Исполнительский стиль



В этом высказывании выдающегося исполнителя и педаго­га ясно определяется, где надо искать ключ к правдивому вос­созданию образов прошлого, в каком соответствии в подлин­ном искусстве должны сочетаться историзм и ощущение современности.

Однако исполнительский стиль определяется не только вер­ностью передачи стиля музыки. В силу надстроечного харак­тера исполнительского процесса трактовка понятия «стиль» в музыкальном исполнительстве сложна и двойственна. С од­ной стороны, верная трактовка исполнителем произведения невозможна без глубокого уяснения всех стилевых уровней, характеризующих творчество данного автора. С другой сторо­ны, на ступени исполнительского творчества — категории над­строечной по отношению к композиторскому творчеству — от­меченные выше стилистические уровни тоже существуют.

Рассматривая, например, исполнительский стиль как ис­торическое явление, можно установить, что каждая истори­ческая эпоха порождала характерные для себя исполнительс­кие течения. Так, в эпоху классицизма откристаллизовался стиль исполнения, строго соответствующий эстетическим представлениям того времени. Возвышенность сочеталась в нем с лаконизмом выразительных средств; чувственное нача­ло подчинялось интеллекту; страстность имела оттенок интел-лектуализированной, строгой патетики.

В романтическую эпоху произошла коренная ломка испол­нительского стиля, наполнившегося пылкостью, восторжен­ностью, чувственной экзальтацией. Наконец, во второй поло­вине XIX в. вместе с расцветом реализма неотъемлемыми качествами исполнительства стали объективность, психоло­гизм, искусство художественного перевоплощения.

Столь же естественно, что стиль исполнения, охватывая группы родственных друг другу по эстетическим позициям исполнителей, бывает связан с тем или иным направлением. Направление обычно берет свое начало от исполнительской манеры какого-либо большого артиста или руководимого им музыкального коллектива (хора, оркестра, ансамбля). Раз­виваясь в творчестве последователей, подобная характерная ма­нера постепенно складывается в определенный, отличающийся особенностями и традициями интерпретации исполнитель­ский стиль, школу. Так, например, создавался известный игумновский стиль исполнения музыки Чайковского, дани-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: