Лекция № 15. Особенности нацистской пропаганды

Национал-социализм, по Геббельсу, это та сила, которая основывается на патриотизме (немецком национализме) и социализме, «как единственной возможности сохранить себя как расу, обрести политическую свободу и возродить Германское государство».

От печатных слов Геббельс плавно перешёл к реальным делам. Он быстро понял, что существует возможность привлечь внимание немцев к НСДАП и приблизить достижение целей партии: необходима «война лозунгов» и выпуск открыток, плакатов, оформленных в простом и понятном стиле.

Одним из изобретений Геббельса стал новый метод борьбы с коммунистами, заключавшийся в копировании и передразнивании не только их лозунгов, но и методов работы. Собственно говоря, даже «штурмовые отряды» напоминали в какой-то степени коммунистические «красные бригады»; вообще же коммунистическая партия во многом была для нацистов объектом для подражания и в то же время - самым ненавистным врагом.

После революции у НСДАП возникла новая задача - тотальное информационное воздействие на психику людей. Именно Гитлер, после прихода к власти в Германии, впервые предпринял попытку глобального информационного воздействия на население других стран. Информационное влияние осуществлялось следующими способами:

1. Распространением информации через информационные агентства, радио, путём доставки за границу немецких газет и журналов, листовок через агентурную сеть;

2. Через немецких корреспондентов за границей, а также через иностранные газеты, находящиеся под немецким влиянием;

3. Путём проведения выставок и ярмарок в Германии, участия в ярмарках и выставках за рубежом;

4. Осуществлением культурного обмена с дружественными странами во всевозможных областях (наука, искусство, спорт, воспитание молодежи и т.д.).

Информационные воздействия на войска и население Австрии в 1938 году содействовали успеху военной операции по присоединению её к Германии.

В дальнейшем для обеспечения более благоприятных условий для ведения радиопропаганды в Австрию была направлена большая партия дешёвых радиоприёмников. По степени важности пропаганда на противника приравнивалась к вооруженной форме борьбы.

Начало Второй мировой войны. Немецкие ведомства начали активную работу по сбору информации в интересах проведения информационно-психологического обеспечения нападения на СССР: обрабатывались материалы красноармейских газет приграничных военных округов и другая периодическая печать, вплоть до многотиражек крупных заводов и ведомственных журналов, выходящих небольшими тиражами.

Основными целями информационно-психологического воздействия являлись:

1. Устрашение противника;

2. Усиление пораженческих настроений;

3. Создание позитивного представления о плене;

4. Подрыв авторитета государственного и военно-политического руководства СССР;

5. Побуждение к добровольной сдаче в плен и к дезертирству;

6. Подрыв авторитета командиров и начальников, неповиновение им;

7. Усиление недовольства гражданского населения положением в стране;

8. Побуждение населения к лояльному отношению к военнослужащим вермахта;

9. Усиление тревоги за судьбу родных.

Министерство пропаганды отпечатало к 22 июня 1941 года свыше 30 миллионов листовок, красочных пропагандистских брошюр карманного формата на 30 языках народов СССР и подготовило несколько радиопередач. На Восточном фронте было сосредоточено 17 рот пропаганды.

Вплоть до последних минут существования рейха пропаганда, увлекала зомбированные массы навстречу гибели. В последней оставшейся у него газете - боевом листке «Панцербер», выпускаемом для защитников Большого Берлина, министр продолжал утверждать, что столица будет вызволена, большевиков отбросят и положение Германии изменится в лучшую сторону.

Изучение и анализ средств пропаганды нацистской Германии показали, что она отличалась системным подходом, адресностью и методичностью воздействия. Основными её формами были: радио, плакаты, агитационные печатные материалы (газеты, листовки и т.д.), кино, театрализованные представления, а также особые средства пропаганды (нестандартные носители пропагандистских текстов и изображений, психологическое воздействие). В эти годы, по своим техническим характеристикам и возможности охватить самую широкую аудиторию, радио стало основным средством пропаганды. Мощным средством воздействия на целевую аудиторию являлись плакаты. Они отличались разнообразием и злободневностью тем и оригинальностью стилей художников, занятых в их создании. Агитационные печатные материалы дополняли воздействие радио и плакатов и носили характер завершающего удара в массированной пропагандистской атаке на целевые группы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: