Гесиод. О происхождении богов (Теогония) Эллинские поэты. – М., 1963
Критическая литература
Гусмалов И.Г. Греческая мифология. Боги. – М., 1998.
Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. –М., 1957.
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М., 1995.
Тахо-Годи А.А., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах и символах.. – М., 1998.
Материалы к занятию
М.Элиаде. Опыт определения понятия «миф»
М.Гаспаров. Боги свои и боги чужие (см.: Никола М.И. Античная литература: Учебное пособие / Практикум. – М.: Флинта: Наука, 2001. – С. 23-31).
Практическое занятие №2
АНТИЧНЫЙ ЭПОС
План
1. Понятие об эпосе. Социально-историческая основа эпоса. Своеобразие эпического героя и эпической фабулы.
2. Гомеровский эпос.
· Сюжетная основа гомеровских поэм, их композиционное единство. Принципы эпической характеристики героев «Илиады» и «Одиссеи». Зарождение индивидуальной характеристики у Гомера.
· Люди и боги в поэмах Гомера. Своеобразие изображения богов. Человек и судьба в произведениях Гомера. Боги и судьба.
|
|
· Гуманизм Гомера в решении темы войны и мира, отношении к человеку.
· Значение поэм Гомера для греческой и последующей европейской культуры.
3. Дидактический эпос. Поэма Гесиода «Труды и дни». Позиция автора в произведении: взгляд на мир и на судьбу человека, наставления и рекомендации читателю.
Литература
Художественные тексты
Гомер. Илиада. Одиссея.
Гесиод. Труды и дни.
Критическая литература
Лосев А.Ф. Гомер. – М., 1960.
Мелетинский Е. Происхождение героического эпоса. - М., 1963.
Флоренсов Н. Троянская война и поэмы Гомера. – М., 1991
Шталь И. В. Гомеровский эпос. – М., 1975.
Шталь И. В. Художественный мир гомеровского эпоса. – М., 1983.
Материалы к занятию
Е.М.Мелетинский. От архаического эпоса к героическому.
А.Ф.Лосев. Принципы стиля Гомера.
С.Вейль «Илиада» или Поэма о Силе; С.Аверинцев. Предисловие к эссе С.Вейль (см.: Никола М.И. Античная литература: Учебное пособие / Практикум. – М.: Флинта: Наука, 2001. – С. 51-80).
Практическое занятие № 3
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АНТИЧНОЙ ТРАГЕДИИ
План
1. Происхождение греческой трагедии и ее структура.
2. Эсхил – «отец трагедии»
· Вклад Эсхила в развитие жанра. Общая оценка трагедий, созданных великим трагиком.
· Постановка проблемы рода и становления государственности в трилогии «Орестея».
· Миф об Атридах в последующей драматургической традиции.
3. Творчество Софокла как отражение нового этапа становления человека и греческого общества. Проблематика трагедий Софокла: судьба человека, его отношения с родом, семьей, государством. Драматургические принципы Софокла.
4. Новаторство Еврипида в жанре трагедии: изображение отдельного человека, раскрытие его сложного внутреннего мира; отношение драматурга к мифу, отказ от монументальных образов, введение в «высокий» жанр бытовых явлений.
Литература