Модуль 3

Тема 7. Неоавангард во французской литературе XX века: театр абсурда и школа «нового романа»

Характеристика литературных школ и направлений: театр абсурда, школа «нового романа», структурализм, постмодернизм. Специфика художественного мышления Э.Ионеско и С.Беккета. Театральный эксперимент: роль условности, новые взаимоотношения сценического действия и текста. Пьесы Э.Ионеско – «наглядное пособие по социальной патологии массового сознания». Мгновения жизни и вечное одиночество героев С.Беккета в пьесе «В ожидании Годо». Трагедия языка в «театре абсурда». Литературные дискуссии о судьбе романа: концепция «смерти» романа. Роль художественной публицистики. Взаимодействие художественной литературы и литературной критики. «Новый роман»: отказ от «истории», лежащей в основе сюжета, интриги, конфликта, от последовательности и логичности. Персонажи «нового романа» – «существа без значения». Концепция романа у «новороманистов»: роман – «лаборатория рассказывания». «Тропизмы» Н.Саррот: «Защитная завеса жестов и слов» в романе Н.Саррот «Золотые плоды». Мотив лабиринта в романе А.Роб-Грийе «В лабиринте». Поэтика романа М.Бютора «Изменение». Образ книги: приобщение Леона Дельмона к «общему языку» культуры.

Тема 8. Английская, американская и немецкоязычная литературы XX века

Культурно-исторические предпосылки развития жанра философского романа в английской литературе второй половины ХХ века. Взаимодействие человека, природы и цивилизации в романах У.Голдинга. Синтез философского и художественного начал в романе «Повелитель мух». Осмысление литературных и культурно-исторических традиций в творчестве Дж.Фаулза. Постмодернистские принципы письма в романе «Женщина французского лейтенанта». Концепция искусства в «Башне из черного дерева». Повествовательная манера Дж.Фаулза в романе «Коллекционер». Освоение реальности в творчестве американских писателей XX века. Картина мира в романах К.Воннегута. Литература битников. Образ молодого героя в романе Сэлинджера «Над пропастью во ржи»: проблема самопознания и самовыражения. Миф и современность в романе Д. Апдайка «Кентавр». Характер фантастики К.Воннегута. Литературная деятельность «Группы 47» – немецкий вариант ангажированной литературы. «Рассказы для хрестоматии» В.Борхерта – история «поколения, которое ушло, не попрощавшись». Образ послевоенной жизни в романах В.Кëппена «Голуби в траве» и «Теплица». Творчество Г.Грасса: «обретение общих закономерностей в деталях». «Данцигская трилогия»: национальная история и современность в романах Г. Грасса. Метаморфозы героя в романе Г.Э.Носсака «Дело д’Артеза». Ситуации выбора в произведениях М. Фриша и Ф. Дюрренматта.

Тема 9. Латиноамериканская и японская литературы XX века

Латиноамериканская литература – открытие ХХ века. Обращение к мифологическому мышлению. Литературная формула «магического реализма» – преломление действительности сквозь призму фольклорного сознания. Миф и история в романе Г.Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества». Повествовательные уровни романа: сказка, притча, «интеллектуальный фольклор ХХ века», ирония. Проблема творческого метода. Новеллистика Х.Л. Борхеса. Тема книги и творческого труда. Исходный тезис творчества Борхеса: «Весь мир – огромная библиотека». Проблема автора и читателя в «Суеверной этике читателя» и «Вавилонской библиотеке». Магия повествовательного искусства Х.Л.Борхеса. Образ журналиста в романе М. Варгаса Льосы «Тетушка Хулия и писака». Взаимодействие японской и европейской литератур ХХ века. Влияние «политики открытых дверей». Два типа литературы: «инь» и «ян». Традиционные жанры японской литературы (моногатари, никки, дзуйхицу, хокку, танка). Влияние буддизма. Позиция писателя: авторская безучастность. Воплощение классического японского представления о прекрасном в творчестве Ясунари Кавабата. Учение дзэн и концепция прекрасного в японской литературе. Личность и ее взаимосвязь с обществом в романе Кобо Абэ «Женщина в песках». Человек и природа. Проблема выбора и ее разрешение («бегство – проблема духа»). Ники-Дзюмпэй – «человек-песчинка». Образ «жизни-лабиринта». Смысл названия романа: влияние европейских авторов (Кафка, Камю, Сартр). Тема гибели и спасения мира в творчестве Кэндзабуро Оэ. Проблема поиска утраченного «Я». Процесс «таяния», «сокращения» героя в произведениях К.Абэ и К.Оэ. Абсолютизация и разрушение прекрасного в романе Ю. Мисима «Золотой храм».

Ключевые слова курса: абсолютное нулевое начало,абсурд,авангардизм, автор, ангажированность, антиутопия, «биологическое», бытие, ваби-саби, дадаизм, дезангажированность, документализм, игра, интеллектуальный роман, интуиция, кубизм, «магический реализм», манифест, «мир-в-себе», «мир-для-себя», мифологическое мышление, «мнимые величины», модернизм, «момент», моногатари, натурализм, нейтральное письмо, нигилизм, «новая драма», образ книги, онтология, память, позитивизм, «потерянное поколение», притча, публицистичность, раса, разрушение стандарта, «роман культуры», «романный цикл», сатори, символизм, синтез, современность, «социальное», среда, «статический театр», сюрреализм, хокку, человек-идея, человек-проект, школа «нового романа», танка, театр абсурда, утопия, философия, «философская драма», фрагмент, футуризм, художественные поиски, экзистенциализм, эксперимент, экспрессионизм, энтропия, эпический театр, эстетизм, «эффект очуждения».

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: