Глава 7. Концертное исполнение


собранности участников хора и др. В такой обстановке дири­жер может вспылить, высказать замечание в излишне резкой форме, создать тем самым некоторое отчуждение между собой и коллективом, чего ни в коем случае нельзя допускать. Луч­шая атмосфера концерта — атмосфера симпатии, взаимопо­нимания и доверия, поэтому дирижеру следует особенно вни­мательно контролировать себя, свое поведение, форму и стиль замечаний, ведь он отвечает за эмоциональный и творческий настрой коллектива, поэтому его волнение участники хора чувствовать не должны.

Как побороть волнение? Главное — максимально сосредо-точиться на исполняемой музыке, быть уверенным в своих силах, не терять ощущения контакта с исполнительским кол­лективом и с публикой. Хотя дирижер стоит спиной к залу и не видит лиц слушателей, он все равно чувствует, найден кон­такт с ними или нет.

Очень важный момент, влияющий на состояние дирижера во время концерта, — ощущение эстрады. Выходя на сцену, каждый артист, независимо от опыта, испытывает некоторую скованность, избавиться от которой помогают опять же пол-

ная сосредоточенность на исполняемой музыке, убежденность в способности волевого и эмоционального воздействия на пев­цов, а через них и на слушателей.

Творческий подъем на концерте должен быть более интен­сивным, нежели на репетиции. Здесь с самого начала нужно уже иметь определенный эмоциональный настрой. Поздно ис­кать что-то новое, поздно анализировать; все уже должно быть найдено. Дирижер, чего-то не додумавший, не доделавший и рассчитывающий на наитие и вдохновение во время концер­та, вряд ли добьется успеха.

Вместе с тем концертное исполнение — это ни в коем слу­чае не механическое воссоздание заученного на репетициях. В нем обязательно присутствуют элементы импровизации — как важная предпосылка к тому, что у исполнителей во время концерта не исчезнет свежесть первосозидания. И дирижер, и участники хора должны испытывать такое чувство, будто они исполняют музыку впервые. Тогда и у слушателей возник­нет ощущение сиюминутного рождения произведения — глав­ная его притягательность.

Таковы некоторые особенности, отличающие концертное исполнение произведения от репетиционной работы над ним.


Специфика концертного исполнения



Главная же из них состоит в том, что на концерте изменяются средства и возможности воздействия дирижера на коллектив. Если в ходе репетиции дирижер может передать певцам свои намерения с помощью слова, исполнительского показа (голо­сом или на инструменте), выразительного движения, жеста, то на концерте единственным средством общения с исполни­телями является дирижирование. Казалось бы, одно это об­стоятельство должно утвердить важность и необходимость совершенствования дирижерской техники на этапе воспроиз­ведения исполнительского замысла. Однако, как это ни стран­но, многие хоровые дирижеры не уделяют этому должного вни­мания. Объясняется это тем, что на концерте руководитель хора демонстрирует результат репетиционной работы, кото­рого можно достигнуть, как уже отмечалось, и без посредства дирижирования. Иногда малейшие детали исполнения, нюан­сы и штрихи настолько отшлифовываются в ходе репетиции, что на концерте дирижеру достаточно лишь напомнить о них мимикой или жестом. Бывает, что хор, руководитель которо­го обладает сравнительно примитивной дирижерской техни­кой, в концертном показе может произвести неплохое впечат­ление на публику.

Другая причина недооценки дирижерской техники — от­сутствие непосредственной связи между движением руки ди­рижера и звуковым результатом. Одну и ту же силу звука, на­пример, можно получить различными способами, используя жест, мимику, взгляд, положение корпуса. Отсюда и невоз­можность установления зависимости между качеством испол­нения и средствами, которыми оно достигнуто. Ведь на каче­ство концертного исполнения может повлиять и число про­веденных репетиций, и уровень грамотности хора, и самочув­ствие певцов, их отношение к произведению, и прием аудито­рии, взаимоотношения хора и дирижера и т.п. «Ошибку пиа­ниста или скрипача слышат если не все, то многие, — пишет в этой связи Н.А. Малько. — Ошибку дирижера слышат очень немногие. Редко кто разбирается в целесообразности движе­ний рук дирижера и потому действительно слышит, то есть понимает, его ошибку»1. И наконец, третья причина обуслов­лена тем, что инструмент дирижера — хор — может «играть» и самостоятельно.

1 Малько Н.А. Основы техники дирижирования. — М., 1965. — С. 20.


198 Глава 7. Концертное исполнений

Однако все эти аргументы вряд ли могут служить серьез­ным основанием для игнорирования роли дирижерской тех­ники. Преимущества дирижера, владеющего мануальной тех-никой, перед дирижером, не владеющим ею, несомненны. Выразительное дирижирование, отточенный, образно-яркий жест способствует художественному исполнению. Вырази­тельность дирижерских движений, воздействуя на исполни­телей, оказывает известное влияние и на слушателей. Хоро­шо владеющий речью жеста дирижер может исполнять произведение так, как он хочет исполнить его именно в дан­ный момент, а не так, как это было усвоено на репетициях. Такое исполнение своей непосредственностью, гибкостью, жизненностью производит более сильное впечатление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: