Пояснительная записка. Курс античной литературы открывает историю всемирной (западноевропейской) литературы и традиционно изучается на первом курсе филологического факультета

Курс античной литературы открывает историю всемирной (западноевропейской) литературы и традиционно изучается на первом курсе филологического факультета. Основные цели при изучении курса:

· составить представление о художественном своеобразии античной литературы и условиях ее формирования и развития;

· на материале курса обеспечить основу для понимания последующего многовекового литературного процесса;

· способствовать осознанию художественной самоценности античной литературы и культуры и значимости ее на современном этапе развития общества.

Для достижения указанных целей студентам необходимо решить следующие задачи:

1) ознакомиться с основным сводом античных мифологических сказаний и классическими произведениями античной литературы;

2) сформировать представления об историко-культурном контексте их возникновения и общих закономерностях развития литературного процесса в античную эпоху;

3) изучить закономерности возникновения трех литературных родов и их основных жанровых разновидностей;

4) сформировать навыки работы с исследовательской литературой, учебными пособиями, словарями-справочниками;

5) усвоить основные теоретические понятия, необходимые для понимания античной литературы и культуры в целом.

Требования к знаниям, умениям и навыкам студентов, которые они должны приобрести в процессе изучения курса:

· осознанное восприятие лекционного материала и его дальнейшее углубление в процессе самостоятельной работы и на практических занятиях;

· чтение и конспектирование необходимой литературы, формирование индивидуального отношения к содержанию текста;

· освоение основного свода античных мифологических воззрений и умение восстановить мифологическую основу литературных произведений;

· рассмотрение произведения в единстве формы и содержания, исходя из античных представлений о жанре и природе художественного творчества;

· разграничение специфики греческой и римской литературы;

· понимание историко-литературного значения произведения античности и потенциала его «актуализации» в современную эпоху;

· выделение имен ведущих переводчиков, исследователей, наиболее авторитетных изданий, серий, учебных пособий и справочников;

· использование основных понятий и терминов курса при анализе художественного произведения и литературного процесса в целом.


Тематический план

курса « История зарубежной литературы » (1 семестр)

Наименование темы ЛК ПЗ СРС
  Предмет и задачи курса. Древнегреческая мифология.Понятие о мифе. Эволюция мифологических представлений. Культурная направленность олимпийской мифологии.      
  Героический и дидактический эпос. Гомер. Поэмы «Илиада» и «Одиссея». От Гомера к Гесиоду и пародиям на героический эпос.      
  Древнегреческая лирика. Разновидностилирики. Основные представители: Сапфо, Алкей, Пиндар, Архилох и др.      
  Древнегреческая трагедия. Происхождение и особенности структуры. Творчество Эсхила, Софокла, Еврипида      
  Древнегреческая комедия. Происхождение и структура комедии. Древнеаттическая комедия Аристофана.      
  Древнегреческая проза. Ее основные модификации: 1) ораторское искусство; 2) историография; 3) философия.      
  Литература эллинизма: 1)александрийская поэзия и ее особенности); 2) новоаттическая комедия. Римский период греческой литературы. Плутарх. Лукиан. Греческий роман как образец позднегреческой литературы. Лонг «Дафнис и Хлоя».      
  Своеобразие римской литературы. Ее преемственный характер. Новые тенденции и достижения. Периодизация римской литературы.      
  Литература эпохи Республики (III век – 30 год до н.э.). Римская комедия и ее разновидности. Творчество Плавта и Теренция. Неотерики, творчество Катулла. Развитие прозы (Цицерон, Цезарь).      
  Литература периода Империи. «Золотой век» римской литературы. Август и литература. Поэтическое творчество Горация, Вергилия, Овидия.      
  Послеклассическая римская литература (I век – первая половина II века). Трагедии Сенеки; басни Федра; эпиграммы Марциала; сатиры Ювенала. Античный роман: греческий авантюрный роман и его топика; своеобразие романа Лонга «Дафнис и Хлоя»; римский роман: «Сатирикон» Петрония, «Золотой осел» Апулея.      
Всего по курсу      

Планирование лекционного материала

ТЕМА 1

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Античность как колыбель европейской цивилизации.

Предмет и значение литературы Древней Греции. Цели и задачи курса. Периодизация греческой литературы.

Истоки древнегреческой литературы. Устное народное творчество как начальный этап развития древнегреческой литературы. Особое значение мифологии как одной из форм коллективной духовной деятельности. Мифологическое мышление как ранняя стадия освоения мира. Эволюция мифологических представлений. Сотворение мира как процесс преображения Хаоса в Космос. Доолимпийская мифология. Понятия о хтонизме, фетишизме, анимизме, зооморфизме и фитоморфизме. Сказания о титанах и борьбе титанов с олимпийцами. Олимпийский пантеон. Атрибуты богов. Боги и люди: герои как потомки от смешанных браков. Понятие о культурном герое и культурной направленности олимпийской мифологии.

Мифология как «почва и арсенал» античного искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: