1. Подготовка к блиц-опросу по материалам ГЛАВЫ 10 (Литература и культура на историческом переломе, стр.169-180), ГЛАВЫ 11 (Вергилий, стр. 182-212), ГЛАВЫ 12 (Гораций, стр. 213-245), ГЛАВЫ 13 (Овидий, стр. 246-278) в кн.: Гиленсон Б.А. Античная литература. Древний Рим.
2. Чтение и предварительный анализ художественных текстов (см. список литературы).
3. Знакомство с материалами хрестоматии (произведения Горация, Вергилия, Тибулла, Проперция, Овидия, стр. 259 – 506).
4. Словарная работа (см. список основных понятий и ключевых слов).
ТЕМА 11
ПОСЛЕКЛАССИЧЕСКАЯ И ПОЗДНЯЯ
РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
«Серебряный век» римской литературы: 1 этап – трагедии Сенеки, продолжение и развитие традиций Еврипида («Медея», «Федра»); роман Петрония «Сатирикон»; Федр-баснописец, связь с эзоповыми традициями и их развитие; 2 этап – эпиграммы Марциала; сатиры Ювенала, обличающие нравы высшего общества.
Поздняя римская литература. Роман Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел». Использование фабулы Лукана. Ее развитие и обогащение. Мистико-нравоучительный смысл истории Луция. Занимательность повествования. Роль вставных новелл, критика религиозных нравов.
Литература
Художественные тексты
· Сенека. Медея. Федра.
· Апулей. Золотой осел.
· Петроний. Сатирикон.
Учебники и учебные пособия
· Гаспаров М.Л. Античная литературная басня (Федр и Бабрий). – М., 1971;
· Стрельникова И.П. «Метаморфозы» Апулея. – В сб.: Античный роман. – М., 1969.
Ключевые слова и основные понятия,
Которые должен усвоить студент в процессе изучения темы
Авантюра, авантюрно-бытовой роман, мениппова сатура, вставная новелла, хронотоп, экзотические декорации, симпозиум, анналы.
Тематика рефератов, докладов, сообщений
1. Развитие басни от Эзопа к Федру.
2. Миф об Амуре и Психее в русской и западноевропейской литературной традиции.
3. Сатира Горация и сатира Ювенала.
4. Развитие античной басни от Федра к Бабрию.
5. Образы Петрония в киноискусстве Феллини.
Самостоятельная работа студентов
1. Подготовка к блиц-опросу по материалам ГЛАВЫ 14 (Римское общество в послеавгустовскую эпоху: политика, нравы, художественная жизнь, стр.280-294), ГЛАВЫ 15 (Сенека, стр. 295-308), ГЛАВЫ 16 (Петроний, стр. 308-321), ГЛАВЫ 17 (Федр, стр. 321-328), ГЛАВЫ 18 (Марциал, стр.329-336), Главы 19 (Ювенал, стр. 337-346), ГЛАВЫ 20 (Апулей, стр. 347-358) в кн.: Гиленсон Б.А. Античная литература. Древний Рим.
2. Словарная работа (см. список ключевых слов и основных понятий).
3. Чтение и предварительный анализ художественных текстов (см. список литературы).
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ПО КУРСУ «АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Практическое занятие №1
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ
План
1. Понятие о мифе. Особенности мифологического мышления. Миф как воплощение первобытного синкретизма.
2. Классификация мифологических сюжетов. Мифы космогонические, антропогонические, аграрные, героические и.т.д.
3. Своеобразие античной мифологии. Древнегреческая теогония. От Хаоса к Космосу. Титаны и олимпийцы.
4. Героические мифы и мифы о культурном герое.
5. Историко-культурное значение античной мифологии.
Литература






