Глава 7. Концертное исполнение


ного из процесса управления зрения и отсутствия выразитель­ности лица»1.

И это понятно. Помимо того что дирижер должен постоян­но видеть исполнителей и контролировать процесс исполне­ния, выразительный взгляд является непосредственно воз­действующей частью дирижерского аппарата. Энергичный, волевой взгляд помогает собрать внимание певцов, он должен непременно сопровождать каждый важный момент исполне­ния. Точнее, не сопровождать, а предвосхищать, поскольку главная задача дирижера — предупредить, подсказать, в ка­ком характере, в каком нюансе, каким способом следует ис­полнить тот или иной фрагмент. Взгляд может одобрить и успокоить певцов, выразить признательность за хорошо вы­полненный прием, воодушевить и охладить, одернуть, оста­новить. Во всех этих случаях выразительный взгляд и живая мимика значат не меньше, чем движения рук.

И все же руки — наиболее активная часть образно-зритель­ного механизма человека. Руками мы разрешаем или запре­щаем, привлекаем или отстраняем, утверждаем или отрица­ем и т.д. Выразительность жестов рук во многом определяется тем, на какой высоте они выполняются. По мнению теорети­ков театра и искусства пантомимы, жесты, берущие начало на уровне живота и здесь же продолжающиеся, несовмести­мы с представлениями интеллектуального порядка и носят от­тенок низменный, практический. Жесты на уровне груди, но­сят оттенок душевности, сердечности, поскольку грудь — область сердца и дыхания, именно поэтому движения на этом уровне обычно свидетельствуют о волнении, эмоциональном возбуждении. Жест на высоте лба относится к сфере мысли, понимания — это область рассудка, разума. Еще выше взле­тают руки, когда мы рассуждаем о том, что истинно возвышен­но. Опущенные руки, склоненная голова — внешние признаки усталости, подавленности, Напротив, радость рас­прямляет человека, заставляет его подчас бурно выражать свои эмоции в раскованных, активных, стремительных, на­правленных вперед и вверх движениях.

Для образной выразительности дирижерских жестов очень важна их связь с пространственными ощущениями (т. е. ощу­щениями высоты и глубины, узости и широты, прибли-

1 Птица К. Б. Очерки по технике дирижирования хором. — М., 1948. — С. 13.


Средства дирижерской выразительности



жения и удаления). Пространственные ощущения часто ассо­циируются с представлениями о свете и мраке, весомости и легкости. Чем ближе к основанию, тем предмет фундаменталь­нее, массивнее. Горы, деревья, островерхие башни готических соборов — классические примеры направленности формы от широкого и монументального к тонкому и легкому. Подобные наблюдения и ассоциации окажут дирижеру неоценимую по­мощь в поиске наиболее выразительных движений и жестов, адекватных характеру музыкального образа. Насколько точ­но выразительность дирижерского движения, жеста, мими­ки раскроет смысл художественно-образного содержания му­зыки, во многом зависит успех исполнения. Несоответствие дирижерского жеста характеру образа не только не помогает исполнению, но может дезориентировать певцов.

Уделяя внимание выразительности жеста, дирижер не дол­жен, однако, недооценивать важность технических моментов. Здесь мы подходим к одной из существенных проблем дири­жерского искусства, взаимоотношениям двух его сторон — технической и художественной.

Как уже говорилось, в основе технической стороны дири­жирования лежит тактирование — жестовое изображение мет­ра, тактового размера. В отличие от схем тактирования, ис­пользующихся, например, при сольфеджировании, каждую долю дирижерского тактирования предваряет движение, на­зываемое ауфтактом. Жест ауфтакта по временной продол­жительности должен быть равен длительности определяемой им доли.

Ауфтакт состоит из трех элементов: замаха — движения вверх (или в сторону), падения — движения вниз, завершаю-щегося ударом, и отдачи — движения вверх, возникающего рефлекторно вслед за ударом. Для подачи ауфтакта рука, как правило, должна занять местоположение предшествующей доли (соответственно схеме тактирования). Затем следует жест «дыхание» — движение вверх или в сторону с небольшой ос­тановкой в конце, аналогичной задержке дыхания перед на­чалом пения, и наконец жест вступления — движение вниз или в сторону, завершающееся ударом.

Описанный выше начальный ауфтакт, или ауфтакт вступ­ления, скоростью замаха и падения определяет и отмечает ос­новной темп произведения. Поэтому дирижеру нужно очень внимательно относиться к правильности движения ауфтакта


204 Глава 7. Концертное исполнение

и перед подачей жеста «дыхание» обязательно мысленно пред­ставить себе темп, в котором должна звучать музыка. Непре­менное условие правильного ауфтакта — тождество времен­ных длительностей замаха и падения. Преждевременно возникающий удар застает исполнителей врасплох: звук из­влекается торопливо, а потому неодновременно. Замедление движения к удару столь же опасно, так как певцы могут не­точно рассчитать момент начала звука.

Особо следует сказать о жесте, указывающем на окончание пения, или жесте «снятие». Этот жест состоит из трех элемен­тов: внимания, приготовления и снятия. Осуществляется жест снятия по тем же правилам, что и жест вступления: и в том, и другом случае правильность выполнения приема обусловли­вает верный ауфтакт. Жест-приготовление, предваряющий снятие, аналогичен жесту «дыхание», жест «снятие» — жес­ту «вступление». Ауфтакт к снятию, как и ауфтакт к вступле­нию, должен обязательно даваться в темпе и характере испол­няемого произведения.

Таким образом, мы рассмотрели следующие функции ди­рижерского жеста: показ темпа, метроритма, начала (вступ­ление) и окончания пения (снятие). Владение техническими приемами, при помощи которых осуществляются данные фун­кции, безусловно, очень важно. Однако эти приемы не ис­черпывают всех задач, которые должен осуществлять ди­рижерский жест в процессе руководства исполнением. Сюда относятся, например, приемы изменения темпа и динамики, интенсивности и окрашенности звука, акцентировки, артику­ляции, фразировки; приемы, с помощью которых наглядно обозначаются различные смысловые связи, присущие музы­кальной речи, жесты, способствующие выравниванию хоро­вого строя и ансамбля.

Остановимся на роли дирижерского жеста в тех сферах, где творческая свобода исполнителя сказывается наиболее полно. Прежде всего это область темпа, динамики, тембра и артику­ляции, то есть те стороны музыкального языка, которые ме­нее всего поддаются какой-либо точной фиксации и в силу это­го дают дирижеру широкие возможности для проявления его индивидуальности.

К тому же темп, динамика, тембр, артикуляция, фразиров­ка — это те средства музыкального языка, которые воздейству­ют на слушателя наиболее непосредственно и сильно, и пото-


Средства дирижерской выразительности



му дирижеру особенно важно представлять себе все способы и приемы их дирижерского воплощения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: