Темп и жест

«Если, — писал Р. Вагнер, — объединить все факторы, от которых зависит правильное исполнение дирижером музы­кального произведения, то они в конечном счете сведутся к правильному темпу; выбор и определение последнего сразу же показывает нам, верно ли понято дирижером данное произве­дение»1.

Понятна поэтому роль и значение начального ауфтакта, со­здающего предварительное представление о темпе. Дальней­шее ощущение темпа закрепляется междольным ауфтактом. Большое влияние на темп оказывает момент отдачи, являю­щийся результатом отражения удара, определившего начало доли. По скорости и характеру движение отдачи должно соот­ветствовать скорости замаха предшествующего ауфтакта. Не­соответствие замаха и отдачи является одной из главных при­чин неверного восприятия исполнителями темпа.

С темпом самым непосредственным образом связана вели­чина жеста. Чем быстрее скорость, тем меньше должен быть объем движения. В основе этого закона — принцип маятни­ка, который тем медленнее движется, чем он длиннее и чем тяжелее подвес. Не подлежит сомнению, что двигать кистью в быстром темпе гораздо легче и естественнее, чем всей рукой. Широкий жест в быстром темпе утяжеляет музыку. При ожив­лении темпа следует постепенно переходить от движения всей рукой к кистевому движению, а при замедлении последова­тельно подключать к кисти локоть, плечо, а затем и всю руку.

Постепенное, длительное ускорение темпа лучше всего вы­разить при помощи небольшого и незаметного ускорения дви­жения отдачи. Соответственно, незначительного замедления можно достичь при помощи небольшого торможения, утяже­ления момента отдачи. Резкое неожиданное замедление тре­бует более активных и заметных средств. Лучше всего в мо­мент резкого торможения подключать локоть и плечо, участие которых в движении отдачи является сильным замедляющим

1 Вагнер Р. О дирижировании // Дирижерское исполнительство. — М., 1975.— С. 95,


206 Глава 7. Концертное исполнение

средством. В длительных замедлениях целесообразнее снача­ла использовать предплечье, а плечо подключать после того, как предплечье исчерпало свои возможности.

Часто встречающаяся ошибка дирижеров — подкрепление ускорения обязательным крещендо, а замедления — димину­эндо с соответствующим увеличением амплитуды жеста при крещендо и уменьшением при диминуэндо. В случае, если та­кие сочетания обозначены композитором, некоторые измене­ния амплитуды возможны, но лучше всего передавать эти из­менения, сохраняя объем жеста.

Наиболее органичны для дирижирования противополож­ные комбинации — сочетание замедления с крещендо и ускоре­ния с диминуэндо. Первое применяется для подчеркивания наи­более значительных моментов музыкального развития — подхода к кульминации, возвращения к основной теме, резю­мирования, заключения мысли; второе — для воплощения пространственных эффектов, ассоциирующихся с уменьшени­ем, удалением, для передачи ощущения некоторой незавер­шенности, неисчерпанности, для подчеркивания перехода от моментов более ярких и значительных к менее ярким.

Органичность данных сочетаний определяется тем, что уве­личение амплитуды и массы руки одинаково естественны и для передачи замедления и для передачи крещендо, равно как уменьшение объема жеста и облегчения его веса столь же ес­тественны для ускорения и для диминуэндо.

Из других агогических изменений темпа наибольшую труд­ность для исполнителя представляют ферматы.

Встречаются, как отмечалось, три основных случая исполь­зования фермат: в конце, в начале и внутри произведения или его разделов. Из них наиболее простой в техническом отноше­нии случай — фермата в конце построения, поскольку после нее уже нет движения музыки. Снятие такой ферматы осуще­ствляется тем же движением, что и обычное снятие звука, — с помощью предшествующего снятию ауфтакта. По этой при­чине данный вид ферматы называют снимаемой ферматой. В случаях, когда фермата ставится в начале или в середине построения и непосредственно после нее движение музыки продолжается, дирижерский жест «снятие» должен быть од­новременно сигналом к продолжению исполнения. Этот вид ферматы в хормейстерской практике носит название неснима-емой ферматы. Иногда, чтобы придать музыке более спокой-


Средства дирижерской выразительности



ный, плавный характер, дирижер может переходить на укруп­
ненную единицу отсчета: с трех или двух — на раз, с четырех
или шести — на два. Естественно, что наличие в такте двух
медленных движений вместо четырех быстрых вызывает пред­
ставление о более спокойном характере музыки, хотя темп в
действительности остается неизменным. Необходимость пере­
хода на более укрупненный рисунок тактирования обуславли­
вается также причинами технического порядка, например при
большом ускорении, когда дирижирование в обычной схеме
может произвести впечатление суеты. Напротив, при очень
большом замедлении темпа возникает техническая необходи­
мость перехода к учащенному рисунку тактирования (с 2/4 на
4/8, 6/8, 8/8 и т.д.). Момент такого перехода регламентирует­
ся пределами воспроизведения и восприятия медленного и
быстрого движения. Очень важно с переключением на более
быстрый или медленный рисунок не нарушать постепенность
перехода. Имеющий здесь место недостаток — часто непропор­
циональное увеличение или уменьшение первой же доли но­
вого метрического счета, в результате чего нарушается уже
наметившаяся прогрессия изменения темпа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: