Глава 6. Репетиционная работа с хором


во всех регистрах и, что особенно важно, гибкий в тембровом отношении. Влияние певческого голоса дирижера на тембро­вые качества хорового звука проявляется при показе хору фор­мирования вокального звука, интонирования определенной фразы, слова и т.п. Если дирижер лишен хорошего голоса, его влияние на тембр хора может оказаться отрицательным. Не спасает положение и использование фортепиано. Инструмен­тальный звук — далеко не идеальный образец для формиро­вания вокального и хорового тембра. Использование инстру­мента в качестве эталона звучания приводит к тому, что тембр хора становится сухим, невыразительным и лишается лучших качеств, свойственных вокальному звуку.

Значение певческого голоса дирижера заключено еще и в силе воздействия его как живого примера. В нем певцы слы­шат реальное воплощение требований, поставленных дириже­ром перед хором. Эффект дирижерского показа голосом ста­нет еще большим, если хормейстер, продемонстрировав определенный тембровый нюанс, укажет, что его можно дос­тичь с помощью такого-то дыхания, такой-то атаки звука, мимики, артикуляции и т.д. Разумеется, для этого хормей­стеру необходимо хорошее знание особенностей природы пев­ческого звука и особенностей хорового вокала в частности.

Другое чрезвычайно важное средство воздействия на тембр хора — дирижерский жест. Жест опытного дирижера всегда вызывает в звучании хора соответствующий тембро-интона-ционный нюанс. Яркий пример тому — заметное, а иногда и принципиальное изменение звучания хора в случае, когда им руководят разные дирижеры. Однако руки дирижера — это только часть (хотя и очень важная) дирижерского аппара­та. Каким бы ясным, целенаправленным и красивым ни был жест, он утрачивает свою действенность, не подкрепляемый мимикой и выразительностью взгляда. Художественно осмыс­ленная мимика дирижера вызывает соответствующее выра­жение на лицах участников хора, что, в свою очередь, оказы­вает большое влияние на формирование тембра хоровой звучности.

В этой связи очень полезны тембро-интонационные упраж­нения, суть которых — в пропевании одного и того же фраг­мента сочинения с сознательным изменением тембра. В зави­симости от поставленной перед хором задачи этот фрагмент может прозвучать нежно, ласково, светло, сурово, мужествен-


Средству исполнительской выразительности 179

но, драматично. Здесь большую роль играет как дирижерский показ, так и умение объяснить хору нужный характер звуч­ности.

В заключение обратим внимание на то, что в хоре интерес­ные тембровые краски можно извлечь, выявив особенности звучания одной из хоровых партий. Например, если выделя­ется басовая партия, то при постепенном уменьшении ярко­сти верхних голосов можно создать впечатление полного, объемного и фундаментального хорового звучания. Если же выделить сопрановую партию (аналогично прикрывая осталь­ные голоса), возникает впечатление легкого, прозрачного зву­чания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: