Глава 7. Концертное исполнение


Описанные здесь выразительные приемы дирижирования, конечно, нельзя рассматривать как нечто готовое, раз навсег­да заданное. Механическое перенесение руки в высокую или низкую позицию, уменьшение или увеличение жеста не даст требуемого результата, если это не будет органически выте­кать из исполняемой музыки. Достоинство или недостаток любого дирижерского движения определяется в первую оче­редь тем, насколько движение целесообразно, насколько оно соответствует данному произведению, данному автору, данно­му стилю. Поэтому единственно верный путь в работе над вы­разительностью жеста заключается в глубоком постижении стиля и характера произведения, в отборе и отшлифовке тех дирижерских средств, которые соответствуют музыке, испол­нительским задачам и индивидуальным особенностям дири­жера. Ведь техника дирижирования, как одна из внешних форм проявления исполнительского процесса, является лишь средством раскрытия конкретного музыкального содержа­ния, зеркалом внутренней творческой жизни музыканта. Только в том случае, если дирижер понимает свою функцию как интонирование музыки, раскрывающее драматургию и образный строй произведения, дирижирование становится искусством.

И еще один важный момент. Естественность дирижерс-кого языка, широкие связи и ассоциации с жизненной прак­тикой делают его понятным не только исполнителям, но в определенной мере и слушателям. Это обстоятельство не следует недооценивать. Разумеется, весь комплекс вырази­тельных средств дирижера адресован в первую очередь ис­полнителям, но одновременно он оказывает воздействие и на аудиторию.

Восприятие движения дирижера для большинства слуша­телей служит как бы руководящей нитью при постижении му­зыки (конечно, если дирижерская жестикуляция не превра­щается в позерство, отвлекающее от слушания). «Я всегда терпеть не мог слушать музыку с закрытыми глазами, — вспо­минал И.Ф. Стравинский. — Зрительное восприятие жеста и всех движений тела, из которых вытекает музыка, совершен­но необходимо, чтобы охватить эту музыку во всей ее полно­те»1.

1 Стравинский И.Ф. Хроника моей жизни.— Л., 1963. — С. 122.


Средства дирижерской выразительности 221

Из сказанного ясно, что совпадение зрительного ощущения со слуховым, соответствие того или иного дирижерского жес­та характеру данного образа, данного звучания имеет для слу­шательского восприятия огромное значение. Именно этим объясняется тот факт, что дирижеры, пластика и жест кото­рых не переводят адекватно звуковой образ в зрительный, не могут достичь такого контакта со слушателями и той атмос­феры в зале, какую создают дирижеры, в совершенстве владе­ющие этим даром.

Закончить же этот раздел хотелось бы словами известно­го советского хормейстера и педагога профессора С.А. Ка-зачкова: «Дирижерская техника — очень важный, но дале­ко не единственный компонент искусства дирижирования. Если дирижер не обладает развитым музыкальным мышле­нием, воображением и волей, если он не разбирается тонко и уверенно в огромном разнообразии жанров, стилей, форм и выразительных средств музыки, если его репетиционная техника слаба и в работе с хором или оркестром он беспомо­щен, то никакая внешняя дирижерская техника не воспол­нит эти решающие недочеты его профессионально-художе­ственного облика.

Более того (и в данном случае это главное), настоящую ди­рижерскую, художественно-исполнительскую технику может приобрести только тот, кто вооружен соответствующим музы­кальным мышлением, теоретическим и практическим знани­ем своего инструмента (хора, оркестра), ибо дирижерская тех­ника — только средство воплощения творческих замыслов, а не самоцель1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: