«Научные школы и теории психологии»
(вместо практических занятий 6.12.14)
Уважаемые магистранты,
качество выполненных практических заданий (дистанционно) является основанием для экзаменационной оценки по пройденной дисциплине. Результаты выполнения необходимо представить до 23 декабря 2014 г. (сдать на кафедру общей психологии), оценка будет зафиксирована в экзаменационной ведомости 26.12.14.
1. Составьте развернутую аннотацию к книге К.Левина «Динамическая психология» (инструкция по аннотированию прилагается в приложении). Книга К.Левина прилагается.
2. Составьте краткий конспект основных теоретических положений и периодизации Эго-психологии Э.Эриксона на основании источника: http://psylib.ukrweb.net/books/hjelz01/txt10.htm#1.
3. Из представленного списка научных работ необходимо две – цитировать и одну – тезировать (выбор по собственному усмотрению). Инструкции по цитированию и тезированию прилагаются (приложение):
o З.Фрейд. Толкование сновидений: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Freid/_TolkSnov_Index.php.
|
|
§ А.Адлер. Наука жить: http://royallib.com/book/adler_alfred/nauka_git.html.
o К.Г.Юнг. Воспоминания, сновидения, размышления: http://royallib.com/book/yung_karl/vospominaniya_snovideniya_razmishleniya.html.
o Э.Фромм. Иметь или быть: http://www.psylib.ukrweb.net/books/fromm02/index.htm.
o Э.Берн. Игры, в которые играют люди: http://psylib.org.ua/books/berne03/index.htm.
o К.Хорни. Невротическая личность нашего времени: http://psylib.org.ua/books/hornk02/index.htm.
o А.Маслоу. Мотивация и личность: http://psylib.ukrweb.net/books/masla01/txt11.htm.
o К.Роджерс. Теория личности: http://psylib.ukrweb.net/books/roger02/index.htm.
o В.Франкл. Основные понятия логотерапии: http://psylib.ukrweb.net/books/franv01/index.htm.
o Р.Мэй. Новый взгляд на свободу и ответственность: http://psylib.ukrweb.net/books/_meyro05.htm.
o Дж.Бьюдженталь. Предательство человечности: http://psylib.ukrweb.net/books/_bugen01.htm.
o И.Ялом. Экзистенциальная психотерапия: http://psylib.ukrweb.net/books/yalom01/index.htm.
o А.Эллис. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход / Пер. с англ. - СПб.: Изд-во Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 272 с. (Книга прилагается).
o Л.Фестингер. Теория когнитивного диссонанса: http://www.twirpx.com/file/411721/.
o А.Н.Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность: http://psylib.ukrweb.net/books/leona01/index.htm.
o Д.А.Леонтьев. Экзистенуциальная тревога и как с ней бороться: http://psylib.ukrweb.net/books/_leond03.htm.
o Д.А.Леонтьев. Психология свободы: http://psylib.ukrweb.net/books/_leond01.htm.
4. Составьте матрицу идей основных теорий психологии:
Школа/ направление психологии | Структура личности (устойчивые компоненты, характеристики, описывающие личность) | Ключевые идеи и принципы в понимании личности (мотивация, движущие силы, условия и ограничения полноценного функционирования и т.п.) | Основные работы |
Психоанализ З.Фрейда | |||
Аналитическая психология К.Юнга | |||
Индивидуальная психология А.Адлера | |||
Гуманистический психоанализ Э.Фромма | |||
Социокультурная теория личности К.Хорни | |||
Эго-теория личности Э.Эриксона | |||
Теории гештальтпсихологии (М.Вертгеймер, В.Кёллер, К.Кофка) | |||
Теория поля К.Левина | |||
Классический бихевиоризм (Дж.Уотсон) | |||
Когнитивная теория научения Э.Толмена | |||
Теория оперантного научения Б.Скиннера | |||
Социально-когнитивная теория личности А.Бандуры | |||
Теория социального научения Дж.Роттера | |||
Теория мотивации личности А.Маслоу | |||
Логотерапия В.Франкла | |||
Экзистенциальные теории (Р.Мэй, Дж.Бьюдженталь, И.Ялом) | |||
Феноменологическое направление К.Роджерса | |||
Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера | |||
Когнитивные теории личности (Ж.Пиаже, Дж.Келли и др.) | |||
Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского | |||
Деятельностный подход (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.) |
Вспомогательные (электронные) ресурсы:
|
|
· Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: http://psylib.ukrweb.net/books/holli01/index.htm
· Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ: http://psylib.ukrweb.net/books/hjelz01/index.htm
· Психологические теории и концепции личности. Краткий справочник: http://psylib.ukrweb.net/books/psiteol/index.htm.
5. Заполните таблицу «Психологические подходы к определению природы внутриличностного конфликта и факторов их преодоления»:
причина внутриличностного конфликта – это противоречие между: | направление психологии | факторы снижения внутреннего конфликта |
- влечениями и социальными запретами | ||
- стремлением к завершенности образа (ситуации, отношений) и реальным результатом | ||
- зафиксированными навыками поведения и требованиями социального окружения | ||
- стремлением к самоактуализации и реальным результатом | ||
- стремлением к смыслу и экзистенциальным вакуумом | ||
- расхождение между Я-реальным и Я-идеальным | ||
- знанием и поведением | ||
- новообразованием личности и социальной ситуацией развития | ||
- новыми потребностями (мотивами) и старыми условиями (отношениями) |
6. Определите авторство приведенных ниже высказываний:
§ «Осуществляя смысл, человек реализует сам себя. <…> И никто не
описал это точнее, чем Иегуда Бэкон, который попал в Освенцим еще ребенком и после освобождения страдал от навязчивых представлений: “Я видел похороны с пышным гробом и музыкой — и начинал смеяться: не безумцы ли — устраивать такое из-за одного-единственного покойника? Если я шел на концерт или в театр, я обязательно должен был вычислить, сколько потребовалось бы времени, чтобы отравить газом всех людей, которые там собрались, и сколько одежды, сколько золотых зубов, сколько мешков волос получилось бы при этом”. И далее Иегуда Бэкон спрашивает себя, в чем мог заключаться смысл тех лет, которые он провел в Освенциме: “Подростком я думал, что расскажу миру, что я видел в Освенциме, в надежде, что мир станет однажды другим. Однако мир не стал другим, и мир не хотел слышать об Освенциме. Лишь гораздо позже я действительно понял, в чем смысл страдания. Страдание имеет смысл, если ты сам становишься другим ».
§ «Для клиента оптимальная психотерапия значила бы исследование все
более незнакомых, странных и опасных чувств в себе; исследование, которое только потому и возможно, что клиент начинает постепенно понимать, что его принимают без всяких условий. Поэтому он знакомится с такими элементами своего опыта, осознание которых в прошлом отрицалось, так как они были слишком угрожающими и разрушающими структуру его "Я". В этих отношениях он обнаруживает, что переживает во всей полноте, до конца эти чувства так, что на данный момент он и есть его страх или гнев, нежность или сила. И когда он живет этими различными по интенсивности и разнообразными чувствами, он обнаруживает, что он чувствует свое "Я", что он и есть все эти чувства. Он видит, что его поведение конструктивно изменяется в соответствии с его новым прочувствованным "Я". Он подходит к осознанию, что ему больше не нужно бояться того, что может содержаться в опыте, и он может свободно приветствовать его как часть изменяющегося и развивающегося "Я"».
|
|
§ «У каждого времени свои неврозы — и каждому времени требуется своя
психотерапия. Сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустрацией не сексуальных потребностей, как во времена Фрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных. Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты, — поэтому я и говорю об экзистенциальном вакууме. <...> Когда меня спрашивают, как я объясняю себе причины, порождающие этот экзистенциальный вакуум, я обычно использую следующую краткую формулу: в отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже, утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо хочет того же, чего и другие (конформизм), либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм)».
§ «Обо всех моих испытуемых можно сказать, что они умеют спокойно и
безболезненно переносить одиночество. Мало того, я готов поклясться, что от любят одиночество или, по крайней мере, относятся к нему с гораздо большей симпатией, чем среднестатистический человек. Часто именно благодаря тому, что одиночество не страшит их, этим людям удается сохранить хладнокровие в пылу битвы, они не хватаются за оружие, не поддаются страстям, им чужды хлопоты и заботы обывателя. Им не составляет труда быть отстраненными, сдержанными, спокойными и безмятежными; неудачи и поражения не вызывают у них естественного для менее здоровых людей всплеска эмоций. Даже в самых унизительных ситуациях и даже в окружении самых недостойных людей они умеют сохранять благородство и гордость, и эта способность, вероятнее всего, была бы невозможна, если б у них не было своего собственного мнения о ситуации, если б они во всем полагались на чувства и мнения других людей. В некоторых ситуациях эта отстраненная сдержанность может перерасти себя и возвыситься до суровой, холодной отчужденности».
|
|
§ «Неизвестность не пугает здоровых людей и потому они не подвержены
предрассудкам: они не цепенеют черед черной кошкой, не плюют через плечо, не скрещивают пальцы — словом, их не тянет на действия, которые предпринимают обычные люди, желая уберечься от мнимых опасностей. Они не сторонятся неизведанного и не бегут от непознанного, не отрицают его и не делают вид, что его не существует, и в то же время они не склонны воспринимать его через призму предвзятых суждений и сложившихся стереотипов, не стараются сразу же определить и обозначить его. Их нельзя назвать приверженцами знакомого и понятного, они устремлены к познанию еще не открытых истин, но их поиск правды — это не то катастрофическое стремление к безопасности, уверенности, определенности и порядку, что обнаружил Гольдштейн у пациентов с травмами мозга, и не то, что свойственно компульсивно-обсессивным невротикам. Эти люди совершенно свободно могут позволить себе — когда ситуация требует того — беспорядочность, небрежность, неаккуратность, анархизм, бардак, неуверенность, неточность, нерешительность, сомнения, даже страх (все это вполне допустимо, а иногда даже необходимо как в науке, так и в искусстве, не говоря уже о жизни как таковой).
§ Таким образом, неуверенность, сомнения, состояние неопределенности,
столь мучительные и тягостные для большинства обычных людей, стимулируют самоактуализированную личность, побуждают ее к исследованию и познанию».
ПРИЛОЖЕНИЕ