Фразировка

Музыкальное исполнение — это живая, интонационно вы­разительная, естественно текущая, связная речь, искусство музыкального повествования, в основе которого лежит владе­ние музыкальной фразой.

В сущности, одна из основных задач анализа формы в наи­более узком (структурном) смысле состоит в том, чтобы на­учить исполнителя строить фразу на основе изучения ее струк­туры.

Обычно элементы структурной организации хорового про­изведения — периоды, предложения, фразы, мотивы — дос­таточно ясно ощущаются на слух и легко обнаруживаются зри­тельно. Однако в большинстве случаев даже простая структура заключает в себе возможность различного толкования, то есть различной фразировки.

Возьмем широко известный «Утес» В.Я. Шебалина. Его первый раздел очень прост по строению — предложение из че­тырех интонационно и структурно замкнутых фраз. Но и здесь у исполнителя появляются по крайней мере три варианта структурного оформления музыки: а) членение предложения на ряд двутактов; б) разделение его на две четырехтактные, фразы; в) соединение всех фраз в замкнутое целое.

Другой пример — первая часть «Зимней дороги» того же автора, представляющая собой период повторного строения из двух сходных по своему началу восьмитактных предложений.


Средства исполнительской выразительности 185

Первое предложение состоит из трех построений (2+2+4): за двумя двутактными следует третье, равное по длительности сумме двух первых. Эта структура, известная под названием «структура суммирования и объединения», сама подсказыва­ет верную исполнительскую фразировку предложения — три «волны», последняя из которых перекрывает предыдущие и сливается с ними в единое целое. Если же не учитывать этого, то может произойти членение фразы на однотактные обороты (1+1+1+1+2+2).

Начальный период хоровой миниатюры «Наташа» из цик­ла Г. Свиридова «Пушкинский венок» содержит в себе струк­туру дробления с замыканием (2+2+1+1+1+2). Присущая му­зыке повторность может стать фактором, способствующим расчлененности, или напротив, фактором связующим, объе­диняющим. В частности, два однотактных оборота во второй половине периода объединятся с замыкающим двутактом в суммирующую заключительную фразу только при условии темпоритмического сжатия, концентрации, сквозного направ­ленного поступательного движения, то есть средств, усилива­ющих тяготение к интонационной вершине фразы. Простое же повторение однотактов вне связи с единым целеустремленным движением, без внутреннего сжатия, лишь расчленит его на ряд ничем не связанных между собой звеньев.

В хоровом исполнительстве фразировка зависит от строе­ния как музыкального, так и поэтического текста. Важно сле­дить за их соответствием. Довольно часто бывает, что одна фраза словесного текста разорвана на две музыкальные, раз­деленные паузой; или, наоборот, две поэтические фразы со­единены в одну музыкальную; или, что еще хуже, одно-два слова стиха ввиду окончания музыкальной фразы переносят­ся в следующую. Таким нелогичным соотношением особенно часто грешат музыкальные произведения, к которым текст писался позже (инструментальные пьесы, переложенные для хора; хоры зарубежных композиторов с русским переводом, духовная музыка с новым текстом и т.д.). Хормейстеру нуж­но быть очень внимательным при фразировке куплетных пе­сен, где слова в разных куплетах не всегда соответствуют структуре мелодии. Например, в первом куплете хора Р. Шу­мана «Вечерняя звезда» обращает на себя внимание противо­речие между строением музыкального текста и структурой (и смыслом) русского перевода (стихи второго куплета полно-


186 Глава 6. Репетиционная работа с хором

стью совпадают с музыкальной фразировкой). Стихотворное
двустишие состоит изобращения и следующей за ним целост­
ной мысли:

Далекий мой друг, твой радостный свет Мне с неба приносит вечерний привет.

Музыка представляет собой период из трех фраз (2+2+4). После слова «свет» следует пауза, которая, разрывая мысль последующего текста, лишает смысла всю фразу.

Исправить эту погрешность можно двумя способами: либо изменить поэтический текст и привести его в соответствие с музыкой, либо преодолеть расчлененность мелодии при помо­щи ликвидации паузы и использования цепного дыхания.

Очень важным моментом, определяющим фразировку хо­рового произведения, является учет особенностей взаимоот­ношений музыкального и поэтического метра, в частности реальных словесных ударений, возникающих при исполнитель-ском прочтении стихотворения. Здесь необходимо учитывать по­ложение мотива, фразы и вообще любого построения по отно­шению к сильной доле такта — ведь известно, что каждое музыкальное предложение, фраза, период могут начинаться как с сильной доли такта (хорей), так и со слабой (ямб).

В поэтической речи помимо словесных возникают еще фра­зовые ударения, выделяющие наиболее важное по смыслу слово предложения, строки, строфы. Каждое достаточно обширное речевое высказывание распадается на несколько взаимоподчиненных фразовых групп, объединенных ударе­ниями, различными по силе. При вокализации текста — по­этического или прозаического — фразовое (логическое) уда­рение имеет сравнительно большее значение, нежели словесное или метрическое. Подчеркивание смысловых акцен­тов исполнительскими средствами (темпоритмическими, ди­намическими, артикуляционными) поможет сгладить погреш­ности музыкальной декламации, в частности несовпадение ударных слогов с сильными, безударных — со слабыми доля­ми такта и другие несоответствия поэтического и музыкаль-ного метра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: