собранности участников хора и др. В такой обстановке дирижер может вспылить, высказать замечание в излишне резкой форме, создать тем самым некоторое отчуждение между собой и коллективом, чего ни в коем случае нельзя допускать. Лучшая атмосфера концерта — атмосфера симпатии, взаимопонимания и доверия, поэтому дирижеру следует особенно внимательно контролировать себя, свое поведение, форму и стиль замечаний, ведь он отвечает за эмоциональный и творческий настрой коллектива, поэтому его волнение участники хора чувствовать не должны.
Как побороть волнение? Главное — максимально сосредо-точиться на исполняемой музыке, быть уверенным в своих силах, не терять ощущения контакта с исполнительским коллективом и с публикой. Хотя дирижер стоит спиной к залу и не видит лиц слушателей, он все равно чувствует, найден контакт с ними или нет.
Очень важный момент, влияющий на состояние дирижера во время концерта, — ощущение эстрады. Выходя на сцену, каждый артист, независимо от опыта, испытывает некоторую скованность, избавиться от которой помогают опять же пол-
ная сосредоточенность на исполняемой музыке, убежденность в способности волевого и эмоционального воздействия на певцов, а через них и на слушателей.
Творческий подъем на концерте должен быть более интенсивным, нежели на репетиции. Здесь с самого начала нужно уже иметь определенный эмоциональный настрой. Поздно искать что-то новое, поздно анализировать; все уже должно быть найдено. Дирижер, чего-то не додумавший, не доделавший и рассчитывающий на наитие и вдохновение во время концерта, вряд ли добьется успеха.
Вместе с тем концертное исполнение — это ни в коем случае не механическое воссоздание заученного на репетициях. В нем обязательно присутствуют элементы импровизации — как важная предпосылка к тому, что у исполнителей во время концерта не исчезнет свежесть первосозидания. И дирижер, и участники хора должны испытывать такое чувство, будто они исполняют музыку впервые. Тогда и у слушателей возникнет ощущение сиюминутного рождения произведения — главная его притягательность.
Таковы некоторые особенности, отличающие концертное исполнение произведения от репетиционной работы над ним.
Специфика концертного исполнения
Главная же из них состоит в том, что на концерте изменяются средства и возможности воздействия дирижера на коллектив. Если в ходе репетиции дирижер может передать певцам свои намерения с помощью слова, исполнительского показа (голосом или на инструменте), выразительного движения, жеста, то на концерте единственным средством общения с исполнителями является дирижирование. Казалось бы, одно это обстоятельство должно утвердить важность и необходимость совершенствования дирижерской техники на этапе воспроизведения исполнительского замысла. Однако, как это ни странно, многие хоровые дирижеры не уделяют этому должного внимания. Объясняется это тем, что на концерте руководитель хора демонстрирует результат репетиционной работы, которого можно достигнуть, как уже отмечалось, и без посредства дирижирования. Иногда малейшие детали исполнения, нюансы и штрихи настолько отшлифовываются в ходе репетиции, что на концерте дирижеру достаточно лишь напомнить о них мимикой или жестом. Бывает, что хор, руководитель которого обладает сравнительно примитивной дирижерской техникой, в концертном показе может произвести неплохое впечатление на публику.
Другая причина недооценки дирижерской техники — отсутствие непосредственной связи между движением руки дирижера и звуковым результатом. Одну и ту же силу звука, например, можно получить различными способами, используя жест, мимику, взгляд, положение корпуса. Отсюда и невозможность установления зависимости между качеством исполнения и средствами, которыми оно достигнуто. Ведь на качество концертного исполнения может повлиять и число проведенных репетиций, и уровень грамотности хора, и самочувствие певцов, их отношение к произведению, и прием аудитории, взаимоотношения хора и дирижера и т.п. «Ошибку пианиста или скрипача слышат если не все, то многие, — пишет в этой связи Н.А. Малько. — Ошибку дирижера слышат очень немногие. Редко кто разбирается в целесообразности движений рук дирижера и потому действительно слышит, то есть понимает, его ошибку»1. И наконец, третья причина обусловлена тем, что инструмент дирижера — хор — может «играть» и самостоятельно.
1 Малько Н.А. Основы техники дирижирования. — М., 1965. — С. 20.
198 Глава 7. Концертное исполнений
Однако все эти аргументы вряд ли могут служить серьезным основанием для игнорирования роли дирижерской техники. Преимущества дирижера, владеющего мануальной тех-никой, перед дирижером, не владеющим ею, несомненны. Выразительное дирижирование, отточенный, образно-яркий жест способствует художественному исполнению. Выразительность дирижерских движений, воздействуя на исполнителей, оказывает известное влияние и на слушателей. Хорошо владеющий речью жеста дирижер может исполнять произведение так, как он хочет исполнить его именно в данный момент, а не так, как это было усвоено на репетициях. Такое исполнение своей непосредственностью, гибкостью, жизненностью производит более сильное впечатление.