Источники римского права 6 страница

На втором этапе английской буржуазной революции образовалась индепендентская республика.

Армейская индепендентская верхушка провела «прайдову чистку» парламента от пресветериан6 декабря 1648 г..

Короля Карл I был казнен 30 января 1649 г. В марте 1649 г. отменена палата лордов. Английская республика провозглашена 19 мая 1649 г.. К власти пришли индепенденты.

Высшим органом исполнительной власти, который нес ответственность перед парламентом, являлсяГосударственный совет, в задачи которого входило:

противодействие восстановлению монархии;

управление вооруженными силами страны;

установление налогов;

управление торговлей и внешней политикой страны.

После учреждения республики социальная борьба не ослабела.

Обязанная своим установлением народным массам республика ничего для них не сделала. В этом главная причина ее слабости, и это предопределило ее гибель. Власть Кромвеля все более приобретала характер личной диктатуры. Не получив опоры в парламенте, Кромвель его разогнал в 1653 г.

Основным нормативным актом третьего этапа английской буржуазной революции стала «кромвелевская конституция» — «Орудие управления 1653 г. », закрепившая конституционные основы режима, объявив О. Кромвеля пожизненным лордом-протектором. В его руках была сосредоточена высшая законодательная и исполнительная власть. Существовал и однопалатный парламент, но высокий имущественный ценз (в 100 раз больше, чем до революции) существенно ограничивал его влияние. Государственный совет как непосредственный орган управления страной назначался лордом-протектором.

«Орудие управления 1653 г.», закрепив режим единоличной власти, определило обратное движение от республики к монархии. Смерть Кромвеля в 1658 г. ускорила эти события.

Тема 10.2 Формирование и развитие конституционной монархии в Англии в XVII—XVIIIвв.

Парламент объявил себя учредительной властью и в 1660 г. возвел на престол сына казненного короля Карла Стюарта (1630—1685), который в Бредской декларации 1660 г. обещал, что вопросы о прощении участников революции, вероисповедании, содержании армии, правовом режиме земель роялистов (сторонников короля) будут решены парламентом. Однако обещаний не сдержал. В парламенте в 1660—1679 гг. господствовали тори (консерваторы, которые поддерживали короля). Король активно преследовал наиболее активных участников революции. В итоге, когда виги (группа, которую поддерживала буржуазия и среднее дворянство, находилась в оппозиции к королевской власти) получила парламентское большинство, в 1679 г. приняли Акт о лучшем обеспечении свободы подданных и для предупреждения заточений за морями («Хабеас корпус акт»), который создал гарантии неприкосновенности для самих же членов парламента от преследования королевских чиновников и предусматривал права личности на стадии задержания подозреваемого.

По закону устанавливалась обязанность лица, в ведении которого находился арестованный, по требованию последнего в суточный срок доставить его в суд для рассмотрения причин ареста и возможного освобождения под денежный залог. На должностных лиц и судью в случае невыполнения этого требования налагался штраф в размере 500 фунтов стерлингов и применялось отстранение от должности. В дальнейшем этот закон стал важнейшим конституционным документом страны.

В 1685 г. на престол взошел король Яков II (1633—1701), который проводил антибуржуазную политику, стремился восстановить абсолютизм, обеспечить права католической церкви, но парламент не стал его поддерживать. Тори и виги объединили свои силы и совершили «Славную революцию», в результате которой в 1689 г. на престол был возведен Вильгельм Оранский (1650—1702) — штандартер Нидерландов, зять Якова II, который подписал Билль о правах, определивший приоритетное место парламента в системе государственного механизма (устанавливалось верховенство парламента в области законодательства).

В соответствии с Биллем о правах 1689 г.: король лишался власти над армией и судом, под­чинялся законам;финансы переходили во владение Парламента;устанавливалась свобода слова и право подачи петиций,свобода религии для лиц и сект.

«Билль о правах» закрепил режим ограниченной (конституционной) монархии и господство Парламента.

Акт об устроении, или Закон о престолонаследии 1701 г. установил порядок престолонаследия, учитывая бездетность Вильгельма III. Но главное его значение состояло в закреплении важнейших принципов государственного строя Англии — принципов контрасигнатуры и несменяемости судей, а также недопустимости королевского помилования в случае осуществления процедуры импичмента в отношении должностных лиц.

Таким образом, произошло утверждение нового государственного строя — конституционной монархии.

В начале XVIIIв. в Англии был создан новый орган исполнительной власти— кабинет министров, возглавляемый премьер-министром, который к середине XVIIIв. стал обособленным от короля высшим органом управления государственными делами, состоящим из представителей партии большинства в парламенте и коллективно от­ветственным перед палатой общин («ответственное правительство»).

Таким образом, к XVIIIв. в Англии были заложены следующие основные принципы буржуазного государства: а) верховенство парламента в области законодательной власти; б) исключительное право парламента вотировать бюджет и определять размеры воинского контингента; в) принцип несменяемости судей.

Дальнейшее развитие буржуазного государства в Англии шло по пути конституционных реформ.

Важнейшей особенностью английской конституции было то, что она не представляет собой единого законодательного акта. Наряду с отдельными писаными законами ее важнейшую часть составляют неписаные условные правила, утвердившиеся как «конституционный прецедент».

Тема 10.3 Демократизация политического режима Англии XIXв.

Реформы избирательного права, местного управления и судебной системы в XIXв. Благодаря бурному развитию промышленности и аграрной революции изменилась классовая структура в обществе. В деревне сформировались три класса: лендлорды, арендаторы и батраки. В городах образовался класс буржуазии и класс пролетариев. Соотношение сил изменилось в пользу буржуазии, и она стала добиваться такого перераспределения власти, которое соответствовало бы ее значению в обществе.

Парламентаризм уже давно вошел в английскую практику. Парламент и особенно палата общин играли решающую роль в политической системе страны, но из-за устаревшей избирательной системы абсолютное большинство в парламенте составляли аристократия и крупная буржуазия, нижняя палата парламента находилась в руках земельной аристократией. Это определило борьбу за новые избирательные права, которая продолжалась в Англии в течение всего XIXв.

Представительство контролировалось знатными землевладельцами при помощи специальной процедуры. Голосование было открытым. Депутатов называли заранее (это делали местные лендлорды), и тех, кто их не поддерживал, наказывали. Подсчитано, что примерно 424 депутата из числа парламентариев были фактически назначены мест­ными землевладельцами. В различных городах избирательные цензы были неодинаковые. Некоторые из них («гнилые местечки») к XIXв. перестали существовать, но при этом за ними сохранялось право избирать депутата, в то время как промышленные центры были лишены такого права.

В ходе этой реформы, как и последовавших за ней в течение XIXв. еще двух реформ, были осуществлены перемены в следующих направ­лениях: 1) перераспределение избирательных округов; 2) расширение круга самих избирателей.

Избирательная реформа 1832 г. Согласно этой реформе избирательное право получили мужчины, достигшие 21 года и имеющие недвижимость (землю или строения), дающие доход не менее 10 фунтов стерлингов и платившие налог на бедняков. Ценз оседлости составил шесть месяцев. По закону о парламентской реформе были перераспределены мандаты, и крупные промышленные города получили своих представителей (поселения, где проживало от 2 до 4 тысяч чел. стали избирать только одного депутата). Палата общин превратилась в буржуазный парламент. Король окончательно лишился власти, и его прерогативы перешли к кабинету министров. Был провозглашен принцип: король царствует, но не управляет. Название и структура партий измененились. Тори переименовались в консерваторов, а виги — в партию либералов и представляли собой политические движения в обществе и государстве.

В 1867 г. была проведена вторая избирательная реформа, согласно которой общее число избирателей увеличилось более чем на 1 миллион, за счет предоставления не только владельцам домов, но и их съемщикам, платившим в год не менее 10 фунтов стерлингов, арендной платы. В сельской местности имущественный ценз снижен с 10 до 5 фунтов годового дохода. Верхушка рабочего класса стала частью либеральной партии (виги). Тем не менее две третьи мужского населения Англии (рабочие) и все женщины были лишены избирательных прав.

В 1884—1885 гг. проведена третья избирательная реформа: законодательно установлена процедура тайного голосования; увеличилось на 2 миллиона количество избирателей за счет мелких крестьян-арендаторов. Однако сохранялся половой, возрастной и ценз оседлости. Установлен новый принцип представительства от избирательного округа: округ с населением 5—50 тысяч выставлял двух депутатов, свыше 65 тысяч — трех депутатов. Сохранялась мажоритарная система относительного большинства.

Премьер-министр Дизраэли так определил значение реформ: «Мы урегулировали мучительную тяжбу между капиталом и трудом …» [2, с. 137].

Для судебных реформ XIXв. была характерна крайне запутанная система судебных органов, в которой преобладали архаичные институты. В 1876 г. в Англии принят Закон об апелляционной инстанции (с 1887 г. два лорда начали назначаться пожизненно и заседать в нижней палате, когда та действовала как судебная инстанция).

В 1873—1876 гг. вышла серия законов, по которым упразднялись средневековые суды — общего права, канцлера, суд по завещаниям, учреждался Верховный суд, который состоял из Высокого суда и Апелляционного суда по гражданским делам. Этот орган возглавлялся главным лордом-судьёй, который назначался королем по представлению премьер-министра. Новая структура высших судов предусматривала использование процессуальных норм и судов общего права, а также суда канцлера.

Полиция. До 30-х гг. XIXв. нет организованной полицейской системы. В 1829 г. был принят Закон о создании полиции Большого Лондона, измененный в 1856 г.: вместо двух комиссаров назначался один, который был обязан организовать полицейский отряд, чтобы заменить различные полицейские учреждения. Он единолично управлял всей Лондонской полицией и подчинялся министру внутренних дел.

Местное управление. С 1835 г. управление городами переходило в руки городских советов (их члены избирались мужчинами и женщинами, платящими особый налог в пользу бедных сроком на три года). В 1888 г. были созданы однотипные представительные органы для городов и графств, а в 1894 г. — закон, который лишал церковно-приходские советы права рассматривать нецерковные дела. Для этого создаются приходские собрания. Данная система управления отличалась значительной самостоятельностью и отсутствием административной опеки со стороны центральных властей.

Таким образом, только к концу XIXв. в Англии была выстроена система управления, опирающаяся на буржуазные принципы построения государства. Дальнейшее развитие государства направлено на все большую демократизацию системы.

Тема 11.1 Война за независимость североамериканских колоний (1775—1783). Декларация независимости 1776 г. Образование конфедерации 1781 г.

В начале XVIIв. на атлантическом побережье Северной Америки была основана первая английская колония. К XVIIIв. их насчитывалось уже 13. Колонии не имели формальной связи между собой и были в непосредственной зависимости от метрополии. Англия, пережившая в XVIIIв. промышленный подъем, рассматривала американские колонии как выгодный рынок сбыта и источник сырья, предпринимая одновременно меры по искусственному сдерживанию экономической активности буржуазии в колониях. В течение шести десятилетий, предшествовавших американской революции, английский парламент принимал законы, «душившие» промышленность и торговлю колоний. Рост административного, экономического и военного гнета вызвал в американских колониях стремление освободиться от британского владычества. Одновременно росли и тенденции объединения.

В 70-е гг. XVIIIв. конфликт Англии со своими колониями принял открытые формы.

Таким образом, основными причинами, которые привели к войне стали:

усиление колониального гнета Англии (запреты на открытие мануфактур, производство и вывоз шерстяных изделий, торговлю с другими странами);

запрещение колонистам переселяться на запад;

введение гербового сбора в 1765 г. (налога на любой товар и услуги), которые мешало развитию нового капиталистического уклада, тормозило развитие про­мышленности.

Ход развития конфликта. В 1765 г. собрался конгресс, отказавшийся признать за метрополией право на обложение налогами колоний, которые не имели своих представителей в английском парламенте.

В марте 1770 г. в Бостоне произошло вооруженное столкно­вение между местным населением и английскими солдатами, в результате которого солдаты убили несколько человек.

В 1771 г. в Северной Каролине английские войска сно­ва открыли огонь по мирному населению.

В 1773 г. произошло «бостонское чаепитие»: порт был закрыт, а самоуправление колонии ликвидировано.

В 1774 г. в Филадельфии собрался Первый континентальный конгресс представителей ко­лоний, который взял на себя функции за­конодательной и исполнительной власти и призвал к бойкоту английских товаров и в то же время попытался добиться компромисса с метрополией, составив петицию к королю, в которой колонисты просили прекратить притеснения и не давать повода к разрыву с короной. В ответ английское прави­тельство начало военные действия.

В мае 1775 г. открылся Второй конгресс, который предложил всем колониям создать новые пра­вительства взамен колониальных властей, констатировал состояние войны с Англией и при­нял решение о создании регулярных вооруженных сил. Главнокомандующим был назначен Дж. Вашингтон. Каждая колония объявила себя независимой республикой — штатом. Началась борьба колонистов против английских войск.

Законодательство периода войны за независимость. Континентальный конгресс принял революционную Декларацию независимости 4 июля 1776 г., которыйобъявляла об окончательном прекращении зависимости от Анг­лии и образовании независимых Соединенных Штатов Америки. Разрыв мотивировался тем, что английское правительство нарушало права американцев. В декларации было, в частности, сказано: «…Все люди сотворены равными, и все они одарены своим Создателем неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства не обеспечивает основных прав, то народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство…» [5]. Это был первый в истории государственно-правовой документ, формально провозгласивший принцип национального суверенитета и признавший за народом право на революцию.

В период войны за независимость все английские колонии объявили себя независимыми республиками (штатами) и приняли свои конституции.

Стала очевидной и необходимость консолидации штатов. В 1781 г. конгрессом из представителей штатов были утверждены «Статьи о конфедерации и вечном союзе между штатами», согласно которым штаты вступили в «вечный союз» — конфедерацию, именуемую Соединенными Штатами, но каждый штат сохранил свою независимость и все права, кроме тех, которые передавались конфедерации. Представители штатов учредили конгресс, предназначенный для ведения общих дел. Каждый штат при решении вопросов имел один голос. В период между сессиями конгресса его полномочия были возложены на комитет штатов, в который вошли по одному делегату от каждого штата. Таким образом, был создан союз государств — конфедерация, а не единое государство.

Еще в ходе военных действий в стране были проведены необходимые экономические преобразования. Крупные земельные владения сторонников королевской власти конфисковывались и распро­давались небольшими участками. Солдаты американской ар­мии в качестве вознаграждения получили право на участок земли в 100 акров (40 га). Вводились рыночные цены на пред­меты первой необходимости.

Военные действия на территории штатов продолжались вплоть до 1782 г.

В октябре 1783 г. между 13 штатами и Англией был заключен Версальский мирный договор. Англия признала независи­мость США и расширение их территорий на Запад до реки Миссисипи.

Война за независимость имела следующие результаты:

уничтожена колониальная зависимость североамериканских ко­лоний и образовано первое независимое буржуазное госу­дарство в Америке — Соединенные Штаты Америки;

ликвидирована феодальная тенденция в аграрном строе (фиксиро­ванная рента, майорат), осуществлена конфискация земель Короны и английских лордов и национализация западных земель;

создан внутренний рынок для развивающейся промышлен­ности; возникла частная собственность;

проведена конституционная и правовая институционализация буржуазно-демократических прав и свобод.

Однако война не решила всех проблем: не было от­менено рабство. Плантационное рабство сохранилось в южных штатах, что сужало внутренний рынок и в дальнейшем, в XIXв., привело к новой революционной ситуации и вылилось в гражданскую войну.

 

Тема 11.2 Образование федерации. Конституция США 1787 г. Билль о правах 1791 г.

Экономические трудности послевоенного периода, угроза новой гражданской войны, необходимость сплочения штатов и централизация власти — все это требовало создания единого государства.

В 1787 г. в Филадельфии 55 делегатов из 12 штатов в течение четырех месяцев разработали Конституцию, которая в главных своих положениях функционирует и в настоящее время. Те­оретической основой для нее явилась теория разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (наиболее полно изложенную и обоснованную французс­ким ученым Ш. Монтескье), согласно которой разделение властей может предотвратить узурпацию государственной властипутем учреждения относительно самостоятельных, уравновеши­вающих и взаимоконтролирующих друг от друга государственных властей. Конг­ресс США осуществлял законодательную власть. Президент возглав­лял исполнительную власть. Верховный суд США и судебная систе­ма страны представляли судебную власть. В то же время для предотвращения возможной узурпации законодательной власти был введен двухпалатный парламент (сенат и Палата представителей). Палата представителей избиралась на два года, сенаторы — на шесть лет, чтобы исключить возможность временного безвластия. Президент получал полномочия на четыре года. Должность члена Верховного суда была объявлена пожизненной. По Конституции устанавливалось федеративное устройство государства и провозглашалось верховенство федерального права по отношению к праву отдельных штатов.

Билль о правах 1791 г. В Конституции ничего не говорилось о неотъемлемых правах человека, праве граждан на защиту от преступных посягательств со стороны третьих лиц. Боль­шинство американцев желали закрепления своих прав на конституционном уровне. Данное требование было реализовано в 1791 г., когда в силу вступил Билль о правах США.

Этот правовой акт представляет собой первый цикл поправок к Конституции США, содержащий перечень буржуазно-демократических свобод. Основная идея первых десяти поправок состоит в признании естественных и политических прав граждан (права на жизнь, безопасность, обращение к правитель­ству с просьбой о прекращении злоупотреблений и др.), а также в недопу­стимости принятия законов, нарушающих эти права и свободы. Признава­лась недопустимость привлечения граждан к уголовной ответственности и назначения им уголовного наказания без решения суда. Вводился суд присяжных и подсудимому предоставлялись широкие процессуаль­ные права на защиту от обвинения.

Таким образом, был создан опти­мальный вариант государственного строя США.

Последствия принятия Конституции 1787 г. были следующими:

1) создание прочного государственного союза (федерации) взамен непрочного межгосударственного союза — конфедерации;

2) интенсификация промышленного развития США, товарооборота; отвоевывание новых земель и их колонизация;

3) упрочение международного положения нового государства.

Тема 11.3 Гражданская война 1861—1865 гг.: причины, законодательство, итоги, значение

Причины Гражданской войны. Победа в войне за независимость 1775—1783 гг. соз­дала необходимые условия для капиталистического развития США. Однако внутриполитическая ситуация в стране была в то время довольно сложной. В северных штатах быстро утверждались буржуазные отношения, развивалось фермерское хозяйство, росла капита­листическая промышленность. На юге США, напротив, господствовала рабо­владельческая система, которая постепенно превращалась в главный тормоз капиталистического развития на территории всей страны.

Острое противоречие между Севером и Югом выразилось в том, что:

рабовладельцы-плантаторы препятствовали введению высоких пошлин на ввоз европейских товаров;

усилилась вражда между рабовладельцами и фермерами из-за земли. На Севере осуществлялась интенсивная фермерская колонизация западных земель, на Юге — рабство распространилось на новые земли.

Эти противоречия обострялись тем, что плантаторы Юга играли руководящую роль в федеральных органах власти и армии, часто использовали союз в своих интересах.

В 1854 г. оформляется Республиканская партия, которая являла собой союз промышленной буржуазии и фермеров.

В I860 г. на президентских выборах победу одержала Республиканская партия во главе с Авраамом Линкольном, что означало переход государственной власти из рук плантаторов в руки буржуазии. В ответ рабовладельцы южных штатов объявили об отделении южных штатов и образовании независимого го­сударства — Конфедерации южных штатов.

Период Гражданской войны условно можно разделить на два этапа.

На первом этапе (1861—1862)успех сопутствовал южанам. Причинами поражения северян стали:

плохая подготовка рядового и офицерского состава;

действия правительства А. Линкольна в рамках Консти­туции, признававшей рабство законным.

На втором этапе (1863—1865) наступает коренной перелом. А. Линкольн принимает ряд законов, которые способствуют победе северян: а) Закон о конфискации имущества мятежников (1862); б) Закон о запрещении рабства на колонизируемых территориях; в) 20 мая 1862 г. — Закон о гомстеде, дававший право каждому гражданину США, уплатив 10 долларов регистрацион­ного сбора, получить участок земли в 160 акров. После пяти лет его обработки держатель становился полным собст­венником земли.

Итоги, значение Гражданской войны. К лету 1865 г. войска южан были разгромлены, и Конфедерация южных штатов прекратила свое существование.

После окончания войны начинается Реконструкция Юга (1865—1877), цель которой — проведение в южных штатах буржуазно-демократических преобразований и ограничение власти бывших рабовладельцев. Вся полнота власти временно передавалась федеральным войскам. В декабре 1865 г. рабство было ликвидировано принятием XIII поправки к федеральной конституции, а начиная с 1870 г., согласно XV поправке за неграми стало при­знаваться право голоса на выборах. Однако бывшие рабы так и не получили земли, а с выводом федеральных войск власть на Юге вновь перешла к плантаторам. Важно, что в национальном масштабе победил североамериканский путь развития капитализма в сельском хозяйстве, политическую власть в стране получила буржуазия.

Победа северян в гражданской войне обеспечила ликвида­цию экономической и политической разобщенности страны, отмену рабства, демократическое разрешение аграрного во­проса на западе страны, победу фермерского (американского) пути развития сельского хозяйства на большей территории США, создание единого национального рынка.

Все это привело к тому, что темпы экономического развития после Гражданской войны резко возросли. К началу первой мировой войны Соединенные Штаты по ряду важнейших экономических показателей значительно обогнали другие страны и превратились в одну из самых могуществен­ных и богатых держав мира.

Тема 12.1 Французская революция (1789—1799): ее основные этапы

Причины возникновения революции. Великая Французская революция ( ВФР) была порождена острейшими противоречиями между различными слоями французского общества. Буржуазия владела значительными финансовыми средствами, но была политически бесправна, не имела никаких сословных привилегий. Она требовала участия в государственных де­лах, защите от незаконных конфискаций имущества, правовой защите в случаях произво­ла королевских чиновников.

Абсолютная монархия стала главной помехой на пути дальнейшего развития Франции, не могла предот­вратить нараставший экономический, социаль­ный и политический кризис. Она давно уже перестала выражать общенациональ­ные интересы и все более откровенно защищала средневековые сословные привилегии, в том числе исключительные права дворянства на землю, цеховой строй, торговые моно­полии и другие атрибуты феодализма.

Особенности революции. Главными движущими силами стали народные массы, во главе которых стояли пред­ставители буржуазии. Их кон­фронтация с абсолютизмом, дворянством и с гос­подствующей католической церковью приобрела значительно более острые формы, чем в Англии.

Сама Французская революция была идеологически подготовлена французскими просветителями. Революции политической во Франции предшествовала революция в умах. Французские революционеры XVIII в. имели возмож­ность опереться на опыт английской и американской рево­люций.

Повод к революции. Непосредственным толчком к открытому конфликту общества и монархии старого режима послужил финансовый кризис 80-х гг. XVIIIв. Внешний и внутренний долг монархии превысил за 5 млрд ливров (что примерно равнялось национальному доходу за 50 лет). Неспособность короля Людовика XVI управлять страной выразилась в созыве 5 мая 1789 г., после 175-летнего перерыва, Генеральных штатов. Попытка короля ввести новые налоги с помощью Генеральных штатов не удалась. В знак протеста третье сословие (буржуазия) вышло из Генеральных штатов и 17 июня 1789 г. объявило себя Национальным собранием, стремясь спасти страну, не повинуясь королю.

Попытки Людовика XVI разогнать Генеральные штаты с помощью войск спровоцировали выступление народа. Взятие 14 июля 1789 г. королевской тюрьмы Бастилии стало олицетворением краха старого абсолютистского государства и рождением нового. Вскоре революционные события охватили всю Францию.

Течения. С началом революции сформировались три основные группировки в антифеодальном лагере:

фельяны, представлявшие интересы главным образом крупной конституционно-монархической буржуазии и либерального дворянства;

жирондисты, возглавлявшие торгово-промышленную провинциальную, среднюю буржуазию;

якобинцы, представлявшие мелкую и среднюю буржуазию, ремесленников и крестьянство.

Этапы революции. Существует множество подходов к периодизации. Одни исследователи придерживаются мнения, что революция закончилась в 1794 г., другие — что к 1799 г. (падение Директории и установление единоличного режима власти Наполеона), а третьи даже империю Наполеона относят к эпохе революции. В деградации революции последние видят большой нравственный смысл: революция зачастую «пожирает» своих детей.

Французская революция 1789—1799 гг. осуществлялась в четыре этапа:

создание конституционной монархии(14 июля 1789 г. — 10 августа 1792 г.);

установление Жирондистской республики(10 августа 1792 г. — 2 июня 1793 г.);

утверждение Якобинской республики(2 июня 1793 г. — 27 июля 1794 г.);

установление термидорианской республики(27 июля 1794 г. — 9—10 ноября 1799 г.)

Значение Французской революции. Революция во Франции сокрушила экономические и политические устои «старого режима», в том числе и аб­солютную монархию, являвшую собой символ и итог много­вековой эволюции средневековой государственности. К власти пришла буржуазия. Французская револющия способствовала:

уничтожению старого порядка (свержению монархии, разрушению феодального уклада);

утверждению буржуазного общества и расчистке путей для даль­нейшего капиталистического развития Франции (ликвидации феодально-сословных порядков);

сосредоточению политической и экономической власти в руках бур­жуазии;

возникновению форм буржуазной земельной собственности: крестьянской и крупной собственности бывших дворян и буржуазии;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: