double arrow

Функции хоровых голосов

Успех деятельности хорового дирижера немыслим без зна­ния и выявления им специфических особенностей хорового

письма композитора.

На протяжении веков художественная практика отбирала и отшлифовывала разнообразные выразительные приемы из­ложения, соединения и переплетения хоровых голосов, кото­рые вошли в хороведение и теорию хорового исполнительства как понятие хоровое письмо, или хоровая инструментовка. В зависимости от художественного образа и его изменчивости функции хоровых голосов также меняются. Такие функцио­нальные видоизменения хоровой ткани, приемов изложения могут не только помочь дирижеру постичь процесс разверты­вания музыкальной формы сочинения, но и подсказать ему необходимые формообразующие и экспрессивные средства ис­полнительской выразительности. По замечанию С.С. Скреб-кова, выявление в исполнительском процессе художественной организации многоголосия есть, по существу, «борьба за ов­ладение вниманием слушателей, за выразительность, за ху­дожественный успех»1.

В хоровой ткани можно выделить три основные функции: мелодическую, гармоническую и контрапунктическую.

Мелодическая функция связана с проведением в одной или нескольких партиях основной музыкальной мысли.

Гармоническая функция, охватывающая несколько голо­сов, — это функция сопровождения, аккомпанемента.

Контрапунктическая функция связана с дополнением, расцвечиванием, развитием основной музыкальной мысли с помощью контрастных мелодий в других голосах.

1 Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. — М., 1973.—С. 218.


90 Глава 4. Хоровая партитура

Как правило, в хоровой партитуре эти функции взаимосвя­заны. Так, голоса с ярко выраженной гармонической функци­ей при мелодическом обогащении могут приобретать значение контрапунктических, не теряя при этом своей гармонической при­роды. С другой стороны, контрапункт может осуществлять и гар­моническую функцию со всеми свойственными ей признаками.

Конкретная художественная организация хорового много­голосия реализуется в фактуре. Фактура (лат. factura — обра­ботка, от facio — делаю) — совокупность средств музыкально­го изложения, образующая технический склад музыкального произведения, его музыкальную ткань. Поэтому иногда вмес­то термина «фактура» употребляются как синонимы значения: склад, строение, сложение, изложение, подразумевающие компоненты произведения, развертывающиеся по вертикали. Элементами фактуры являются мелодия, бас, отдельные голо­са, аккорды, выдержанные звуки, фигурация, орнаментика.

С точки зрения исполнителя очень важной особенностью фактуры является то, что она является категорией, связанной с пространственными компонентами музыкального восприя­тия. Как отмечает Е.В. Назайкинский, «связи пространствен- ных представлений с различными элементами фактуры — с аккордикой, взаимным расположением голосов, соотношени­ем тембров и регистров, с дифференциацией линий, планов, фактурных пластов многоголосного целого — едва ли не наибо­лее очевидны. Ведь понятие музыкальной фактуры включает в себя все три измерения пространства: "глубину" — расслоение на функционально разнородные планы, "вертикаль" — диф­ференциация линии и пластов по высотнорегистровому поло­жению, "горизонталь" — время, необходимое для разверты­вания всех необходимых деталей фактуры»1.

Не менее важной для исполнителя особенностью фактуры является то, что она связана не только с пространственными, но и временными ощущениями и ассоциациями. Так, фактур­ная «глубина», охват крайних высотных регистров часто вы­зывает представление о далеком историческом прошлом, о вос­поминаниях, о мечтах и т.д., а смена фактуры, фактурная многослойность и многоплановость — о взаимосвязи прошло­го и настоящего, мечты и реальности.

1 Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. — М., 1972.— С. 95.


Функции хоровых голосов



И наконец, нельзя недооценивать роль изложения как фак­тора формообразующего. Поскольку фактура представляет собой одно из наиболее стабильных, устойчивых музыкальных средств, ее изменения сразу же воспринимаются как важные изначимые.

В зависимости от того, какой общий принцип (склад пись­ма) лежит в основе музыкальной ткани, всю совокупность из­вестных в хоровой практике типов фактуры можно свести к следующим разновидностям:

мелодико-монодический (одноголосный) склад — соеди­нение голосов с одной и той же мелодией в унисон или в октаву;

мелодико-подголосочный склад — изложение, в котором главная мелодия проводится в одном из голосов, осталь­ные же голоса (подголоски) представляют собой вариан­ты-ответвления основного мелодического голоса. Эта фактура свойственна ряду народно-песенных культур, и в частности русской народной песне; мелодико-гармонический склад — соединение одного из голосов, выполняющих мелодическую функцию, с гар­монической функцией остальных при одинаковом рит­мическом рисунке обоих элементов фактуры; гомофонный склад — разнофункциональное соединение голосов, где мелодию ведет главный голос, а остальные голоса играют роль гармонического сопровождения с от­личающимся от мелодии ритмом;

гармонический (аккордовый) склад — изложение, при котором все голоса выполняют не мелодическую, а под­черкнуто гармоническую функцию1; полифонический склад — многоголосное изложение, ос­нованное на равноправии и относительной мелодической самостоятельности голосов, выполняющих разные мело­дические функции;

смешанный склад — соединение голосов с тремя различ­ными функциями (мелодической, гармонической и кон­трапунктической).

1 Аккордовый склад следует отличать от гомофонии как типа фактуры. В гомофонной фактуре господствует мелодия, и соотношение ее с аккомпа­нементом, как правило, полиритмично.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: