Агогических, динамических, тембровых) средств и приемов

При этом нужно иметь в виду, что даже в совершенстве вы­ученные порознь полифонические голоса при автоматическом их соединении теряют свою индивидуальность, в результате чего конрапунктическая фактура становится нечеткой, «раз­мытой» и плохо прослушивается. Дирижеру необходимо уде­лить большое внимание их соединению, дабы достичь высшей двуединой цели исполнительской интерпретации полифони­ческого целого: рельефного воплощения элементов музыкаль­ной ткани в их одновременности (по вертикали) и последова­тельности (по горизонтали).

Осознанию полифонического целого очень помогает просле­живание становления темы на всем протяжении произведения с дифференциацией тематического и нетематического матери­ала. Такая работа формирует в сознании исполнителя более объемный и многомерный образ темы, который рождается из сопоставления различных ее проведений, сходных в главном, но отличающихся в деталях. Кроме того, это способствует формированию чувства «сквозного действия» непрерывно­го полифонического развития. Однако стремление к не­прерывности не должно перерастать в нерасчлененность речи. В полифонии подобная опасность очень велика в связи с та­кими ее особенностями, как одновременное сочетание различ­ных по фразировке мелодических линий, отсутствие четкого кадансирования и симметрии построений. Поэтому исполни­телю очень важно использовать те немногочисленные сред­ства, которые дают возможность слуховой «разрядки», помо­гают почувствовать значение вертикальных граней и создают впечатление относительной законченности, разграниченно­сти. Это, в первую очередь, паузы, цезуры, замедления и ус­корения темпа, пластовая, контрастная или, напротив, по­стоянная или плавная динамика, различные способы артикуляции и, конечно, фразировка, основанная на взаимо­связанном процессе объединения отдельных построений в единое целое и разграничения их друг от друга.

Вдовершение сказанного хочется обратить внимание на то, что работа исполнителя над различными типами фактуры тре­бует от него наличия соответствующего вида слуха. Дело в том, что музыкальный слух обладает сложной структурой, включающей в себя множество компонентов, направленных


106 Глава 4. Хоровая партитура

на восприятие различных сторон музыки (звуковысотной, рит­мической, динамической, тембровой и т.д.). В исполнительс­кой практике в последнее время утвердилось разделение музы­кального слуха в зависимости от его объекта на мелодический, гармонический и полифонический слух. Под мелодическим слухом понимают способность полно и убедительно раскрыть (в восприятии и исполнении) эмоционально-психологическую сущность одноголосно изложенной музыкальной мысли. Гар­монический слух — та же способность по отношению к много­голосию, т.е. комплексам звуков различной высоты в их од­новременном сочетании и в связи созвучий. Полифонический слух — способность, направленная на целостное восприятие специфических свойств полифонической музыки и полифо-ничности в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: