановления монархии. В этих условиях собрание, не будучи в состоянии создать монархию, создало строй, более всего к ней приближающийся.

В 1875 г. было принято три основных закона, которые в совокупности и составили новую Конституцию страны: Конституционный закон об организации государственных властей, Закон об организации сената и Закон об отношениях го­сударственных властей. Отсутствие единого конституционного нормативного акта давало возможность обойти вопрос об общих принципах государ­ственного строя. В Конституции не были упомянуты демократические права и свободы граждан. Ни одна статья прямо не утверждала республику.

Президент Республики избирался на семь лет аб­солютным большинством голосов сената и палаты депутатов, соеди­ненных для этой цели в единое Национальное собрание и имел право переизбрания. Он наделял­ся многими прерогативами: имел право законо­дательной инициативы, промульгировал законы и следил за их исполнением, мог отсрочить заседания парламен­та, распустить нижнюю палату (с согласия верхней). Пре­зидент руководил вооруженными силами, назначал на все гражданские и военные должности, имел право помилования. За свои действия он не нес политической ответственности, его декреты подлежали контрасигнации одного из министров.

Законодательная власть осуществля­лась палатой депутатов, избираемой на четыре года всеобщим голосованием, и сенатом. Последний состоял из 75 пожизненных сенаторов (в 1884 г. институт пожизнен­ных сенаторов был ликвидирован, но назначенные ранее сенаторы сохраняли свой пост до конца жизни) и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет.

Главной целью законодателя стала нейтрализация пала­ты депутатов —единственного органа в системе государственного механизма, комплектуемого на основе прямых выбо­ров, поэтому в какой-то мере зависящего от мнения избирателей. Сенату предоставлялись равные с палатой депутатов права в области законодательства. Устанавливалось только, что палата депутатов первой рассматривает финансовые законопроек­ты. Фактически создавалось положение, когда без согласия данный орган власти ни один законопроект не мог получить силу закона. Более того, данный орган власти имел ряд преимуществ по сравнению с палатой депутатов. С его согласия президент мог распустить палату депутатов, сенат же роспуску не подлежал и мог быть превращен в верхов­ный судебный орган для суда над президентом и министрами.

Конституция 1875 г. предусмотрела создание Совета министров, правовой статус которого не был детально раз­работан. Но принципиальное значение имело положение о том, что министры солидарно ответственны перед палата­ми за общую политику правительства и индивидуально — за их личные действия.

Таким образом, закреплялся институт парламентской ответственности правительства, который придавал ему самостоятельность по отношению к президенту. Последний не был главой правительства, а лишь назначал председателя Совета министров из числа лиц, поль­зующихся поддержкой большинства депутатов.

Конституционные законы не регламентировали орга­низацию и порядок проведения выборов. Специальным за­конодательством было подтверждено всеобщее мужское избирательное право (с 21 года), но в выборах не принимали участие женщины, военнослужащие, основная часть насе­ления колоний, лица, проживающие в избирательном окру­ге менее шести месяцев. Из 40 млн французов избирательным правом пользовались 12 млн.

Эволюция Третьей республики. Традиционный для Франции разброс политических убе­ждений и интересов, наличие многочисленной прослойки мелких и средних предпринимателей, стремившихся к са­мостоятельному участию в политической жизни Третьей республики, отсутствие уже сложившихся политических партий предопределили воз­никновение достаточно пестрой многопартийной системы.

С политической арены окончательно сошли монархические группировки, но на их месте возникло множество разновид­ностей республиканских партий («умеренные» республиканцы, республиканская левая и т. д.). К концу XIXв. влиятельной партией являлись радикалы. Большинство политиче­ских партий Третьей республики в организационном отно­шении были аморфными, часто разваливались, перегруп­пировывались, существовали лишь как парламентские фрак­ции.

В конце 70-х гг., оправившись от жестоких репрессий, на путь создания собственной политической партии встали и социалистические силы Франции. Этот путь был непро­стым из-за серьезных политических разногласий в самом лагере социалистических сил и в руководстве партии, которые были преодо­лены только в 1905 г.

Основные изменения в государственном строе Третьей республики:

сокращение власти президента: с 80-х гг. XIXв. Ж. Греви (прези­дент) на практике перестал использовать свои наиболее зна­чимые конституционные полномочия (право роспуска пала­ты, отсрочки сессий и т. д.). На пост президента стали выдвигаться заведомо безынициатив­ные и маловлиятельные политические деятели (Дешанель, Думерг и т. п.);

переход большей части правомочий президента парламенту и правительству. В 1884 г. в обстановке оживления демократического движения в стране были приняты некоторые важные поправки и дополнения к Конституции 1875 г.: запрещалось пересматривать республиканскую форму правления; был изменен порядок комплектования сената. (Категория пожизненных назначаемых сенаторов упразднялась — теперь их всех избирали вы­борщики от коммун, причем коммуны с большей численностью населения избирали большее количество выборщиков.);

самостоятельность правительственной власти по отношению к парламенту. Многопартийность палаты исключала устойчивое большинство, а без него не было устойчивого правительства. Средняя продолжительность кабинетов составляла восемь месяцев. За 39 лет (с 1875 по 1914 гг.) сменилось 48 правительств. Но, как это ни странно, кабинеты свергались и сменялись, а министры, их составлявшие, оставались. Происходила некоторая перестановка мест, перемещение с поста на пост. Свержение правительств было чаще всего результатом запросов, делаемых членам кабинета или премьеру, причем нередко по второстепенным вопросам. Несмотря на постоянную угрозу свержения, кабинет министров и его глава приобретали все большую власть. В тех случаях, когда нельзя было рассчитывать на поддержку палат, они проводили свою линию явочным порядком, ставя парламент перед фактом. Правительственные акты («регламенты ») превосходили как по численности, так и по значению законодательство парламента;

отсутствие местного самоуправления. Реальная власть в департаментах принадлежала ставленникам правительства. Во главе администрации департамента стоял префект, назна­чаемый президентом, но практически подбираемый мини­стром внутренних дел и подчиненный последнему. Выбор­ные генеральные советы в департаментах, ведавшие вопро­сами чисто местного значения (строительством школ, дорог и т. п.), фактически находились в зависимости от префекта, так как не имели своих собственных исполнительных органов и при вынесении решения должны были обращаться за помо­щью к префекту.

Таким образом, в конце XIXв. в стране утвердилась парла­ментская республика. Парламент занял доминирующее положе­ние в государственном механизме, имел неограничен­ные полномочия в области законодательства и влиял на деятельность правительства. Совет министров форми­ровался из представителей партий, получивших большинство на вы­борах и составивших парламентское большинство. Правительство было ответственно перед парламентом (вотум недоверия, вынесенный хотя бы одной из палат парламента, обязывал правительство вый­ти в отставку). В этот период произошло умаление власти президента. Наделен­ный конституционными законами значительными полномочиями, он на практике не оказывал существенного влияния на государст­венную работу.

Тема 14.1 От Германского союза к Германской империи. Формы объединения Германского государства

В начале XIXв. Германия называлась Священной Римской империей германской нации, которая включала в себя более 300 государств. Среди них выделялись: Пруссия, Саксония, Бавария, Вюртемберг и Австрия.

Все эти государства считались находящимися в подчинении императора и имперского сейма, но на практике обладали полной независимостью. Дворянство, неоднородное по своему составу, было в ленной зависимости либо от князей, либо от императора. Городское население состояло патрицианских семей, возглавлявших городские представительные учреждения, бюргеров и ремесленников — подмастерьев и учеников. Крестьяне были по большей части крепостными. По сравнению с Англией и Францией Германия находилась на более низкой ступени эконо­мического, социального и политического развития.

Вторжение крупнейших германских государств на территорию революционной Франции окончилось их поражением, которое привело к полному преобразованию Священной Римской империи германской нации. Бавария и Вюртемберг стали полностью самостоятельными королевствами, Австрия и Пруссия потерпели территориальные убытки. Большинство германских южных государств образовали Рейнский союз (12—25 июля 1806 г.) под эгидой Франции. Его правовой основой стал Рейнский Союзный акт, в котором одну сторону представлял Наполеон, другую — немецкие князья. Протектор обеспечивал безопасность союза, вел внешние дела, имел право объявления войны, осуществлял высшее руководство военными силами. Таким образом, обладая чертами конфедерации, Рейнский союз был по существу французским протекторатом. Здесь были уничтожены крепостное право и феодальные привилегии, введен Гражданский кодекс 1804 г. а 1 августа 1806 г. Наполеон провозгласил ликвидацию Священной Римской империи германской нации, признав полный и неограниченный суверенитет каждого из государей, составляющих Германию.

В 1815 г. после разгрома наполеоновских войск Пруссия, Австрия, Россия и Англия организовали Венский конгресс держав-победительниц, который ставил следующие задачи: а) восстановление прежних режимов; б) противодействие революциям и новым войнам. Для этого необходимо было создать военно-политическое равновесие в Европе, обеспечив новые формы государственного устройства Германии.

Союзный акт 1815 г. стал основой для создания нового немецкого государственного объединения — Германского союза, представлявшего собой крайне расплывчатую конфедерацию (другие исследователи называют его «международным объединением государств»). В 1815 г. в его состав входило около 41 государства, а в 1866 г. (ко времени раскола) — 34-35 государств — королевств, княжеств, герцогств и четы­рех вольных городов — Франкфурта, Гамбурга, Бремена и Любе­ка. Каждое из вошедших в Союз государств было суверенным и управлялось по-разному. Это германское государство имело в своем составе территории, находившиеся под иностранным суверенитетом короля Англии (до 1837), Дании (до 1866), Голландии (до 1864) и т. д. Единствен­ным связующим органом Союза был Союзный сейм, но уполномо­ченные строго придерживались инструкций своих правительств, тогда как для решения вопросов, касавшихся Германского союза, требовалось единогласие членов сейма, котоый заседал (редко) в пол­ном составе (69 голосов) или в узком (17 голосов). Все действительно важные вопросы решались узким составом. Председательствовала в Союзном сейме Австрия — в то время самое крупное государство Германского союза. Органов, которые бы обеспечивали реальное выполнение принятых сеймом решений, не было создано. Все это сковывало работу высшего органа власти Германского союза, где реаль­ное главенство принадлежало Австрии.

По форме правления большинство государств, входящих в Германский союз являлись абсолютными монархиями, но в некоторых из них, ранее входивших в Рейнский союз, были приняты конституции. Все германские конституции этого времени октроированы (т. е. дарованы монархами), поэтому монархия являлась основой государственно-политического устройства. Значительные государственные права (в области внешней политики, военного устройства, управления администрацией, внутренней полиции, законодательства) сохранялись за наследственным монархом. В большинстве этих конституций сословный строй оставался только в качестве формальных категорий гражданства. Закреплялась ликвидация крепостного права. Дворянство лишалось вотчинных прав и особой юрисдикции. Однако в ряде государств за дворянством конституционно признавались некоторые личные и имущественные привилегии, в том числе особые права на участие в политическом представительстве.

Германский союз не решал проблемы объединения Германии. В нем не было создано единой финансовой системы, общей армии, полиции, суда, дипломатического органа, сохранялись таможенные пошлины, суверенитет субъектов и т. д. Все эти факторы сдерживали капиталистическое развитие Германии. Без уничтожения феодальных и полу­феодальных порядков, без окончательного утверждения национального единства капиталистический прогресс не мог в полной мере быть обеспе­чен.

Достижение государственного единства Германии и ста­ло одной из важнейших задач буржуазно-демократических революций 1830 и 1848 гг. В переменах было заинтересовано подавляющее боль­шинство немецкого народа, которому противостояли круп­ные и мелкие монархи, опиравшиеся на высшее дворянст­во, верхушку бюрократии и военщины, которые отстаивали свои наследственные и благоприобретенные привилегии.

Однако немецкая буржуазия не смогла выступить единым фронтом, распалась на множество разнородных идейно-по­литических течений, которые по-разному смотрели на пути и формы объединения. Либе­ральная буржуазия отстаивала идею создания федеральной конституционной монархии с либеральным режимом под эгидой одного из крупнейших германских государств — Прус­сии или Австрии. Мелкобуржуазная демократия отвергала гегемонизм этих стран, сосредоточив главное вни­мание на требованиях неограниченной свободы ассоциаций, вооружении народа, полной свободе слова и печати, унич­тожении всех привилегий дворянства, ликвидации феодаль­ных отношений в деревне.

Во время революции 1848 г. с мая по июнь во Франкфурте-на-Майне работало всегерманское Учредительно­е собрание. Его цель — дать Германии новую единую федеральную Конституцию. Несмотря на то, что это собрание в 1849 г. приняло общегерманскую Конституцию, по которой предполагалось, что Германия станет федеративной империей с легитимным монархом (австрийским или прусским), провозглашались буржуазно-демократические права и свободы, разделение властей, всеобщее избирательное право, ответственность правительства перед двухпалатным парламентом, однако проект так и остался проектом. Депутаты Национального (Учредительного) собрания разбежались, напуганные размахом революции, так и не избрав династию. А те, которые еще оставались, были разогнаны (в июне 1849) правительством Вюртемберга. К тому же король Пруссии, которому была предложена корона императора, отверг Конституцию под предлогом незакон­ности ее происхождения, соглашаясь занять император­ский трон не иначе как по свободному соглашению короно­ванных правителей, князей и вольных городов Германии. Объединения Германии по буржуазно-демократическому варианту в середине XIXв. так и не произошло.

Апогеем германской революции стало мартовское мас­совое восстание в столице Пруссии (Берлине) в 1848 г. Ко­роль прусский Фридрих-Вильгельм IV согласился на конституционное правление, создание нового либерального правительства, провозглашены свободы личности, союзов, собраний, печати и др. Последующий разгром революции привел к отказу от многих демократических обещаний. Однако революция не прошла бесследно. Во всех сферах общест­венной жизни Германии и, прежде всего, Пруссии (в эконо­мической, социальной, идеологической, политической), про­изошли серьезные изменения. Предприниматели могли от­ныне пользоваться относительно либеральными законами о концессиях горной промышленности, особенно при созда­нии акционерных обществ. В 1850 г. вышли законы о выку­пе крестьянами земли, которые либо отменяли еще не от­мененные феодальные повинности, либо переводили их в категорию капиталистической ренты и пр.

В январе 1850 г. прусский король Фридрих-Вильгельм IV октроировал новую Конституцию, которую классики марксизма назвали «мнимой». Несмотря на то, что она содержала такие демократические положения, как равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, жилища, свобода совести, нация и преподавание, отказ от цензуры и ограничений свободы прессы, право на собрания и образование обществ, тайна переписки, не было предусмотрено гарантий их реализации.

Глава государства, прусский король, обладал правом законодательной власти, которую осуществлял совместно с ландтагом, единоличным правом высшей исполнительной власти, правом назначения и отзыва министров, судей, членов верхней палаты ландтага, правом объявления войны и заключения мира, являлся верховным главнокомандующим. Парламент Пруссии (ландтаг) состоял из двух палат: палаты господ и палаты депутатов. Палата господ персонально назначалась монархом по традиционным сословным привилегиям и причастности к государственной службе. Вторая палата (в составе 433 депутатов) избиралась населением.

Формально Конституция установила всеобщее избирательное право (для мужчин, старше 25 лет и обладающих цензом оседлости в общине), которое было неравное и осуществлялось по куриальной системе.

Эта система основывалась на двухстепенном порядке голосования. Избиратели-мужчины, достигшие определенного возраста, были поделены на три курии. Каждый разряд избирал свою треть выборщиков. Первые две курии составили крупные налогоплательщики, в третью курию входили все прочие избирате­ли. Несомненное преимуще­ство эта система давала богатым, поскольку число выбор­щиков было одинаковым во всех трех куриях. Таким образом, две первые курии — незначительная кучка людей — выбирали две третьи вы­борщиков, которые затем избирали депутатов. Таким образом, 3% населения Пруссии, изби­рали такое же число выборщиков, как и 70% избирателей третьей курии. Несмотря на массовое движение за отмену системы выборов, особенно в начале XXв., она продолжала существовать в Пруссии до Ноябрьской рево­люции 1918 г.

Конституция не предусматривала иных гарантий ее соблюдения, кроме принесения членами обеих палат и го­сударственными чиновниками присяги верности и повинове­ния королю и Конституции. Ни король, ни армия не присягали в соблюдении Конституции.

Пруссия практически с начала образования Германского союза предприняла борьбу за гегемо­нию в нем. Она начала с утверждения своего лидерства в соз­дании единого немецкого экономического пространства.

В 1818 г. принят новый та­моженный закон, уничтоживший все таможенные границы в рамках Прусского королевства и провозгласивший свобо­ду передвижения между всеми его провинциями. В 1819 г. на Венской конференции германских правительств делегаты вы­ступили с инициативой распространить действие прусского таможен­ного закона на весь союз. Несмотря на антипрусскую реакцию австрийского правительства с 1819 по 1833 гг. Пруссия добилась заключения таможенных соглашений с отдельными германскими правительствами. Итогом стало создание в 1834 г. Таможенного союза германских государств, в который вошло 20 членов Германского союза под руководством Пруссии. Австрия попыталась под­чинить Таможенный союз Союзному сейму, но эти попытки были сорва­ны Пруссией. Таможенный союз привлек на ее сторону всю буржуазию средних и мелких германских государств. В 1847 г. на конференции Таможенного союза был принят Общегерманский вексельный устав, впервые применивший единообразное регули­рование вексельного оборота. Он укрепил позиции Пруссии в правовой сфере, так как в его основу был положен прусский про­ект Вексельного закона. В 1857 г. на Союзном сейме обсуждались два проекта Торгового кодекса: прусский и австрийский. Законодатели выбрали в ка­честве основы для будущей общегерманской кодификации торгового права прусский проект, более лаконичный и ясный. Принятие в 1861 г. Общегерманского торгового уложения окончательно закрепило ведущую роль Пруссии в создании единого экономического и правового простран­ства Германии.

В 60-е гг. усилилась борьба между Пруссией и Австрией за господство в процессе объединения Германии. В конечном счете после австро-прусской войны 1866 г. Австрия была исключена из Германского союза. В том же году образовался Северо-Германский союз, куда вошли все северные, ряд западных и южно-немецких государств, всего 28 — с числом населения в 30 млн чел. (фактически все государства Германии за исключением 4 крупных южных монархий). Члены союза сохранили свои государственные системы, правительства, но подчинялись союзным властям и передали им важные полномочия: организацию вооруженных сил, международные отношения, торговлю и промышленность, финансы, связь, санитарное законодательство. Во всех государствах армия перестраивалась по прусскому образцу. Общие расходы осуществлялись за счет общего бюджета, который складывался из таможенных доходов, почтовых сборов, взносов государств и особого военного налога-сбора.

В 1867 г. была принята Конституция Северо-Германского союза, согласно которой президенту Союза — прус­скому королю — передавалась вся полнота исполнительной власти и ряд других важных полномочий. Создавался на основе всеобщего избирательного права Общесоюзный двухпалатный парламент, которому стало принадлежать исключительное право вотирования налогов. Он состоял из Союзного совета (куда входили уполномоченные от правительств земель) и рейхстага, который избирался населением (297 депутатов из расчета 1 депутат на 100 тыс. населения) на основах всеобщего избирательного права. Дальнейшее объединение пошло путем введения общего законодательства. В течение 1867—1870 гг. были введены единые вес и меры, уничтожена паспортная система разных государств, сняты ограничения на межгосударственные браки, изданы единые положения об акционерных обществах, ликвидации цехов и свободе предпринимательства, единый Торговый кодекс (1869). Северо-Германского союз стал последним этапом объединения. Принятая союзом Конституция открыто закрепила гегемонию Пруссии.

В 1870 г. Пруссия спровоцировала войну с Францией, которая в этой войне была разгромлена. Северо-Германский союз смог осуществить давно задуманный Пруссией план присое­динения южногерманских государств. Так на­зываемые «оборонительные договоры» союза с Баденом, Баварией, Вюртембергом, Гессен-Дармштадтом стали правовой основой их вступления в новый союз, преобразованный в 1871 г. в Германскую империю. Кроме этого, победоносная война с Францией в 1871 г. привела к отторжению от нее Эльзаса и Лотарингии и к выплате ог­ромной контрибуции в 5 млрд франков в пользу Германии.

Таким образом, объединение Германии было завершено, опираясь на военно-политическое влияние Пруссии, и означало распространение преобладающего влияния прусских государственных институтов на всю страну.

Тема 14.2 Создание единой Германской империи и ее конституционное оформление (Конституция 1871 г.)

18 января 1871 г. в Версальском дворце король Пруссии был провозглашен германским императором под именем Вильгельма I. Таким образом в центре Европы возникло новое государство — Германская империя. В ее состав вошли 25 земель (четыре королевства: Пруссия, Бавария, Саксония, Вюртемберг; 18 более мелких герцогств, графств и «вольные города» — Любек, Бремен и Гамбург). В апреле была принята, а в мае 1871 г. вступила в силу Конституция Германской империи, которая юридически преобразовала Союз государств в империю.

Она заявила о новом государстве как о преемнике Северо-Германского союза, а также учла договоры с южногерманскими государствами, за которым закреплялись некоторые особые права. Такая преемственность обеспечивала не только реальное, но и политико-юридическое преобладание Пруссии в новой империи.

Составители Конституции 1871 г. законодательно закре­пили достаточно своеобразную модель федеративно-административ­ного политического устройства («союза нерав­ных»). С принятием данного закона сформировалось деление сфер конституционного регулирования между империей и ее субъектами. Вопросы прав и свобод граждан были закреплены только в земельных конституциях. Это оставалось прерогативой законодательства земельных ландтагов. То же касалось судоустройства и организации самоуправления. Федеральному собранию (Союзному совету — бундесрату и рейхста­гу) передавались законодательные компетенции по вопросам армии, фло­та, внешней политики, таможни и торговли, почты, телегра­фа, железных дорог, судоходства и пр. При этом Конститу­цией предписывалось, что «имперские законы» имеют пре­имущество перед законами земельными.

Однако федеральное собрание, формально призванное стоять на страже интересов субъектов федерации, не соответствовало своему назначению в силу неравного представитель­ства входящих в федерацию государств. Пруссии, как самой крупной по территории, населению, военной мощи, экономическому потенциалу, было отведено в бундесрате (верхней палате имперского парламента) 17 из 58 мест, что определяло ее господствую­щее положение в федерации, так как без ее согласия не могло быть изменено ни одно из положений Конституции. Чтобы заблокировать подобные предложения, достаточно было 14 голосов. В бундесрате были представлены не народы субъ­ектов федерации, а представители местных монархов: ко­ролей, князей, герцогов.

Особое место Пруссии в Германской империи определя­лось и тем, что президентство в Союзе закреплялось за прус­ским королем, получившим название « германского импера­тора», который обладал по Конституции обширнейшими полномочиями. Являясь главой исполнительной власти, он назначал должностных лиц империи, в том числе и канцлера. Ему принадлежало право созывать, закрывать и распускать Со­юзный совет и рейхстаг, а также право «разработки и пуб­ликации» имперских законов и надзора за их исполнением. Ряд важнейших полномочий он осуществлял с согла­сия Союзного совета: объявление войны и мира, заключение договоров, проведение экзекуций в отношении государств, не выполняющих своих союзных обязанностей и пр. Имперский канцлер являлся не только единственным имперским ми­нистром, но и председателем бундесрата. Его голос был ре­шающим в верхней палате при равенстве голосов по некоторым важнейшим вопросам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: