Художественные тексты

Гесиод. О происхождении богов (Теогония) Эллинские поэты. – М., 1963

Критическая литература

Гусмалов И.Г. Греческая мифология. Боги. – М., 1998.

Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. –М., 1957.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М., 1995.

Тахо-Годи А.А., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах и символах.. – М., 1998.

Материалы к занятию

М.Элиаде. Опыт определения понятия «миф»

М.Гаспаров. Боги свои и боги чужие (см.: Никола М.И. Античная литература: Учебное пособие / Практикум. – М.: Флинта: Наука, 2001. – С. 23-31).

Практическое занятие №2

АНТИЧНЫЙ ЭПОС

План

1. Понятие об эпосе. Социально-историческая основа эпоса. Своеобразие эпического героя и эпической фабулы.

2. Гомеровский эпос.

· Сюжетная основа гомеровских поэм, их композиционное единство. Принципы эпической характеристики героев «Илиады» и «Одиссеи». Зарождение индивидуальной характеристики у Гомера.

· Люди и боги в поэмах Гомера. Своеобразие изображения богов. Человек и судьба в произведениях Гомера. Боги и судьба.

· Гуманизм Гомера в решении темы войны и мира, отношении к человеку.

· Значение поэм Гомера для греческой и последующей европейской культуры.

3. Дидактический эпос. Поэма Гесиода «Труды и дни». Позиция автора в произведении: взгляд на мир и на судьбу человека, наставления и рекомендации читателю.

Литература

Художественные тексты

Гомер. Илиада. Одиссея.

Гесиод. Труды и дни.

Критическая литература

Лосев А.Ф. Гомер. – М., 1960.

Мелетинский Е. Происхождение героического эпоса. - М., 1963.

Флоренсов Н. Троянская война и поэмы Гомера. – М., 1991

Шталь И. В. Гомеровский эпос. – М., 1975.

Шталь И. В. Художественный мир гомеровского эпоса. – М., 1983.

Материалы к занятию

Е.М.Мелетинский. От архаического эпоса к героическому.

А.Ф.Лосев. Принципы стиля Гомера.

С.Вейль «Илиада» или Поэма о Силе; С.Аверинцев. Предисловие к эссе С.Вейль (см.: Никола М.И. Античная литература: Учебное пособие / Практикум. – М.: Флинта: Наука, 2001. – С. 51-80).

Практическое занятие № 3

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АНТИЧНОЙ ТРАГЕДИИ

План

1. Происхождение греческой трагедии и ее структура.

2. Эсхил – «отец трагедии»

· Вклад Эсхила в развитие жанра. Общая оценка трагедий, созданных великим трагиком.

· Постановка проблемы рода и становления государственности в трилогии «Орестея».

· Миф об Атридах в последующей драматургической традиции.

3. Творчество Софокла как отражение нового этапа становления человека и греческого общества. Проблематика трагедий Софокла: судьба человека, его отношения с родом, семьей, государством. Драматургические принципы Софокла.

4. Новаторство Еврипида в жанре трагедии: изображение отдельного человека, раскрытие его сложного внутреннего мира; отношение драматурга к мифу, отказ от монументальных образов, введение в «высокий» жанр бытовых явлений.

Литература


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: