Исполнительский стиль

Рассмотренные стилевые уровни присущи и музыкально-исполнительскому искусству, хотя понятно, что основу для формирования стиля исполнения музыки того или иного ав­тора создает прежде всего осознание его творческого стиля, стиля направления и эпохи, к которым он принадлежит. Имен- но с этой позиции — соответствия или несоответствия стилю композитора — подходят к проблеме исполнительского стиля выдающиеся музыканты и педагоги. Так, Г.Г. Нейгауз в свой-


234 Глава 8. Проблема стиля в хоровом исполнительство

ственном ему полушутливом тоне пишет по этому поводу: «По-моему, есть четыре вида "стиля исполнения". Первый — ни­какого стиля: Бах исполняется "с чувством" a la Chopin или Фильд, Бетховен — сухо и деловито a la Clementi, Брамс — порывисто и с эротизмом а 1а Скрябин или с листовским пафо­сом, Скрябин — салонно а 1а Ребиков или Аренский, Мо­царт — а 1а старая дева и т.д., и т.д.

Второй — исполнение "морговое": исполнитель так стеснен "сводом законов" (часто воображаемых), так старательно "соблюдает стиль", так доктринерски уверен, что можно играть только так и никак не иначе, так старается показать, что автор "старый" (если, это, не дай бог, Гайдн или Моцарт), что в конце концов бедный автор умирает на глазах у огорченного слушате­ля и ничего, кроме трупного запаха, от него не остается.

Третий вид, который прошу никак не смешивать с преды­дущими, — исполнение музейное, на основе точнейшего и бла­гоговейного знания, как исполнялись и звучали вещи в эпоху их возникновения, например, исполнение Брандербургского концерта с небольшим, времен Баха, оркестром и на клавеси­не со строгим соблюдением всех тогдашних правил исполне­ния (ансамбль Штросса, Ванда Ландовская с ее клавесином; для полноты впечатления было бы желательно, чтобы публи­ка в зале сидела в костюмах эпохи: париках, жабо, коротких штанах, туфлях с пряжками и чтобы зал освещался не элект­ричеством, а восковыми свечами).

Четвертый вид, наконец, — исполнение, озаренное "про­никающими лучами" интуиции, вдохновения, исполнение "современное", живое, но насыщенное непоказной эрудици­ей, исполнение, дышащее любовью к автору, диктующее бо­гатство и разнообразие технических приемов под лозунгом: "Автор умер, но дело его живо!" или: "Автор умер, но музыка его жива!", если же автор жив, — под лозунгом: "И будет жить еще в далеком будущем".

Ясно, что виды № 1 и № 2 отпадают: первый — из-за глупо­сти, незрелости и молодости, второй — из-за старости, пере­зрелости и глупости.

Остаются: № 4, бесспорно, самый лучший, и № 3 — в виде ценного, весьма ценного приложения к нему... Верным для меня остается одно: стиль, хороший стиль — это правда, истина»1.

1Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. — М., 1956. — С. 256—257.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: