Тема: Правовые основы финансовой системы ЕС

1. Понятие Финансовой системы ЕС

Финансовая система ЕС включает в себя финансовую систему национальных органов и совокупность финансовых систем государств-членов ЕС. Финансовая система ЕС представляет собой совокупность систем денежно-кредитного регулирования (экономический валютный союз) и европейская система ЦБ и система финансового обеспечения (бюджет ЕС).

2. Формирование и основные черты экономического валютного союза.

Основой европейской финансовой экономической интеграции является формирование экономического валютного союза. Элементы валютной интеграции в западной Европе формировались задолго до создания ЕС, однако процесс валютной интеграции начинается на стадии формирования экономического и валютного союза, в пределах которого обеспечивается свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и валют на основе равных условий конкуренции и унификации законодательства этой сфере. Первая масштабная попытка организации такого союза была предпринята в 1971 году, когда странами-членами ЕЭС была принята программа поэтапного создания экономического валютного союза к 1980 году, которая впоследствии получила название «План Вернера», по имени руководителя группы её разработчиков. Несмотря на некоторые сдвиги в интеграционном процессе «План Вернера» потерпел провал, это было обусловлено разногласиями в европейских сообществах в частности между национальным суверенитетом и попытками наднационального регулирования валютно-кредитных отношений, а также различиями в темпах экономического развития и кризиса 70-х – начала 80-х годов. В марте 1979 в ЕЭС произошли изменения, выведшие его на качественно новый уровень интеграции, начала функционировать европейская валютная система. Создание европейской валютной системы было настоящим прорывом в области валютной интеграции. Не выходя из глобальной валютной системы европейские сообщества совершенно определенно провозгласили свою валютную независимость, вместо равнения на доллар и синхронизированного движения обменных курсов своих валют по отношению к нему западноевропейские страны решили ориентироваться на стабильность этих валют. Была введена принципиально новая коллективная расчётная единица, представлявшая собой корзину валют всех стран участниц EQ. Все это позволяет считать создание европейской валютной системы первым шагом на пути к подлинной валютной интеграции.

К концу 80-х годов в Европе сложилось достаточное количество экономический институтов, обеспечивающих функционирование EQ и всей европейской валютной системы в целом. Кроме того в умах экономистов и политиков появилась идея создания европейского валютного союза со своим ЦБ, своей денежной единицей и единой валютно-кредитной политикой. Основные цели создания ЭВС и введение Евро заключаются в следующем:

1. Создание крупнейшего мирового экономического финансового центра, ключевым инструментом которого становится новая валюта – Евро. По замыслу своих создателей ЭВС является мощным стимулом для ликвидации барьеров между западноевропейскими финансовыми рынками и должен способствовать их интеграции. В результате в Европе формируется крупнейший в мире финансовый рынок.

2. Облегчение обменов. Нестабильность обменных курсов внутри действовавшей европейской валютной системы приводило к тяжелым последствиям для экономик стран-участниц, которые вынуждены были страховаться от обменных рисков.

3. Создание зоны экономической стабильности. При исключении факторов риска, связанного с обменными курсами, предприятия получили уверенность при произведении расчетов. В условиях все более жесткой глобальной конкуренции это создало предпосылки для более низких процентных ставок, стабильности цен и тем самым для обеспечения надежных рабочих мест.

4. Согласование экономических политик стран-участниц «зоны евро»

5. Создания противовеса влиянию США, начало дедоллоризации мировой экономики

6. Усиление политических позиций ЕС на мировой арене.

В 1988 году была создана специальная комиссия под руководством Жака-де-Лора для разработки конкретных рекомендаций по поэтапному созданию ЭВС, результатом работы которой стал «План Де Лора», предложивший совершить переход к единому ВС. Итогами реализации первых двух этапов создания ЕЭВС согласно «Плану де Лора» явился пересмотр в 1991 году Римского договора. Результатом стало учреждение европейской системы ЦБ и европейского валютного института, а также закрепление необходимых изменений в 1992 году в Маастрихтском договоре. Этот договор содержал уставы создаваемых организаций и требования к их учредительным документам, помимо этого свою деятельность по усилению уровня коопераций национальных ЦБ и координации проводимой согласованной денежной политики, а также по осуществлению необходимых подготовительных мероприятий для проведения единой денежной политики, путём создания европейской системы ЦБ и введение общеевропейской валюты – Евро осуществлял европейский валютный институт. Создание ЕЭВС и введение Евро логически завершает экономическую интеграцию в рамках ЕС.

3. Европейская система ЦБ.

В результате введения Евро был завершен процесс подготовки к объединению денежных систем в то время большинства стран-участниц ЕС. Была создана Европейская система ЦБ. Основной целью её деятельности является поддержание ценовой стабильности в Европе в среднесрочной перспективе путём проведения единой денежно-кредитной политики для государств-участников ЕС. Установление стабильности цен в рамках экономического валютного союза соответствует принципам, которыми руководствовались национальные ЦБ большинства стран до их объединения в союз, чем обеспечивается преемственность в проведение денежно-кредитной политики. Для достижения основной цели ЕСЦБ решает следующие конкретные задачи:

1. Определение проведения единой денежно-кредитной политики.

2. Хранение управления официальными валютными резервами стран-участниц, а также осуществление валютных операций.

3. Обеспечение правильного функционирования платежно-расчетных систем.

ЕСЦБ включает в себя ЕЦБ и национальные ЦБ стран-участниц «зоны евро». Руководящими органами ЕЦБ являются Управляющий Совет, куда входят члены исполнительного комитета и представители национальных банков еврозоны, Исполнительный Комитет, Общий Совет (президент, вице-президент и член национальных банков всех стран ЕС).

Управляющий Совет ЕЦБ уполномочен разрабатывать кредитно-денежную политику, а Исполнительный Комитет претворять её в жизнь в той мере. В какой это возможно и целесообразно ЕЦБ прибегает к использованию возможностью национальных ЦБ

4. Правовые основы бюджета

Важнейшим финансовым инструментом проведения политики ЕС является общий бюджет ЕС. Бюджет ЕС представляет собой НПА, который каждый год позволяет осуществлять законное расходование финансовых средств на деятельность ЕС. Он предусматривает размещение финансовых средств в таком виде, в котором отражаются существующие приоритеты и направления политики ЕС. Изначально бюджет формировался за счет взносов государств-членов, однако решением совета от 21 апреля 1970 года были созданы собственные средства европейских сообществ. Выражение собственные средства используется в ст.311 договора «О функционировании ЕС» как собирательное обозначение ряда источников финансирования бюджета ЕС. Договоры и иные НА ЕС не содержат какого-либо определения данного термина. Принципиальное положение, характеризующее собственные средства, состоит в том, что их установление и регулирование относится к исключительной компетенции ЕС. Уровень собственных средств устанавливается в единогласно принятом решении Совета ЕС, ратифицированном национальными парламентами всех государств-членов. Общие поступления в бюджет определяются каждый год соответственно общим расходам, предусмотренным бюджетом институтов. Доходы должны соответствовать расходам и бюджет не должен быть дефицитным. В настоящее время выделяют 3 вида собственных средств:

1. Традиционные собственные средства – доходы от с/х сборов на импорт из государств-не членов и таможенных пошлин в рамках применения единых таможенных тарифов. В результате снижения таможенных пошлин и успешного расширения ЕС этот ресурс не является достаточным для пополнения бюджета, поэтому он дополняется двумя другими

2. Отчисление от НДС, собираемого государствами-членами на основе единой базы

3. Основан на персональном ВНД государств-членов и он обеспечивает поступление оставшейся части бюджета.

Существуют и другие менее важные источники доходов, например, налог уплачиваемый европейскими гражданскими службами, также штрафы, налагаемые европейскими комиссиями, нарушающие право конкуренции и т.д.

Классификация расходов бюджета ЕС:

1. Устойчивый экономический рост. Данное направление подразделяется на два поднапрвления:

- конкурентоспособность для экономического роста и занятости

- сплочение для экономического роста и занятости

2. сохранение и управление природными ресурсами

3. гражданство, свобода, безопасность и правосудие:

- свобода безопасность и правосудие

- гражданство

4. ЕС как глобальный партнер

5. Административные расходы

6. Компенсации.

В ЕС бюджетная политика в отличии от денежно-кредитной остается под контролем самих государств-членов. Все дискуссии о бюджетной политике велись вокруг темы как обеспечить бюджетную дисциплину, сохраняя при этом определенную гибкость, а такая гибкость совершенно необходима, например. Во время экономических спадов, когда нельзя не учитывать, что страны развиваются неравномерно и общие рецепты в области кредитно-денежного регулирования могут оказаться недостаточными.

Правила в отношении бюджетной политики были предусмотрены сначала в Маастрихтских соглашениях, а позднее в специально принятом в 1997 году Пакте стабильности.

Главным институтом, несущим ответственность за надлежащее расходование общих бюджетных средств согласно договору о функционировании ЕС, является Европейская Комиссия. Ежегодно она а Совету ЕС отчет об исполнении бюджета. В своей работе комиссия руководствуясь принципом добросовестного управления финансами. Контроль за исполнением бюджета был бы невозможен без тесного сотрудничества государствами-членами, являющимися получателями 80 % всех средств. Договор о функционировании ЕС разделяет ответственность по защите финансовых интересов союза между его институтами и государствами. На протяжении ряда лет бюджету ЕС причинялся значительный ущерб в результате массовых нарушений таможенного законодательства союза при ввозе различных товаров на его территорию без уплаты соответствующих пошлин. В 2004 году было зафиксировано 2735 нарушений, причинивших более 200 млн. Евро убытков – 1,5% всех собранных традиционных собственных средств. Борьба с такими правонарушениями осложнялась их трансграничным характером, различиями в полномочиях национальных таможенных служб государств объединенной Европы и языковым барьером. Наибольшее количество случаев было связано с контрабандой сигарет, некоторые американские компании незаконно поставляли в Европу огромные партии табачных изделий. В 2000 – 2001 году Европейская комиссия 10 государств-членов подали гражданские иски в суды Нью-Йорка с требованиями возместить ущерб. 9 июля 2004 года было достигнуто соглашение с компанией Филипп-Морис интернешнл, которое закрепило основу сотрудничества с отделами Еврокомиссии в области борьбы с контрабандой сигарет и обязало компанию выплатить около 1,25 млрд. долларов в течении 12 лет. В процессе расходования бюджет средств ЕС также наблюдается большое количество правонарушений (в области расходов на с/х в 2004 году их число достигло 3401).

В 2004 году было зафиксировано 3339 случаев неправомерного использования средств выплачиваемых через структурные фонды, что в денежном отношении составило 695,6 млн. Евро или 2% всех выделенных средств. Злоупотребление финансовой помощью ЕС для подготовки к приему новых членов охватывали все 3 программы поддержки и в 2004 году составили 240 случаев, выразившись в 829 млн. Евро ущерба.

В 1999 году по решению Европейской Комиссии было учреждено независимое бюро по борьбе с мошенничеством. Его основной задачей является защита финансовых интересов ЕС, борьба с мошенничеством, коррупцией и др. правонарушениями, включая совершенные внутри европейских институтов. Одним из основных принципов осуществления деятельности данного учреждения, созданного как структурное подразделение Европейской Комиссии, является независимость. Директор бюро назначается на должность Европейской Комиссией после проведения консультаций с Европейским парламентом и Советом ЕС сроком на 5 лет. Он должен осуществлять руководство самостоятельно, не получая никаких инструкций не от комиссии, не от какого-либо правительства или учреждения. Данная организация обладает собственным штатом сотрудников и собственным бюджетом. Работа бюро также базируется на принципах честности, без пристрастности, с соблюдением законов и индивидуальных прав и свобод. Свои задачи бюро выполняет посредством проведения внутренних и внешних расследований в тесном взаимодействии с соответствующими учреждениями государств-членов. Институты, органы и учреждения обязаны без промедления сообщать в бюро о любых случаях мошенничества, коррупции и иных правонарушениях, попадающих под его компетенцию. В свою очередь бюро оказывает государствам-членам техническую поддержку в целях повышения координации деятельности.

В основе информационного обмена между бюро и государствами-членами лежит информационная система по борьбе с мошенничеством. Она способствует оперативному обмену информацией между бюро, государствами ЕС. В работу данной системы включены представители более 30 государств, в том числе и РФ. Система позволяет осуществлять наблюдение за передвижением различных судов и предотвращать случаи контрабанды в отношении товаров, облагаемых высокими налогами на территории ЕС, также она помогает отследить транзитные перемещения товаров и таким образом повысить контроль за соблюдением таможенного законодательством союза. Главное назначение системы – сбор и обмен информацией, получаемой каждым членом союза в целях предотвращения, обнаружения и наказания виновных в мошенничестве и других правонарушениях, посягающих на финансовые интересы ЕС. Созданная в 2001 году еще одна информационная сеть по борьбе с мошенничеством осуществляет связь бюро со СМИ и гражданами ЕС. Её основными задачами служат предотвращение мошенничества, создание непрерывного диалога между бюро и его контрагентами в национальных службах, информирование европейских граждан о деятельности бюро и результатах его работы через СМИ. В каждом государстве-члене функционирует бесплатная телефонная линия, служащая для предоставления информации, которая может оказаться полезной при борьбе с мошенничеством. Во всех 12 новых членах ЕС были созданы центральные службы по борьбе с мошенничеством. Их целью является:

  1. Координация управления правовых, административных и операционных обязательств по защите финансовых интересов союза внутри своих стран.
  2. Сотрудничество и обмен информацией с бюро и др. государствами-членами.

Европейский опыт по борьбе с мошенничеством, его информационные базы и институциональные наработки могут быть успешно использованы и в РФ.

Тема: региональная политика ЕС – основа экономической и социальной интеграции Европы.

1 вопрос.

Одной из главных задач правительства любого государства является строительство стабильной экономики, которая станет основой для гармонично развитого общества. Важнейшим инструментом осуществления данной задачи служит оказание централизованной помощи регионам отстающим в развитии. Объединение европейских государств, пройдя путь от европейских сообществ к ЕС всё более приобретает черты единого государства, в котором значительное внимание уделяется экономической социальной политике. Ст. 174 договора о функционировании ЕС указывает, что для укрепления своей экономической социальной интеграции союз должен ориентироваться на снижение диспропорций между уровнями развития различных регионов и отставания наименее благополучных регионов или островов, включая сельские ареалы. Данная формулировка актуальна и для РФ.

Опыт европейской интеграции, в основу которой был положен принцип гармонизации экономической и социальной сфер может быть использован в РФ для решения соответствующих проблем. Одной из целей создания в 1957 году Европейского экономического сообщества было усиление единства, национальных экономик государств-участников римского договора и обеспечение в дальнейшем их гармоничного развития, сглаживание различий между регионами и ликвидация отсталости наименее благополучных из них. Вступление в в ЕС новых государств Ирландии, Греции, Португалии, Испании повлекло повышения внимания к региональной политике, так как уровень развития экономики данных государств был ниже, чем у других.

В развитии региональной политики ЕС можно выделить 3 основных этапа:

  1. Были созданы следующие органы: Генеральная дирекция по региональной политик, функционирующая в рамках Еврокомиссии 1967; Европейский социальный фонд 1971 и Европейский фонд регионального развития 1975. Выделяло каждому государству финансовые средства в соответствии с заранее установленными квотами.
  2. Его главной целью стало объединение различных фондов в единую программу помощи конкретным регионам сроком на несколько лет. В 1985 году начали свою работу Средиземноморские интегрированные программы, в результате чего было увеличено финансирование соответствующего региона.
  3. Подразделялся на 2 финансовых периода: с 89 – 93 год, с 94 - …. Начиная с 94 года финансирование региональных программ было увеличено в два раза. Общая сумма финансовых средств, которыми располагало сообщество выросло с 3,7 млрд. EQ …..

Структура бюджета страны – своеобразное зеркало государственных приоритетов и функций.процесс расширения ЕС поднимает новые проблемы. Возрастает потребность в более квалифицированном труде и параллельно повышается уровень безработицы. Перед социальной политикой встают труднейшие задачи: развития социальной инфраструктуры и особенно социального обеспечения в условиях умеренного экономического роста и ограниченности ресурсов, создание таких форм социальной помощи, которые бы с одной стороны обеспечивали прожиточный минимум, а с другой поддерживали в человеке стимул трудовой деятельности и зарабатыванию доходов. Одним из важных направлений бюджетной политики является переориентация расходов на развитие образования, здравоохранения и профессиональной подготовке и переподготовки кадров. Инструментами совершенствования экономической социальной интеграции являются структурные фонды.

Регламент деятельности Структурных фондов выделяет 3 основные задачи:

  1. Задача нацелена на ускорение конвертации наименее развитых государств-членов и регионов, чей ВВП меньше 75% от среднего по ЕС.
  2. Задача повышения уровня региональной конкурентоспособности и занятости.
  3. Задача развития территориального сотрудничества. Она направлена на усиление его межграничного, транснационального компонента, а также на обиен опытом в рамках соответствующих территориальных уровней. Размеры её бюджетных обязательных ассигнований в 2011 году составил 1,3 млрд. Евро.

В основе реализации этих направлений лежат следующие принципы:

  1. Взаимодополняемость.
  2. Партнерство. Сотрудничество между Еврокомиссией, государствами-членами ЕС и различными заинтересованными структурами.
  3. Планируемость. Составление государствами-членами планов с четкой регламентацией последствий и источников финансирования.
  4. Слежение за ходом реализации программ.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: