Успех деятельности хорового дирижера немыслим без знания и выявления им специфических особенностей хорового
письма композитора.
На протяжении веков художественная практика отбирала и отшлифовывала разнообразные выразительные приемы изложения, соединения и переплетения хоровых голосов, которые вошли в хороведение и теорию хорового исполнительства как понятие хоровое письмо, или хоровая инструментовка. В зависимости от художественного образа и его изменчивости функции хоровых голосов также меняются. Такие функциональные видоизменения хоровой ткани, приемов изложения могут не только помочь дирижеру постичь процесс развертывания музыкальной формы сочинения, но и подсказать ему необходимые формообразующие и экспрессивные средства исполнительской выразительности. По замечанию С.С. Скреб-кова, выявление в исполнительском процессе художественной организации многоголосия есть, по существу, «борьба за овладение вниманием слушателей, за выразительность, за художественный успех»1.
|
|
В хоровой ткани можно выделить три основные функции: мелодическую, гармоническую и контрапунктическую.
Мелодическая функция связана с проведением в одной или нескольких партиях основной музыкальной мысли.
Гармоническая функция, охватывающая несколько голосов, — это функция сопровождения, аккомпанемента.
Контрапунктическая функция связана с дополнением, расцвечиванием, развитием основной музыкальной мысли с помощью контрастных мелодий в других голосах.
1 Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. — М., 1973.—С. 218.
90 Глава 4. Хоровая партитура
Как правило, в хоровой партитуре эти функции взаимосвязаны. Так, голоса с ярко выраженной гармонической функцией при мелодическом обогащении могут приобретать значение контрапунктических, не теряя при этом своей гармонической природы. С другой стороны, контрапункт может осуществлять и гармоническую функцию со всеми свойственными ей признаками.
Конкретная художественная организация хорового многоголосия реализуется в фактуре. Фактура (лат. factura — обработка, от facio — делаю) — совокупность средств музыкального изложения, образующая технический склад музыкального произведения, его музыкальную ткань. Поэтому иногда вместо термина «фактура» употребляются как синонимы значения: склад, строение, сложение, изложение, подразумевающие компоненты произведения, развертывающиеся по вертикали. Элементами фактуры являются мелодия, бас, отдельные голоса, аккорды, выдержанные звуки, фигурация, орнаментика.
С точки зрения исполнителя очень важной особенностью фактуры является то, что она является категорией, связанной с пространственными компонентами музыкального восприятия. Как отмечает Е.В. Назайкинский, «связи пространствен- ных представлений с различными элементами фактуры — с аккордикой, взаимным расположением голосов, соотношением тембров и регистров, с дифференциацией линий, планов, фактурных пластов многоголосного целого — едва ли не наиболее очевидны. Ведь понятие музыкальной фактуры включает в себя все три измерения пространства: "глубину" — расслоение на функционально разнородные планы, "вертикаль" — дифференциация линии и пластов по высотнорегистровому положению, "горизонталь" — время, необходимое для развертывания всех необходимых деталей фактуры»1.
|
|
Не менее важной для исполнителя особенностью фактуры является то, что она связана не только с пространственными, но и временными ощущениями и ассоциациями. Так, фактурная «глубина», охват крайних высотных регистров часто вызывает представление о далеком историческом прошлом, о воспоминаниях, о мечтах и т.д., а смена фактуры, фактурная многослойность и многоплановость — о взаимосвязи прошлого и настоящего, мечты и реальности.
1 Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. — М., 1972.— С. 95.
Функции хоровых голосов
И наконец, нельзя недооценивать роль изложения как фактора формообразующего. Поскольку фактура представляет собой одно из наиболее стабильных, устойчивых музыкальных средств, ее изменения сразу же воспринимаются как важные изначимые.
В зависимости от того, какой общий принцип (склад письма) лежит в основе музыкальной ткани, всю совокупность известных в хоровой практике типов фактуры можно свести к следующим разновидностям:
мелодико-монодический (одноголосный) склад — соединение голосов с одной и той же мелодией в унисон или в октаву;
мелодико-подголосочный склад — изложение, в котором главная мелодия проводится в одном из голосов, остальные же голоса (подголоски) представляют собой варианты-ответвления основного мелодического голоса. Эта фактура свойственна ряду народно-песенных культур, и в частности русской народной песне; мелодико-гармонический склад — соединение одного из голосов, выполняющих мелодическую функцию, с гармонической функцией остальных при одинаковом ритмическом рисунке обоих элементов фактуры; гомофонный склад — разнофункциональное соединение голосов, где мелодию ведет главный голос, а остальные голоса играют роль гармонического сопровождения с отличающимся от мелодии ритмом;
гармонический (аккордовый) склад — изложение, при котором все голоса выполняют не мелодическую, а подчеркнуто гармоническую функцию1; полифонический склад — многоголосное изложение, основанное на равноправии и относительной мелодической самостоятельности голосов, выполняющих разные мелодические функции;
смешанный склад — соединение голосов с тремя различными функциями (мелодической, гармонической и контрапунктической).
1 Аккордовый склад следует отличать от гомофонии как типа фактуры. В гомофонной фактуре господствует мелодия, и соотношение ее с аккомпанементом, как правило, полиритмично.