Обращаясь к литературе. Знание такое, по всей вероятности, и
Определяет наше отношение к произведению как к не-жизни как к
Чему-то иному-- подчиненному высшим законам Искусства. А все
Высшие Законы Искусства иррациональны.
Но я отступаю. Всякое повествование однажды кончается -- и
Тогда писатель отпускает героев на свободу. Там они и будут
Жить, уже не подвластные ничьей воле -- тем более воле
Интерпретаторов, от которых они всегда сумеют ускользнуть. Ведь
Интерпретаторы живут в иной реальности, -- правда, они не часто
Понимают это. И начинают судить произведение обычным,
Юридическим образом. Они задают очень много вопросов в надежде
Выяснить, бывает ли так на самом деле и бывает ли так вообще.
Мне легко ответить на эти вопросы: ведь я отступаю. Я
Говорю, что ничего этого не было и что это вообще не бывает на
Самом деле. Потом я улыбаюсь и беру на себя смелость заявить от
Имени каждого, кто причастен к искусству: всего этого не было и
|
|
Всего этого вообще не бывает на самом деле. Такова уж
Художественная Неправда. Что же делать с Художественной
Неправдой? Оставим ее как она есть: воспринять литературное
Произведение значит не понять его до конца, все время
Обращаться к нему в надежде понять до конца... а не понять.
Ведь даже сами герои не всегда понимают себя -- и, когда
Петропавел, прижав зеленую травинку к сердцу, бежит туда,
Откуда еще полчаса назад едва унес ноги, -- он, наверное, тоже
Плохо понимает себя. Но мы не можем ему помочь. Самое большее,
На что мы способны, -- это проводить его до яркой лужайки...
Ну, может быть, чуть дальше. Проводить его, проводить нашу
Повесть...
Минувшая жизнь, имперфект и аорист,
-- подумайте, что за дела!..
Я вдаль проводил мою Повесть, как поезд, --
И Повесть, как поезд, ушла.
Зеленый фонарик далекой свободы
Уже догорает -- и вот
Затеплился красный фонарик субботы
и прежних домашних забот:
Убрать со стола, заварить себе кофе
И долго смотреть из окна
На двор в голубях, на качели в покое,
На облако в виде слона...
И вдруг отойти от окна -- беспокоясь,
Как с этого самого дня
Невнятная совесть по имени Повесть
Одна проживет, без меня.
И уже не имеет никакого значения, кто написал это: ведь я
Отступаю. Важно вовремя сдать позиции.
Я отступаю на глазах у вас, любезные читатели, отступаю
Просто: не сопротивляясь больше и ни о чем не жалея -- перед
|
|
Этой вечной загадкой. Загадкой Художественности. Я отступаю.