Занятие 3. Драматургия второй половины XIX века

1. Драматургическое творчество Г.Ибсена: общая характеристика.

2. «Пер Гюнт»: проблема личности.

3. «Кукольный дом»: социально-философская проблематика, композиционно-

жанровые особенности.

4. Ибсен и Чехов («Чайка»).

5. Интеллектуальная драма Б. Шоу. Авторское предисловие к пьесе «Дом, где разбиваются сердца»: композиция, содержательные задачи, эстетические функции.

6. Система персонажей и образ капитана Шотовера.

7. Смысл финала. «Интеллектуальный конфликт» и его сценическая функция.

Литература

1. Ибсен Г. Пер Гюнт. Кукольный дом.

2. Шоу Б. Дом, где разбиваются сердца // Б. Шоу. Полн. собр.пьес в 6 томах. Л., 1978- 1981 (авторские предисловия Б. Шоу смотрите по этому изданию).

3. Белый А. Кризис сознания и Генрик Ибсен // А. Белый. Критика. Эстетика. Теория символизма. М., 1994. Т. 2.

4. История западноевропейского театра. Ч.2. Театр западной Европы XIX-XX веков. 1889-1917. М., 1984.

МОДУЛЬ 2

ЗАНЯТИЕ 4. Характеристика литературных направлений и поэтика модернистского романа

1. Смысл названия романа Ф. Кафки «Замок».

2. Композиция романа: Землемер К. – Замок – Деревня (соотношение и их

взаимодействие в романе). Роль вставных новелл (назовите запомнившиеся

новеллы).

3. Основные темы романа (индивидуальное приключение души, подчиненность

повседневному, одиночество, вина…).

4. Оппозиция «Я» и «ДРУГИЕ» в романе «Замок» («Каждый человек безвозвратно

потерян в самом себе» – из дневниковых записей Ф.Кафки).

5. Роль и функция в романе помощников землемера К.

6. Женские образы романа (Фрида, Амалия, Ольга).

7. Концепция главного героя романа (землемер К.).

8. Философский смысл прихода героя в Деревню.

9. Надежда и абсурд в жизни героев Кафки.

10. Своеобразие писательской манеры Ф.Кафки.

11. Ваш вариант названия романа.

12. Д. Джойс и реформа зарубежного романа XX века.

Литература

1. Кафка Ф. Замок // ИЛ. 1988. №№ 1-3 и другие издания.

2. Кафка Ф. Из дневников // Называть вещи своими именами. М., 1986.

3. Борхес Х.Л. Франц Кафка. «Процесс» // Борхес Х.Л. Собр. соч. в 3-х тт. Рига, 1994. Т.1. С.242.

4. Борхес Х.Л. Кафка и его предшественники // Там же. Т.2. С.89-91.

5. Затонский Д.В. Искусство романа и ХХ век. М., 1973.

6. Затонский Д.В. Австрийская литература в ХХ столетии. М., 1985.

7. История немецкой литературы в 5-ти тт. М., 1976. Т.5. Гл.XIII.

8. Камю А. Надежда и абсурд в творчестве Ф.Кафки // Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С.93-101.

9. Колесников А.В. Процесс в замке (об отчуждении в литературе и о литературе) // Философские науки. 1991. № 10. С.150-161.

10. Нечепорук Е. Австрийская литература конца XIX – начала ХХ века в ее связях с философскими и идейными течениями времени // Национальная специфика

произведений зарубежной литературы XIX-XX веков. Иваново, 1982. С.104-110.

11. Сучков Б.Л. Франц Кафка // Сучков Б.Л. Собр.соч. в 3-х тт. М., 1985. Т.2. С.88-158.

ЗАНЯТИЕ 5. Литература критического реализма XX века

1. К предыстории вопроса: варианты моделей идеального государства (Платон, Т.Мор, Т.Кампанелла, Ф.Бэкон, С. де Бержерак, Ф.Рабле, Вольтер, Л.-С.Мерсье, Е.Замятин…).

2. Композиционные особенности романа О.Хаксли «О дивный новый мир» (оппозиция: Заоградный мир – Инкубаторий).

3. Основные темы романов О.Хаксли и Д.Оруэлла (государственное устройство, политика, власть, народ, производство, нравственность, религия…).

4. Забвение истории в тоталитарном государстве («История сплошная чушь» – Форд у О.Хаксли; «подновление» истории в романе Д.Оруэлла).

5. Человек в системе тоталитарного государства:

а) Джон в резервации и Инкубатории;

б) Уинстон Смит на службе и дома: отсутствие свободы.

6. Формы протеста против существующей системы:

а) «отравление цивилизацией» и попытка спастись бегством в мир Природы

(О.Хаксли);

б) мимикрия, тайный бунт против Системы, поражение (Д.Оруэлл).

7. Судьба науки и искусства в романах О.Хаксли и Д.Оруэлла.

8. Художественное начало романов О.Хаксли и Д.Оруэлла.

9. Язык в подчинении: глава «Новояз» романа Д.Оруэлла. Шекспировские аллюзии и их «угасание» в финале романа О.Хаксли.

Литература

1. Замятин Е. И. Мы.

2. Оруэлл Д. 1984.

3. Хаксли О. О дивный новый мир.

4. Евсюков В. Человек и Левиафан. Утопия и антиутопия в свете реальности // Дальний Восток. 1990. № 5. С.151-160.

5. Зверев А. Зеркало антиутопии // Антиутопии ХХ века. М., 1989.

6. Зверев А. Когда пробьет последний час природы // Вопросы литературы. 1989. № 1. С. 26-70.

7. Латынина Ю. В ожидании золотого века. От сказки к антиутопии // Октябрь. 1989. № 6.

8. Недошивин В. Дж.Оруэлл – беглец из лагеря победителей // Иностранная литература. 1990.№ 3. С. 167-176.

9. Сабинина О.Б. Жанр антиутопии в английской и американской литературе 30-50-х годов ХХ века // Вестник Моск.ун-та. Серия 9. Филология. 1990. № 2. С.51-57.

10. Сорокин Ю.А., Кулешова О.Д. Джордж Оруэлл и принципы его новояза с лингвистической точки зрения // Язык – система. Язык – текст. Язык способность. М., 1995.

11. Франкл Дж. Цивилизация: утопия и трагедия. М., 2007.

12. Шишкина С.Г. Истоки и трансформации жанра литературной антиутопии в XX веке. Иваново, 2009.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: