Немецкая классическая философия

Немецкая классическая философия — высшее достижение за­падной буржуазной рациональной философии Нового времени. Она является непосредственным продолжением философии Просвеще­ния, по-новому решая ее проблемы и выдвигая ряд новых. В данном разделе публикуются тексты И.Канта, Ф.Шеллинга, Г.Гегеля и Л.Фейербаха.

Немецкая классическая философия сформировалась под влия­нием процесса ломки общественных отношений. Данное обсто­ятельство, связанное с особенностями положения Германии конца XVIII — начала XIX веков как феодально-раздробленной страны, привело к тому, что революционные общественные из­менения в теории немецкой философии получили спекулятив­ную, умозрительную форму выражения. Эту особенность необ­ходимо учитывать при чтении опубликованных избранных текс­тов, имея в виду частую неадекватность содержания форме изложения.

Определяющей чертой немецкой классической философии (точ­нее немецкого идеализма) является выдвижение проблемы диалек­тического тождества мышления и бытия, с позиции которого ис­следуются отношения субъекта и объекта, теоретические формы мышления, философские категории.

Суммарно наиболее оригинальные и существенные новации, раз­работанные немецкой классической философией, можно свести к следующим:

— создание системы диалектики, достигшей своей завершенно­сти в работах Гегеля;

— обоснование активности мышления (активность субъектив­ного и объективного разума);

— значительно расширено исследование психики человека и при­знание существенной роли бессознательных неуправляемых интел­лектуальных процессов;

— введение принципа историзма (Гегель) в исследование соци­ально-культурной сферы;

— разработка и использование понятия идеала при интерпре­тации общественной жизни и искусства;

— появление новой формы материализма, а именно антрополо­гического материализма и выявление психологических и гносеоло­гических корней религии.

Публикация текстов подготовлена по кн.:

1. Антология мировой философии. В 4 т. М., 1970. Т. 2.

2. Беркли Дж. Сочинения. М., 1978.

3. Бэкон Ф. Сочинения. В 2 т. М., 1977—1978.

4. Вольтер. Философские сочинения. М., 1988.

5. Гегель. Сочинения. В 14т. М.-Л., 1929—1959.

6. Гегель. Энциклопедия философских наук. В 3 т. М., 1974— 1977.

7. Гоббс Т. Сочинения. В 2 т. М., 1989 —1991.

8. Декарт Р. Сочинения. В 2 т. М., 1989. Т. 1.

9. Кант И. Сочинения. В 6 т. М., 1963—1966.

10. Лейбниц Г. Сочинения. В 4 т. М., 1982. Т. 1.

11. Локк Дж. Сочинения. В 3 т. М., 1985—1988.

12. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1—50. М., 1966.

13. Спиноза Б. Избранные произведения. В 2 т. М., 1957.

14. Фейербах Л. Избранные философские произведения. В 2 т. М., 1955.

15. Фихте. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей истории. М., 1937.

16. Фихте. Назначение человека. СПб., 1906.

17. Фихте. Избранные сочинения. М., 1916. Т. 1.

18. Фихте. Основные черты современной эпохи. СПб., 1906.

19. Фихте. О назначении ученого. М., 1935.

20. Шеллинг Ф. Сочинения. В 2 т. М; 1987. Т. 1.

21. Юм Д. Сочинения. В 2 т. М., 1966.

Г.М.Леонычев


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: