Примерный перечень экзаменационных вопросов

1. Античность как колыбель европейской цивилизации. Предмет и значение литературы Древней Греции. Периодизация греческой литературы.

2. Устное народное творчество как начальный этап развития древнегреческой литературы.

3. Особое значение мифологии как одной из форм коллективной духовной деятельности. Понятие о мифе. Эволюция мифологических представлений как движение от хаоса к космосу. Доолимпийская мифология.

4. Олимпийская мифология.

5. Мифология как «почва и арсенал» античного искусства.

6. Понятие об эпосе. Ахилл и Гектор как эпические герои.

7. Особенности гомеровского стиля.

8. Поэма Гомера «Илиада».

9. Поэма Гомера «Одиссея»

10. Гомеровский вопрос.

11. Дидактический эпос Гесиода.

12. Пародийная поэма «Война лягушек и мышей»

13. Декламационная лирика и её жанры. Ямбы Архилоха.

14. Происхождение лирики и её виды. Сапфо как представительница монодийной лирики.

15. Древнегреческая элегия (Тиртей, Солон, Феогнид и др.)

16. Сольная поэзия Алкея и Анакреонта

17. Хоровая поэзия и ее жанры. Оды Пиндара.

18. Происхождение драмы и театра

19. Устройство греческого театра и театральных представлений.

20. Эсхил как «отец трагедии». Вклад Эсхила в развитие драмы.

21. Образ Прометея у Гесиода и Эсхила. Символическое истолкование образа и его судьба в последующей культуре.

22. «Орестея» Эсхила как трилогия. Основная проблематика и образы. Истолкование финала трилогии.

23. «Антигона» Софокла. Истолкование конфликта, основные образы, роль хора в трагедии.

24. «Эдип-царь» Софокла. Тема рока и человека в трагедии и её художественное решение.

25. Своеобразие драматургии Еврипида. «Медея».

26. Древнегреческая проза, ее основные разновидности.

27. Вилософская проза Платона и Аристотеля.

28. Ораторское искусство (Горгий, Исократ, Лисий, Демосфен)

29. Учение Аристотеля о трагедии и катарсисе.

30. Историография в Древней Греции (Геродот, Фукидид, Ксенофонт)

31. Анакреонт и анакреонтика. Анакреонтические мотивы у римских лириков.

32. Греческая софистика и её отражение в драме. «Облака» Аристофана. Сократ аристофановский и Сократ исторический.

33. Поэзия эллинистического периода и её жанры.

34. Тема мира в творчестве Аристофана.

35. Взгляды Аристотеля на искусство. «Поэтика». Полемика с Платоном.

36. Новоаттическая комедия Менандра.

37. Традиция греческого романа. Роман Лонга «Дафнис и Хлоя» в контексте традиции.

38. Основные направления древнегреческой прозы (произведения на выбор).

39. «Лягушки» Аристофана. Греческая трагедия в зеркале комедии.

40. Проблема происхождения драмы, особенности структуры комедии и трагедии. Роль хора.

41. Платоновские диалоги. Своеобразие жанра.

42. Периодизация римской литературы.

43. Воздействие древнегреческой литературы на становление и развитие римской.

44. Своеобразие римской литературы.

45. Литература периода Республики. Литературная деятельность Ливия Андроника, Гнея Невия,

46. Поэзия Квинта Энния, ее жанровое многообразие.

47. Творчество Катулла. «Ученые» эпиллии, послания друзьям, эпиграммы на противников.

48. Поэзия Катулла. Стихи к Лесбии.

49. «Золотой век» римской литературы. Август и литература.

50. «Послание к Пизонам» или «Наука поэзии» Горация.

51. Поэтическое творчество Горация (эподы, сатиры, оды, послания).

52. Поэтическое творчество Вергилия («Буколики», «Георгики»)

53. «Энеида» - величайший образец древнеримского эпоса.

54. Тема Дидоны и Энея в «Энеиде» Вергилия.

55. Комедийное искусство Плавта.

56. Трагедии Сенеки как продолжение и развитие традиция Еврипида.

57. Своеобразие римского романа. «Золотой осёл» Апулея.

58. «Энеида» Вергилия. Эней как «человек судьбы».

59. «Идиллии» Феокрита и «Буколики» Вергилия.

60. Басни Федра. Эзоп и Федр.

61. Римская любовная элегия. Своеобразие ранней любовной лирики Овидия. («Amores»).

62. Поэзия Овидия периода ссылки. Пушкин об Овидии.

63. Эпиграммы Марциала.

64. «Метаморфозы» Овидия. Философский замысел поэмы и своеобразие его художественного решения.

65. «Федра» Сенеки.

66. «Сатирикон» Петрония. Проблема сохранности текста, художественное своеобразие романа.

67. «Сатирикон» Петрония: сюжет, композиция, хронотоп.

68. Сатиры Горация и сатиры Ювенала.

69. Своеобразие эпического стиля Вергилия. Вергилий и Гомер.

70. Взгляды Горация на искусство. Гораций и Аристотель.

71. «Метаморфозы» Овидия. Своеобразие композиции и образа поэмы.

72. Ранняя поэзия Вергилия («Буколики», «Георгики»). Традиции и новаторство.

73. «Энеида» Вергилия. Тема исторической миссии Рима и образ Августа в поэме.

74. Поэты-неотерики и Катулл.

75. Роман Апулея «Золотой осёл» как отражение римских нравов. Образ главного героя.

76. Использование фабулы Лукана, ее развитие и обогащение в романе Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел»

77. Тема поэта и поэзии в творчестве Горация.

78. Гораций как поэт «золотой середины».

79. Ораторское искусство Цицерона.

80. Литературная деятельность Юлия Цезаря.

81. Вклад Катулла в развитие поэтического языка и метрики.

82. Творчество Теренция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: