Модуль 2. Тема 4. Характеристика литературных направлений XX века и поэтика модернистского романа

Тема 4. Характеристика литературных направлений XX века и поэтика модернистского романа

Периодизация курса. Типология литературных направлений, методов и стилей. Взаимодействие реализма и модернизма. Освоение реализмом социального и духовного опыта современности. Литература русского зарубежья как один из факторов развития зарубежной литературы ХХ века. Возникновение модернистских школ, природа их новаторства. Синтез искусств. Модернизм: «преодоление» традиции реалистического романа. Принципы модернистского романа. Создание художественной реальности в модернистском романе. М.Пруст и его цикл романов «В поисках утраченного времени». Философия искусства М.Пруста. М. Пруст и А. Бергсон. Своеобразие прозы Ф.Кафки. Поэтика «мнимых величин» в романах Ф.Кафки: «Замок», «Процесс», «Америка» («Пропавший без вести»). История создания романа Дж. Джойса «Улисс». Литература и миф: «Улисс» и «Одиссея» Гомера. Художественные основы романа «потока сознания». Структура романа. Категории художественного времени и пространства. Поэтика «блужданий» в романе «Улисс». Образ Дублина – образ лабиринта. Концепция героя.

Тема 5. Литература критического реализма XX века

Традиции критического реализма в зарубежной литературе первой половины ХХ века. Литература «потерянного поколения». «Роман-джаз» Р.Олдингтона «Смерть героя». Концепция героя в романах Э.М.Ремарка. «Кодекс чести» как основная мотивация поведения героев Ремарка. Образ войны в романах Ремарка. Антивоенная направленность романа Э.Хемингуэя «Прощай, оружие!». Лейтмотивы романа «Прощай, оружие!». Утопия и антиутопия в зарубежной литературе XX века. Предыстория вопроса: поиски социального идеала и их художественное воплощение в литературе предшествующего периода. Утопия и антиутопия в художественном опыте ХХ века. Влияние романа Е.И. Замятина «Мы». Жанровое своеобразие романов О.Хаксли «О дивный новый мир» и Д.Оруэлла «1984». Человек в системе тоталитарного государства. Язык в подчинении: глава «Новояз» в романе Д.Оруэлла «1984». Шекспировские аллюзии и их «угасание» в финале романа О.Хаксли. Теория «эпического театра» Б. Брехта: поиск нового театрального языка. Концепция «открытых», меняющихся форм реализма. Принцип «очуждения». Притчевая форма драматургии Брехта.

Тема 6. Жанр интеллектуального романа в европейской литературе XX века

Понятие «интеллектуальный роман» («философский роман», «роман идей»). Принципы построения «интеллектуального романа». Философско-символический роман Р. Музиля «Человек без свойств». Реальность и ирреальность в романе Г.Гессе «Степной волк». Художественные и философские поиски Г.Гессе и их воплощение в романе «Игра в бисер». Миф и современность в романе Т.Манна «Доктор Фаустус». Верность теме: судьба художника. Основные философские категории экзистенциализма («ангажированность», «существование», «свобода», «мир-в-себе», «мир-для-себя», человек абсурдный, «пограничная» ситуация, проблема выбора, проблема действия…). Художественное воплощение идей экзистенциализма в романе Ж.П.Сартра «Тошнота». Бытие как источник истины для Антуана Рокантена. Пародия на литературный экзистенциализм в романе Б. Виана «Пена дней». Миф и современность в пьесе Сартра «Мухи». Проблема выбора. Свобода и ответственность в трактовке героев Сартра. Интерпретация понятия «абсурда» в «Мифе о Сизифе» А.Камю. Роман «Посторонний» как художественная реализация чувства «абсурда». Герой и общество. Экзистенциальное отношение к миру героев романа А.Камю «Чума».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: