Домашнее задание по дисциплине

«Научные школы и теории психологии»

(вместо практических занятий 6.12.14)

Уважаемые магистранты,

качество выполненных практических заданий (дистанционно) является основанием для экзаменационной оценки по пройденной дисциплине. Результаты выполнения необходимо представить до 23 декабря 2014 г. (сдать на кафедру общей психологии), оценка будет зафиксирована в экзаменационной ведомости 26.12.14.

1. Составьте развернутую аннотацию к книге К.Левина «Динамическая психология» (инструкция по аннотированию прилагается в приложении). Книга К.Левина прилагается.

2. Составьте краткий конспект основных теоретических положений и периодизации Эго-психологии Э.Эриксона на основании источника: http://psylib.ukrweb.net/books/hjelz01/txt10.htm#1.

3. Из представленного списка научных работ необходимо две – цитировать и одну – тезировать (выбор по собственному усмотрению). Инструкции по цитированию и тезированию прилагаются (приложение):

o З.Фрейд. Толкование сновидений: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Freid/_TolkSnov_Index.php.

§ А.Адлер. Наука жить: http://royallib.com/book/adler_alfred/nauka_git.html.

o К.Г.Юнг. Воспоминания, сновидения, размышления: http://royallib.com/book/yung_karl/vospominaniya_snovideniya_razmishleniya.html.

o Э.Фромм. Иметь или быть: http://www.psylib.ukrweb.net/books/fromm02/index.htm.

o Э.Берн. Игры, в которые играют люди: http://psylib.org.ua/books/berne03/index.htm.

o К.Хорни. Невротическая личность нашего времени: http://psylib.org.ua/books/hornk02/index.htm.

o А.Маслоу. Мотивация и личность: http://psylib.ukrweb.net/books/masla01/txt11.htm.

o К.Роджерс. Теория личности: http://psylib.ukrweb.net/books/roger02/index.htm.

o В.Франкл. Основные понятия логотерапии: http://psylib.ukrweb.net/books/franv01/index.htm.

o Р.Мэй. Новый взгляд на свободу и ответственность: http://psylib.ukrweb.net/books/_meyro05.htm.

o Дж.Бьюдженталь. Предательство человечности: http://psylib.ukrweb.net/books/_bugen01.htm.

o И.Ялом. Экзистенциальная психотерапия: http://psylib.ukrweb.net/books/yalom01/index.htm.

o А.Эллис. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоцио­нальный подход / Пер. с англ. - СПб.: Изд-во Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 272 с. (Книга прилагается).

o Л.Фестингер. Теория когнитивного диссонанса: http://www.twirpx.com/file/411721/.

o А.Н.Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность: http://psylib.ukrweb.net/books/leona01/index.htm.

o Д.А.Леонтьев. Экзистенуциальная тревога и как с ней бороться: http://psylib.ukrweb.net/books/_leond03.htm.

o Д.А.Леонтьев. Психология свободы: http://psylib.ukrweb.net/books/_leond01.htm.

4. Составьте матрицу идей основных теорий психологии:

Школа/ направление психологии Структура личности (устойчивые компоненты, характеристики, описывающие личность) Ключевые идеи и принципы в понимании личности (мотивация, движущие силы, условия и ограничения полноценного функционирования и т.п.) Основные работы
Психоанализ З.Фрейда      
Аналитическая психология К.Юнга      
Индивидуальная психология А.Адлера      
Гуманистический психоанализ Э.Фромма      
Социокультурная теория личности К.Хорни      
Эго-теория личности Э.Эриксона      
Теории гештальтпсихологии (М.Вертгеймер, В.Кёллер, К.Кофка)      
Теория поля К.Левина      
Классический бихевиоризм (Дж.Уотсон)      
Когнитивная теория научения Э.Толмена      
Теория оперантного научения Б.Скиннера      
Социально-когнитивная теория личности А.Бандуры      
Теория социального научения Дж.Роттера      
Теория мотивации личности А.Маслоу      
Логотерапия В.Франкла      
Экзистенциальные теории (Р.Мэй, Дж.Бьюдженталь, И.Ялом)      
Феноменологическое направление К.Роджерса      
Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера      
Когнитивные теории личности (Ж.Пиаже, Дж.Келли и др.)      
Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского      
Деятельностный подход (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.)      

Вспомогательные (электронные) ресурсы:

· Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: http://psylib.ukrweb.net/books/holli01/index.htm

· Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ: http://psylib.ukrweb.net/books/hjelz01/index.htm

· Психологические теории и концепции личности. Краткий справочник: http://psylib.ukrweb.net/books/psiteol/index.htm.

5. Заполните таблицу «Психологические подходы к определению природы внутриличностного конфликта и факторов их преодоления»:

причина внутриличностного конфликта – это противоречие между: направление психологии факторы снижения внутреннего конфликта
- влечениями и социальными запретами    
- стремлением к завершенности образа (ситуации, отношений) и реальным результатом    
- зафиксирован­ными навыками поведения и требованиями социального окружения    
- стремлением к самоактуализации и реальным результатом    
- стремлением к смыслу и экзистенциальным вакуумом    
- расхождение между Я-реальным и Я-идеальным    
- знанием и поведением    
- новообразованием личности и социальной ситуацией развития    
- новыми потребностями (мотивами) и старыми условиями (отношениями)    

6. Определите авторство приведенных ниже высказываний:

§ «Осуществляя смысл, человек реализует сам себя. <…> И никто не

описал это точнее, чем Иегуда Бэкон, который попал в Освенцим еще ребенком и после освобождения страдал от навязчивых представлений: “Я видел похороны с пышным гробом и музыкой — и начинал смеяться: не безумцы ли — устраивать такое из-за одного-единственного покойника? Если я шел на концерт или в театр, я обязательно должен был вычислить, сколько потребовалось бы времени, чтобы отравить газом всех людей, которые там собрались, и сколько одежды, сколько золотых зубов, сколько мешков волос получилось бы при этом”. И далее Иегуда Бэкон спрашивает себя, в чем мог заключаться смысл тех лет, которые он провел в Освенциме: “Подростком я думал, что расскажу миру, что я видел в Освенциме, в надежде, что мир станет однажды другим. Однако мир не стал другим, и мир не хотел слышать об Освенциме. Лишь гораздо позже я действительно понял, в чем смысл страдания. Страдание имеет смысл, если ты сам стано­вишься другим ».

§ «Для клиента оптимальная психотера­пия значила бы исследование все

более не­знакомых, странных и опасных чувств в себе; исследование, которое только потому и возможно, что клиент начинает посте­пенно понимать, что его принимают без всяких условий. Поэтому он знакомится с такими элементами своего опыта, осозна­ние которых в прошлом отрицалось, так как они были слишком угрожающими и разрушающими структуру его "Я". В этих отношениях он обнаруживает, что пережи­вает во всей полноте, до конца эти чувства так, что на данный момент он и есть его страх или гнев, нежность или сила. И ког­да он живет этими различными по интен­сивности и разнообразными чувствами, он обнаруживает, что он чувствует свое "Я", что он и есть все эти чувства. Он видит, что его поведение конструктивно изменя­ется в соответствии с его новым прочув­ствованным "Я". Он подходит к осозна­нию, что ему больше не нужно бояться того, что может содержаться в опыте, и он мо­жет свободно приветствовать его как часть изменяющегося и развивающегося "Я"».

§ «У каждого времени свои неврозы — и каждому времени требуется своя

психотерапия. Сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустрацией не сексуальных потребностей, как во времена Фрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных. Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты, — поэтому я и говорю об экзистенциальном вакууме. <...> Когда меня спрашивают, как я объясняю себе причины, порождающие этот экзистенциальный вакуум, я обычно использую следующую краткую формулу: в отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже, утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо хочет того же, чего и другие (конформизм), либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм)».

§ «Обо всех моих испытуемых можно сказать, что они умеют спокойно и

безболезненно переносить одиночество. Мало того, я готов поклясться, что от любят одиночество или, по край­ней мере, относятся к нему с гораздо большей симпатией, чем среднестатистический человек. Часто именно благодаря тому, что одиночество не страшит их, этим людям удается сохранить хладнокровие в пылу битвы, они не хватаются за оружие, не поддаются страстям, им чужды хлопоты и заботы обывателя. Им не составляет труда быть от­страненными, сдержанными, спокойными и безмятежными; не­удачи и поражения не вызывают у них естественного для менее здоровых людей всплеска эмоций. Даже в самых унизительных ситуациях и даже в окружении самых недостойных людей они умеют сохранять благородство и гордость, и эта способность, вероятнее всего, была бы невозможна, если б у них не было сво­его собственного мнения о ситуации, если б они во всем полага­лись на чувства и мнения других людей. В некоторых ситуаци­ях эта отстраненная сдержанность может перерасти себя и воз­выситься до суровой, холодной отчужденности».

§ «Неизвестность не пугает здоровых людей и потому они не подвержены

предрассудкам: они не цепенеют черед черной кошкой, не плюют через плечо, не скрещивают пальцы — сло­вом, их не тянет на действия, которые предпринимают обычные люди, желая уберечься от мнимых опасностей. Они не сторо­нятся неизведанного и не бегут от непознанного, не отрицают его и не делают вид, что его не существует, и в то же время они не склонны воспринимать его через призму предвзятых сужде­ний и сложившихся стереотипов, не стараются сразу же опре­делить и обозначить его. Их нельзя назвать приверженцами знакомого и понятного, они устремлены к познанию еще не открытых истин, но их поиск правды — это не то катастрофи­ческое стремление к безопасности, уверенности, определенно­сти и порядку, что обнаружил Гольдштейн у пациентов с травмами мозга, и не то, что свойственно компульсивно-обсессивным невротикам. Эти люди совершенно свободно могут по­зволить себе — когда ситуация требует того — беспорядоч­ность, небрежность, неаккуратность, анархизм, бардак, неуве­ренность, неточность, нерешительность, сомнения, даже страх (все это вполне допустимо, а иногда даже необходимо как в на­уке, так и в искусстве, не говоря уже о жизни как таковой).

§ Таким образом, неуверенность, сомнения, состояние не­определенности,

столь мучительные и тягостные для большин­ства обычных людей, стимулируют самоактуализированную личность, побуждают ее к исследованию и познанию».

ПРИЛОЖЕНИЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: